Ростовская АЭС – чемпион по выработке электроэнергии. Фото с сайта www.rosenergoatom.ru
Атомные станции России выработали в 2020 году рекордное количество электроэнергии – 215,746 млрд кВт-ч, превысив достижение 2019 года – 208,7 млрд кВт-ч, более чем на 7 млрд квт-ч. «Мы завершили 2020 год абсолютным рекордом за всю историю существования российской ядерной энергетики, достигнутым лишь во времена Советского Союза в 1988 году, когда все атомные станции выработали 215,669 млрд кВт-ч (с учетом АЭС Украины, Литвы и Армении)», – отметил генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Андрей Петров. На пике развития ядерной энергетики в Советском Союзе действовало 47 энергоблоков, в настоящее время в РФ – 38 энергоблоков с суммарной установленной мощностью около 29 ГВт. Максимальную выработку среди российских АЭС обеспечили Ростовская (свыше 32,8 млрд кВт-ч), Балаковская (свыше 30, 6 млрд кВт-ч) и Калининская (свыше 28,4 млрд кВт-ч) атомные станции.
Основными факторами, сыгравшими большую роль в повышении выработки электроэнергии, стали в том числе сокращение на 130,5 дня продолжительности ремонтных компаний, позволившее получить дополнительно 2,4 млрд кВт-ч электроэнергии, и переход с 12-месячного на 18-месячный топливный цикл энергоблока № 6 Нововоронежской АЭС. Доля АЭС в общем национальном электропроизводстве (1,063 трлн кВт-ч, по данным системного оператора) составила 20,3% (в 2019 году этот показатель был равен 19%). В Единой энергосистеме (ЕЭС) России их доля выросла до 20,6% против 19,3% в 2019 году (без учета выработки электроэнергии Билибинской АЭС и ПАТЭС, работающих в изолированной системе).
Статистика 2020 года:
■ 22 октября блок № 2 Ленинградской АЭС-2 впервые был подключен к единой электросети. Блок № 2 ЛАЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 (блок № 6 Ленинградской АЭС или Leningrad-2–2 в системе PRIS) cтал четвертым в серии блоков нового поколения «3+», построенных в России. Он заменил блок № 2 Ленинградской АЭС с реактором РБМК, который после 45 лет службы был остановлен 10 ноября 2020 года. Новый блок заменил не только электрическую, но и тепловую мощность остановленного блока – он был впервые подключен к тепло- и водоснабжению горячей водой в г. Сосновый Бор и его промышленной площадке в ноябре.
До конца 2020 года блок № 2 ЛАЭС-2 находился в опытно-промышленной эксплуатации, его мощность поэтапно увеличивалась. (На номинальный уровень мощности он вышел 3 января 2021 года.) Ввод блока в промышленную эксплуатацию планируется в марте 2021 года.
■ 22 мая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) введена в промышленную эксплуатацию. С этого дня «проект по сооружению плавучей атомной теплоэлектростанции в г. Певек Чукотского АО можно считать успешно завершенным. Теперь она полноправно стала 11-й промышленно эксплуатируемой АЭС в России и самой северной в мире», – заявил Петров.
В 2020 году завершен эскизный проект оптимизированного варианта плавучего атомного блока, себестоимость и сроки строительства которого по сравнению с пилотной ПАТЭС значительно снижены, а мощность – увеличена. Экономические показатели обеспечивают ему конкурентность в плане тарифов на электроэнергию как в России, так и на зарубежных рынках.
■ В декабре Росатом и правительство Республики Саха (Якутия) заключили соглашение, которое закрепляет принципы тарифообразования на электроэнергию в рамках проекта сооружения атомной станции малой мощности (АСММ) в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса.
В основе проекта – референтная технология Росатома с реакторными установками РИТМ-200, спроектированными с учетом многолетнего опыта эксплуатации малых реакторов на судах российского атомного ледокольного флота. В 2020 году был завершен полевой этап изысканий. Лицензию на строительство планируется получить в 2024 году, а ввести станцию в строй – в 2028-м.
■ Ростехнадзор продлил лицензию на эксплуатацию БН-600 до 2025 года. Продление срока эксплуатации еще на пять лет позволит выработать дополнительно более 22 млрд кВт-ч электроэнергии.
■ Универсальный атомный ледокол «Арктика» вошел в состав атомного флота России. 21 октября на АЛ в Мурманске прошла церемония поднятия государственного флага Российской Федерации. Ледокол уже совершил первый рабочий рейс в акваторию Северного морского пути.
■ 26 мая в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе состоялась церемония закладки атомного ледокола проекта 2220 «Якутия». АЛ «Якутия» – четвертый ледокол данного проекта, после «Арктики» (головного) и двух серийных: «Сибирь» и «Урал». Сдача в эксплуатацию «Якутии» намечена на 2025 год.
■ 16 декабря на Балтийском заводе состоялась церемония закладки атомного ледокола «Чукотка», пятого ледокола проекта 22220 после «Арктики» (головного и трех серийных АЛ: «Сибирь», «Урал» и «Якутия»). Ввод в эксплуатацию намечен на декабрь 2026 года.
■ В апреле Росатомфлот и судостроительный комплекс «Звезда» подписали контракт на строительство ледокола «Лидер», 6 июля состоялась первая резка металла для его строительства. Ввод ледокола запланирован на декабрь 2027 года.
■ Объем грузооборота в акватории Северного морского пути достиг рекордного значения – 32,97 млн т, превысив годовой план в 29 млн т.
комментарии(0)