0
18925
Газета НГ-Энергия Печатная версия

08.11.2021 18:20:00

Морской транспорт сокращает выбросы

Судоходные компании пробуют аммиак в качестве топлива

Тэги: морской транспорт, парниковые газы, выбросы, судовое топливо, аммиак


морской транспорт, парниковые газы, выбросы, судовое топливо, аммиак К концу столетия Международная морская организация надеется свести к нулю выбросы парниковых газов при перевозках. Фото Reuters

Япония перешла к активному внедрению аммиачного топлива в сфере энергетики и морского транспорта. Пока что спрос на аммиак в стране держится на уровне около миллиона тонн в год и применяется в основном в промышленности и для производства удобрений. Однако по новой программе к 2050 году его потребление должно выйти на 30 млн т в год. Водород и аммиак обеспечат 10% энергетического портфеля. Это поможет стране к этому же времени достичь углеродной нейтральности. Ведь при сжигании аммиачного топлива углекислый газ не выделяется. А Международная морская организация еще три года назад установила цель до 2030 года сократить выбросы парниковых газов в секторе морских перевозок по крайней мере на 40% в сравнении с 2008 годом, до 2050 года – вдвое, а к концу столетия свести этот показатель к нулю.

Поэтому неудивительно, что японские компании одними из первых в мире включились в разработку судов, двигатели которых смогут эффективно использовать аммиак. Так, 34 компании и организации во главе с токийской ITOCHU Corporation приступили к масштабному исследованию. Они рассматривают следующие вопросы: безопасность использования аммиака в качестве судового топлива; безопасность бункеровки (заправки топливом) судна; технические характеристики аммиачного топлива; выбросы углекислого газа при производстве аммиачного топлива. К дискуссии также привлекли крупных производителей аммиака – североамериканского CF Industries, канадского Nutrien и норвежского Yara International. В будущем планируются консультации и с другими представителями рынка, международными организациями, администрациями портов и регуляторами разных стран.

Главная цель – изучить и упорядочить распространенные проблемы, которые связаны с использованием аммиака в качестве судового топлива. Исследование позволит сформировать глобальную цепочку поставок аммиака и станет шагом вперед в проекте ITOCHU Corporation и ее партнеров по разработке судов, которые могут такое топливо использовать. Первые модели должны появиться уже к 2028 году. K Line, ITOCHU Corporation и NS United Kaiun Kaisha отвечают за демонстрацию работоспособности судна, а Mitsui E&S Machinery за топливный бак, систему подачи топлива, технологии, которые связаны с работой двигателя и мерами безопасности.

Параллельно Mitsui E&S Machinery подключилась и к другому проекту. Она и крупная транспортная компания Японии Mitsui OSK Lines договорились с немецким производителем MAN, чтобы тот держал их в курсе разработки двигателя под аммиачное топливо. И обсудили возможность присоединиться к очереди на закупку. Прибыль от продаж новинки MAN начнет получать в начале 2024 года.

Собственные изыскания в отношении судов на аммиаке ведут и другие японские фирмы. О подготовке демонстрационного проекта объявила Nippon Yusen KK с партнерами. Заявленная стоимость – 12,3 млрд йен (7,5 млрд руб.), причем большую часть – 8,4 млрд йен – предоставит правительственный фонд зеленых инноваций. В 2024 финансовом году компании собираются представить буксирное судно на аммиаке, а в 2026 году – газовоз. Но оба судна будут также использовать немного обычного топлива для запуска, так как аммиак сложно воспламенить. NYK Line, Japan Marine United Corporation и Nippon Kaiji Kyokai подписали соглашение о разработке газовоза на аммиаке, а также баржи для хранения этого топлива и регазификации.

Схожие проекты есть и в других странах. Например, нидерландская C-Job готовит судно для перевозки аммиака, который и будет приводить его в движение. А финская технологическая группа Wartsila и норвежский судовладелец Eidesvik Offshore договорились к 2023 году переоборудовать судовые двигатели для работы на аммиачном топливе.

Тем не менее в данный момент масштабный перевод морских судов на аммиак связан с целым комплексом проблем. С точки зрения борьбы с глобальным потеплением основная загвоздка заключается в том, что, хотя при сжигании аммиака углекислый газ не выделяется, он выделяется при производстве. Чтобы сгладить негативный эффект, японские и другие ученые работают над технологиями использования возобновляемых источников энергии и захвата СО2 для его хранения и повторного использования. Но, по оценке члена совета директоров и почетного казначея Международной ассоциации бункеровщиков Найджела Драффина, есть еще одна неприятная деталь: в выхлопе будет содержаться токсичный материал – остаточный аммиак, который в итоге обеспечит высокий уровень эмиссии оксида азота.

Еще одна проблема – высокая стоимость. С другими видами топлива аммиаку конкурировать пока сложно. Даже с учетом дополнительных налоговых выплат за выбросы углекислого газа мазут выигрывает, отмечает редактор специализированного издания Argus Marine Fuels Стефка Векслер. Например, та же Япония получает топливный аммиак в первую очередь из-за границы. Благодаря развитию технологий и увеличению объемов закупок к 2030 году страна рассчитывает вдвое сократить стоимость топливного аммиака, чтобы он сравнялся со сжиженным природным газом. И тогда можно будет переходить к его коммерческому использованию.

По прогнозу классификационного общества DNV GL, аммиак может стать основным видом судового топлива примерно с 2040 года. Однако конкуренцию ему могут составить природный газ и метанол. А вот водород для этих целей не подходит, так как занимает слишком большой объем, но может служить источником производства других видов топлива. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
6671
Аммиак становится основой безуглеродной топливной системы

Аммиак становится основой безуглеродной топливной системы

Олег Никифоров

С какими рисками может столкнуться зеленая экономика

0
53993
Биометан вытесняет природный газ

Биометан вытесняет природный газ

Михаил Аким

Ольга Румянцева

Более 20% автомобильного топлива ЕС получает из возобновляемых источников

0
40283

Другие новости