Немецко-украинский форум в Берлине решал проблемы реализации «Северного потока – 2». Фото с сайта www.kmu.gov.ua
Не секрет, что окончание строительства газопровода «Северный поток – 2» и, главное, его запуск во многом связаны с дальнейшим использованием российским «Газпромом» украинской газотранспортной системы. Во всяком случае, такой подход демонстрируют прежде всего европейские партнеры «Газпрома».
Именно украинская газотранспортная система и стояла в центре внимания состоявшегося во второй половине марта в Берлине немецко-украинского экономического форума, который проводился частично в онлайн-формате. По итогам форума ведущая немецкая экономическая газета Hfndelsblatt заявила о намерении канцлера ФРГ Ангелы Меркель увеличить немецкие инвестиции в Украине. Центральную роль, отмечает газета, в этом деле играют водород и российский газопровод. Газета даже задалась вопросом: почему именно сейчас на горизонте появилась Украина? Надвигается третья волна коронавируса, отношения с Россией стремительно ухудшаются, а канцлер Ангела Меркель на экономическом форуме в Берлине в пятницу планирует обратиться к немецкому бизнесу с призывом активнее инвестировать в Украину.
Как считает газета, первым фактором в решении Меркель является то, что экономический успех Украины крайне важен с точки зрения ее противостояния с Россией. Во-вторых, Украина располагает потенциалом для решения задач реализации «зеленой сделки» ЕС (Green Deal). И в-третьих, экономическая судьба Украины тесно связана с реализацией проекта «Северный поток – 2».
О чем же шла речь на форуме? Как отмечается в сообщении предпринимательского союза «Восточный комитет германской промышленности» (Bundesverband der deutschen Industrie), участвовавшего в переговорах, на форуме руководитель украинской делегации премьер Денис Шмыгаль проявил заинтересованность в развитии энергетического партнерства с Берлином. Конечно, палитра переговоров была намного шире, но в интересах наших читателей мы ограничиваемся в основном энергетическими аспектами. В целом нынешний 4-й немецко-украинский форум кроме энергетического сотрудничества затрагивал такие темы, как цифровизация, сельскохозяйственные темы, транспортные возможности страны и планируемые реформы, особенно в области землепользования.
В частности, немецкие компании заинтересованы в расширении возможностей использования украинских портов. Так, Handelsblatt приводит данные Филипа Суинса, представителя рабочей группы по Украине Восточного комитета немецкой экономики. Суинс руководит HHLA International. На протяжении 20 лет дочерняя компания Hamburger Hafen und Logistik AG эксплуатирует контейнерный терминал в порту Одессы и добилась там роста в размере более 10% в год в течение последних 10 лет. О таких показателях в Гамбурге можно только мечтать, утверждает газета.
Украинский премьер также интересовался возможностями сотрудничества в области авиастроения и космонавтики.
По теме цифровизации между Германией и Украиной был подписан соответствующий меморандум о поддержке проектов цифровизации. Восточный комитет оценивает такое подписание как старт стратегической кооперации. В Украине есть много IT-компаний, работающих на мировые концерны и предлагающих им IT-решения. Речь идет о включении возможностей украинских IT-компаний в решение задач, стоящих перед немецкими фирмами в области цифровизации.
Украина «удивительно хорошо» преодолела кризис, говорит и Александр Маркус, глава Германо-украинской торговой палаты в Киеве. Консалтинговая компания из Киева German Economic Team сообщила о снижении ВВП в прошлом году на 4,6%, а в 2021 году рассчитывает вновь на рост в размере 4,3%.
Энергетическое сотрудничество
Как известно, документы о развитии энергетического сотрудничества были подписаны еще летом прошлого года.
Киев намерен использовать опыт Германии, в частности, для прекращения использования угля в своей экономике. До 2050 года Украина планирует отказаться от угля. Сейчас в украинской системе электроснабжения атомная энергия составляет свыше 51%, уголь – 35%, водород – около 5%, энергия ветра и солнца – около 7%. Генеральный директор крупнейшей украинской энергетической компании ДТЭК Максим Тимченко видит «огромный потенциал» в Украине: одна только энергия ветра может вырасти с нынешних 1,1 до 60 ГВт, солнечная энергия – с 5,4 до 116 МВт. Чтобы понимать значение высказываний Тимченко, стоит привести данные о ДТЭК.
Предприятия этой компании добывают уголь и природный газ, производят электроэнергию на солнечных, ветровых и тепловых электростанциях, распределяют и поставляют электроэнергию потребителям, осуществляют оптовую торговлю энергоресурсами на украинском и зарубежных рынках, предоставляют клиентам продукты и услуги для рационального использования энергоресурсов и развивают сеть скоростных зарядных станций. Именно ДТЭК с 2007 года представляет Украину в Глобальном договоре ООН по климату.
Во время дискуссии по теме «зеленой сделки» ЕС украинский министр инфраструктуры Владислав Криклий утверждал, что к 2035 году как минимум 70% эксплуатирующихся в стране легковых автомобилей будут на электрической тяге.
Планируемый Украиной выход из угольной генерации, занимающей значительную долю производства электроэнергии в стране, может привести к коллапсу энергоснабжения. Фото Дмитрия Товстонога |
Украина намерена помочь ЕС выполнить амбициозную цель – до 2050 года получить нейтральный климатический статус.
Handelsblatt утверждает, что крупнейшая по площади страна Европы (Россия, по мнению немецких журналистов, не считается европейской страной) должна сыграть ключевую роль в «зеленой сделке» ЕС и в среднесрочной перспективе поставлять 7,5 ГВт зеленого водорода в ЕС. Это почти пятая часть того объема, который до 2030 года планируется производить во всем ЕС (40 ГВт).
«Если удастся, это будет смена курса в отношениях между ЕС и Германией с Украиной», – говорит глава Германо-украинской торговой палаты в Киеве Александр Маркус. Но необходимы большие инвестиции, чтобы переоборудовать имеющийся транзитный газопровод для поставок водорода. Кроме этого, предполагается для хранения предназначенного для Европы водорода использовать огромные газовые хранилища.
Мы уже отмечали, что экономическая судьба Украины тесно связана с неоднозначным, по версии Handelsblatt, российским газопроводом «Северный поток – 2». Речь идет прежде всего о финансовых потерях украинского бюджета в несколько миллиардов евро в год. Такие расчеты, в частности, приводит украинский премьер Шмыгаль. Однако даже с учетом этого Берлин все же (видимо, и под давлением своих деловых кругов) настаивает на достройке данного газопровода. Но чтобы достроить газопровод без введения дополнительных санкций США, немецкое правительство, по оценке журналистов Handelsblatt, предлагает новой администрации Джозефа Байдена более активную поддержку Украины. Об этом говорят в правительственных кругах в Берлине, утверждает газета. Поэтому украинская газотранспортная система в перспективе будет переориентирована на поставки водорода. В этом на сегодня главный экономический смысл ее сохранения для Меркель. Хотя сейчас канцлер активно использует лексику о необходимости диверсификации газовых поставок и геополитическом значении Украины для Запада. Все это соответствует действительности, если ее рассматривать с позиций геополитического противостояния России и Запада.
В ходе дискуссии по проблемам энергетики действующий украинский министр энергетики Юрий Ветренко заявил о готовности своей страны помочь Европе реализовать зеленую трансформацию.
Поэтому более важным в развитии отношений двух стран становится водородное сотрудничество. Сейчас оно приобретает конкретные черты. Как пишет Handelsblatt, Украина должна помочь ЕС выполнить амбициозную цель – до 2050 года получить нейтральный климатический статус. Крупнейшая по площади страна Европы должна сыграть ключевую роль в «зеленой сделке» ЕС и в среднесрочной перспективе поставлять 7,5 ГВт зеленого водорода в ЕС. Это почти пятая часть того объема, который до 2030 года планируется производить во всем ЕС (40 ГВт).
Первый пилотный водородный проект планировалось согласовать уже на полях Экономического форума. Речь идет об электролизере стоимостью 25 млн евро и мощностью 8,5 МВт, с помощью которого вода расщепляется на водород и кислород. В проекте будут задействованы помимо правительств обеих стран компания Siemens Energy, а также крупнейший украинский энергетический концерн ДТЭК. Об этом Handelsblatt узнал из немецких правительственных кругов. Но официального подтверждения пока не поступило.
Оборудование для производства водорода планируется установить на сталелитейном заводе в Мариуполе на берегу Азовского моря, где водород будет использоваться для производства стали с сокращенным уровнем выбросов. Сталелитейный завод «Метинвест», как и ДТЭК, принадлежит холдинговой компании SCM украинского олигарха Рината Ахметова. Однако, приводит газета слова генерального директора ДТЭК Максима Тимченко, без политической поддержки и субсидий крупные водородные проекты запустить невозможно. Среди таких мер поддержки, по его словам, – подключение украинской электросети к европейской сети до 2023 года. «Это придаст большой импульс как интеграции нашей страны в ЕС, так и расширению системы возобновляемых источников энергии на Украине», – говорит он.
Британское агентство Reuters, обосновывая значение Украины для реализации российско-германского (или, правильнее сказать, российско-европейского) газового проекта, отмечает, что возможный компромисс с США в вопросе «Северного потока – 2» связан, в частности, с поддержкой Германией Украины при производстве на ее территории водорода и его транспорте в ЕС. Таким образом, пишет агентство, Украина будет удерживаться в качестве игрока на европейском газовом рынке.
С другой стороны, ЕС все равно придется импортировать значительные количества водорода в будущем, и хотя производство водорода технически проще организовать в Австралии или Чили, но транспортные проблемы делают его импорт нерентабельным. В этом плане Украина лежит географически близко к Европе и располагает сетью газопроводов.
комментарии(0)