0
18474
Газета НГ-Энергия Печатная версия

15.03.2021 17:57:00

Трагическая годовщина Страны восходящего солнца

Десять лет преодоления последствий катастрофы на АЭС "Фукусима-1"

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – журналист.

Тэги: япония, цунами, техногенная катастрофа, аэс, ущерб, восстановление


япония, цунами, техногенная катастрофа, аэс, ущерб, восстановление Сразу после фукусимской аварии уровень радиации замеряли даже у маленьких детей. Фото Reuters

11 марта в Японии день памяти соотечественников, погибших 10 лет назад во время природного катаклизма, великого восточнояпонского землетрясения, цунами и техногенной катастрофы со взрывами реакторов на АЭС «Фукусима-1». Погибло по меньшей мере 22 тыс. человек, включая косвенные жертвы.

Общий ущерб, по данным правительства Японии, составил около 16,9 трлн иен при годовом бюджете страны в те годы 95,0 трлн иен. Волна цунами высотой до 20 м хлынула на побережье, было смыто и затоплено все на протяжении почти 300 км и на 25–30 км от уреза воды. Пострадали города и население пяти префектур: Аомори, Иватэ, Мияги, Фукусима и Ибараки. Более чем в 10 трлн иен оценивался ущерб от разрушения зданий и сооружений, в 3 трлн иен нанесен ущерб сельскому хозяйству и рыболовству, в 2,2 трлн иен – объектам инфраструктуры, в 1,3 трлн иен – от повреждений систем жизнеобеспечения. Пришлось эвакуировать более 470 тыс. человек, из них экстренно, успевших взять с собой только документы, в связи с мощными выбросами опасных радиоактивных веществ из разрушенных реакторов – около 160 тыс. человек жителей префектуры Фукусима.

За 10 лет практически ликвидирован урон от цунами в сфере инфраструктуры. Восстановлены разрушенные объекты дорожной сети. Возобновили работу большинство производственных предприятий, практически завершено восстановление мелиоративной, бытовой и других инфраструктур. Но еще 42 тыс. граждан продолжают числиться эвакуированными и проживают за пределами родных мест. Из них 37 тыс. из префектуры Фукусима, которая в наибольшей мере пострадала от радиоактивного загрязнения.

Но оказывается, что даже тем, кто вернулся несколько лет назад, все еще нужны поддержка и помощь при налаживании быта, особенно в формировании общин граждан на местах в пострадавших районах. При этом в средствах массовой информации отмечается постепенное снижение у общественности внимания к пострадавшим от трагедии Фукусимы. И причина даже не в том, что граждане страны второй год страдают от пандемии COVID-19.

Спустя 10 лет трагедия Фукусимы все еще продолжает лежать тяжким грузом в памяти, отражается на психологическом здоровье. У многих наблюдается чувство невозможности возвращения к прежней жизни вплоть до склонности к суицидам. Статистические сведения о суицидах как крайней степени проявления отрицательного влияния на психологическое здоровье пострадавших во время катастрофы правительство Японии собирает с июня 2011 года. Определяются они только по «связанными с землетрясением» самоубийствами, происходившими в местах эвакуации и временных жилых поселениях, созданных после катастрофы. По данным Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения страны, на конец 2020 года таких самоубийств было 240 (159 мужчин, 81 женщина). По возрасту 56 человек были в группе 50-летних, 53 – в группе 60-летних. 118 из 240 самоубийств приходится на жителей префектуры Фукусима.

Считается, что гораздо больше лиц, страдающих общим посттравматическим синдромом. Поэтому Министерство здравоохранения и сейчас советует лицам при первых признаках его развития обращаться по горячим линиям к психиатрическим службам. В японской прессе подробно разбираются судьбы тех, кто пережил катастрофу.

Описывается путь семьи, которая до катастрофы проживала в городке около АЭС. Глава семьи работал менеджером в магазине, но был вынужден переехать далеко на юг, где устроился работать в подобный же магазин. После выхода на пенсию он решил сменить работу и заняться овощеводством, купил дом в селе. Пару лет обживался, торговал овощами, но Япония – это «страна стихийных бедствий». Сильные ливни прошлогоднего лета вызвали подтопления почти всего села. Герою репортажа повезло, его дом уцелел. Он вспомнил свои чувства после катастрофы в Фукусиме. В форме помощи соседям организовал распродажу своих овощей. Позднее стал закупать оптом и продавать продукты в деревне. Сейчас в своем магазине расширяет торговлю. Его пример приводится как образец для подражания. В других публикациях рассказывается о переселенцах из префектуры Фукусима, которые успешно развивали с ноля свой малый бизнес.

Можно отметить, что число таких публикаций к марту росло. Большинство из них явно имеют целью напомнить о подъеме в народе добрых качеств перед лицом возможных катастроф. Например, фотография довоенного почтового ящика в виде каменной тумбы. Ящик уцелел во время катастрофы. Хозяин участка вычистил его и написал объявление, что это «почта для посланий в адрес погибших», люди пишут погибшим письма. Хозяин регулярно выбирает письма, передает их в местный музей памяти о катастрофе. Некоторые интересные выдержки публикуются в местных СМИ, зачитываются по радио и телевидению.

10 назад почти все японские газеты поместили фотографии неповрежденного прогулочного судна водоизмещением более 100 т и длиной 27 м, заброшенного волной цунами на крышу двухэтажного дома со стенами каменной кладки. Почти сразу поступила масса предложений сохранить судно как памятник о трагедии. Но оно представляло опасность, и его демонтировали. Через несколько лет было снесено и здание, его ремонт был дороже, чем строительство нового. Участок свободен, и на нем планируется построить муниципалитет города. Расчистка участка и строительство здания финансируются правительством страны. Мэр города в память о гибели 39 сотрудников муниципалитета во время беспрецедентного по силе цунами намерен возвести над зданием реплику судна. Но из бюджета деньги на это не положены, а требуется около 450 млн иен. В настоящее время на это идет сбор пожертвований от жителей.

Очень много других примеров моральной поддержки пострадавших, но тем не менее она расценивается как угасающая со временем. В марте 2011 года весьма много сотрудников крупных японских компаний начали работать в некоммерческих организациях, вносящих социальный вклад в общество. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в то время кабинетом министров Японии, доля людей, заявивших, что они хотят помочь обществу, резко возросла. В частности, доля 20-летних выросла до 70%. Однако с тех пор этот показатель в целом снижается и в прошлом году для людей этой возрастной категории он вернулся к наблюдавшемуся до землетрясения и цунами 2011 года.

Роль центрального правительства

Можно напомнить, что катастрофа на «Фукусиме-1» произошла в момент сильного обострения внутриполитической обстановки в стране. На выборах в августе 2009 года в парламент победу одержала Демократическая партия Японии (ДПЯ), которая и сформировала коалиционное правительство. Правившая в стране с 1955 года, десятилетия формировавшая курс развития страны Либерально-демократическая партия Японии (ЛДП) вынужденно стала главной оппозиционной партией. Демократы начали проводить политический курс, во многом отличный от программ ЛДП, что вызывало как внешние, так и внутренние проблемы.

Пытаясь сгладить свои ошибки, руководство ДПЯ начало менять избираемых парламентом премьер-министров, но политико-экономические проблемы росли. Все шло к роспуску парламента и досрочным выборам. Спасти демократов могло, как выразился один политический обозреватель, «только чрезвычайное происшествие». Как накликал беду: 11 марта 2011 года произошла катастрофа на АЭС «Фукусима-1».

Руководство ЛДП посчитало, что во время такого бедствия нужно единство действий всей нации. Все парламентарии и правительство должны действовать в интересах единой цели, ликвидации последствий катастрофы. Государство должно было стоять во главе всех мероприятий. Сразу после катастрофы ЛДП прекратило свои требования о роспуске парламента и был принят государственный бюджет на очередной финансовый год, который в Японии начинается 1 апреля.

Сразу начали использоваться средства по закону «О финансировании ущерба при авариях на ядерных объектах». С середины 1970-х годов в Японии была принята долгосрочная программа развития атомной энергетики. Тогда же началась в различной форме поддержка правительством администраций городов и префектур, где строились атомные электростанции (АЭС), в развитии их инфраструктуры. Но при этом возникало много проблем по утверждению расходов.

Поэтому в 2000 году по инициативе группы парламентариев, выступавших за развитие ядерной энергетики и снятие ряда юридических сложностей, мешавших этому, был принят специальный закон «О финансировании ущерба при авариях на ядерных объектах». Вызвано это было в связи с аварией в Японии в 1999 году на заводе по переработке ядерного топлива в префектуре Ибараки, когда погибли двое рабочих и сотням жителей, подвергшимся воздействию радиации, пришлось выплачивать компенсацию. Авария привела к росту опасений местных органов власти при выдаче разрешений на строительство реакторов.

Закон разрабатывался и был принят с целью расширить возможности принимающим АЭС местным администрациям привлекать государственные средства для строительства новых дорог и портов, спонсировать бизнес к вложениям в регион предоставлением налоговых льгот. Закон был достаточно эффективным, и его продлили на 10 лет перед самой трагедией на «Фукусиме-1». Его действие заканчивается в 2021 году. В 2019 году правительство обещало продлить его еще на 10 лет, с учетом того что многие населенные пункты с АЭС продолжают выполнять свои программы именно в расчете на продление государственного финансирования. Но это были сравнительно небольшие государственные дотации для развития инфраструктуры. В соответствии с законом в 2019 финансовом году, например, местным общинам было выделено в общей сложности 14,4 млрд иен (38,7 млн долл.) при годовом бюджете страны в эти годы около 100 трлн иен.

Нужны были значительно большие суммы и координирующий орган по ликвидации последствий катастрофы. Поэтому при правительстве страны был создан Совет по планированию восстановления после великого восточнояпонского землетрясения. В Японии подобные советы формируются из представителей специалистов в разных сферах и из разных социальных групп. Советы подготавливают свои оценки проблем и материалы для принятия политических решений руководством страны в чрезвычайных обстоятельствах или на долгосрочную перспективу, в данном случае – и того и другого.

25 июня 2011 года совет подготовил доклад «Путь к восстановлению после великого восточнояпонского землетрясения». Это был весьма объемный документ с деловыми рекомендациями – от общих принципов восстановления до деталей в сфере экономической деятельности в разных сферах, вплоть до школ и культуры. Все, можно отметить, с одновременным учетом новых направлений в экономике, нацеленных на создание продукции с высокой добавленной стоимостью при снижении затрат, под общим лозунгом «От быстрого восстановления к реконструкции». Главное – обеспечение процесса финансовыми ресурсами.

Во многом на основании предложений совета в декабре 2011 года был принят закон о формировании Агентства по реконструкции и восстановлению северовосточных районов Японии сроком на 10 лет – до марта 2021 года. Агентством были определены основные направления мероприятий по ликвидации ущерба от катастрофы. Оно начало действовать в феврале 2012 года как орган, координирующий все мероприятия и работы. Главное – контроль за расходами государственных средств.

В свою очередь, правительством была принята Базовая политика восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1» сроком на 10 лет, которая регулировала порядок финансирования и другие конкретные мероприятия. Финансирование началось уже практически сразу путем специальных дополнительных бюджетов. Первый, в размере 4,15 трлн иен, был предоставлен еще в апреле 2011 года на экстренные расходы для расчистки инфраструктуры и помощи пострадавшим. Второй, около 2 трлн иен, – уже предприятиям и местным органам власти для компенсации потерь. Третий, самый большой, в 11,7 трлн иен за счет выпуска облигаций государственного займа, направлялся местным органам власти на целевую финансовую поддержку малого и среднего бизнеса.

В 2011 финансовом году (1 апреля 2011 года – 31 марта 2012 года) ассигнования правительства на ликвидацию последствий катастрофы составили 17,8 трлн иен. В бюджете 2012 финансового года они сократились до 3,25 млрд иен, поскольку многие наиболее затратные статьи расходов закрывались.

Переход от восстановления к развитию

8 марта 2019 года правительством была принята новая Базовая политика восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Ее содержание свидетельствует, что, по оценке правительства Японии, через восемь лет после катастрофы основные экономические и социальные проблемы по ликвидации последствий катастрофы всего пострадавшего региона уже решены.

Завершено восстановление и реконструкция примерно 30 тыс. домов и строений, что составляет 98% от первоначальной оценки в трех основных пострадавших от стихийного бедствия префектурах – Иватэ, Мияги и Фукусима. Также были приведены в порядок и подведена инфраструктура к 20 тыс. участков для частного строительства жилых домов. Восстановлены железные и шоссейные дороги, мосты и портовые сооружения, другие объекты инфраструктуры. Это обошлось в 1 трлн иен.

Главная проблема в том, что в большинстве пострадавших городов и сел численность населения значительно сократилась по сравнению с периодом до катастрофы, и это количество уже вряд ли восстановится, особенно в селах. Более 40% освоенных земель в префектурах Иватэ и Фукусима не используются, а в Мияги – более 20%.

Запрет на проживание на большей части территорий пострадавших префектур снят, и только в ряде мест в окрестностях территории АЭС он сохраняется. В апреле 2017 года было разрешено возвращаться гражданам, проживавшим в городе Томиока, в 5,5 км от АЭС «Фукусима-1». До катастрофы в городе проживало более 15 тыс. человек, в настоящее время, почти через 4 года после снятия карантина, зарегистрировано всего 1500 граждан. Многие в Томиока получили квартиры в домах, построенных специально для них. Однако, сравнивая социальную обстановку в Томиока и в пунктах быстро развернутых комплексов временного проживания, где сформировались общества и группы взаимопомощи, а также по многим другим причинам граждане на старое место жительства возвращаться не торопятся.

Сейчас единственный в Томиока торговый центр только по будням заполнен покупателями, а в парковке на 325 машин редко возникают проблемы с местом. По воскресеньям и праздникам город становится совершенно безлюдным, констатируют журналисты. Причина такого дисбаланса в том, что по будням город заполняется приезжими рабочими – как правило строителями, которые живут в других районах и возвращаются домой в выходные. Поэтому по воскресеньям почти все рестораны вокруг торгового центра закрыты.

Объявленная в 2011 году правительством Базовая политика восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС «Фукусима-1», сроком на 10 лет делилась обозревателями на две пятилетки. Первые пять лет – 2011–2015 годы были определены как период интенсивного восстановления, а вторая – 2016–2020 годы – как период восстановления и возрождения. Принятие в 2019 году новой Базовой политики восстановления районов, пострадавших от катастрофы на АЭС, свидетельствует о решении руководства страны, что «восстановление» завершено и основное внимание в финансировании конкретных мероприятий переносится на «возрождение».

На смену Агентству по реконструкции

Одновременно с принятием новой Базовой политики (2019) было начато формирование наделенной большими правами новой административной структуры вместо Агентства по реконструкции и восстановлению северовосточных районов Японии (2011), срок действия которой заканчивается в 2021 году.

Новая структура, по материалам СМИ, будет значительно масштабнее прежнего агентства. Она создается для «окончательной ликвидации последствий катастрофы» и призвана руководить процессом развития региона «на основе компромиссов между участниками работ». Подчеркивается необходимость организации взаимодействия различных правительственных и частных структур.

Правительство, как указывалось выше, формирует новую структуру, связанную с развитием региона, и планирует оформить ее в текущем году. Предполагается проект формирования в регионе «маяка чистой энергетики», центра ветровой и солнечной энергетики и производства водорода. Планируется построить новых 11 солнечных и 10 ветровых электростанций на землях, загрязненных радиацией. Если в 2017 году на ВИЭ в регионе приходилось чуть больше четверти электроэнергии, то теперь ожидается рост доли до 60% к 2030 году и до 100% к 2040 году.

Правительство подсчитало, что общие расходы на развитие региона составят 300 млрд иен, или около 2,75 млрд долл. Основными спонсорами данного проекта станет Государственный банк развития Японии и частный кредитор Mizuho Bank, которые уже подготовили кредитные линии для финансирования проекта.

Сейчас установленные мощности электрогенерации в префектуре Фукусима оцениваются примерно в 6,0 ГВт, это около 2/3 мощностей 6 реакторов АЭС. Почти вся производимая энергия передается в экономический регион Канто (Токио и прилегающие префектуры). Но ВИЭ работают весьма нестабильно, как и потребление энергии, сопровождаются перепадами. Рационально иметь запас мощностей, а во время их излишков аккумулировать, что давно и делается, например в аккумулирующих ГЭС. Японцы нашли прорывной путь аккумуляции. Излишки энергии будут использоваться для производства водорода и хранения его как топлива.

Уже несколько лет просматривается «курс на формирование в этом регионе кластера развития новых направлений энергетики». Например, создан и активно работает Институт возобновляемых источников энергии Фукусима. Сатоси Хирано, заместитель генерального директора института рассказал об основных направлениях деятельности института в беседе с сотрудником Института развития технологий ТЭК Михаилом Вакиляном.

Главная цель института Фукусима обосновать и содействовать созданию комплексов «возобновляемых источников энергии как надежных и основных источников энергии для страны». Уже ведутся НИОКР «для расширенного внедрения ВИЭ в практику через формирование комплексных энергетических систем нового поколения, использующих ВИЭ для достижения нулевого уровня выбросов СО2».

В институте функционирует Исследовательский центр возобновляемой энергии. Он занимается исследованиями и разработками технологий ВИЭ. Его сотрудники проводят широкий спектр работ – от фундаментальных исследований до демонстрации инновационных технологий, от снижения затрат на производство электроэнергии до крупных, но недорогих способов ее хранения. В центре действует около десятка специальных исследовательских групп – фотоэлектрической, водородной, геотермальной, ветроэнергетики и других видов ВИЭ.

Сатоси Хирано, отвечая на вопрос «Какие технологии в энергетике считаются наиболее перспективными сегодня?», сказал, что «мировому сообществу необходимо искать все технологические варианты для достижения резкого сокращения выбросов СО2, связанных с использованием ископаемого топлива к 2050 году», и добавил, что «определяющим в этом для Японии станет водород».

К этому направлению развития энергетики страны подключается и бизнес. В июле 2017 года четыре крупные японские корпорации – Chiyoda Corporation, Mitsubishi Corporation, Mitsui & Co. LTD. и Nippon Yusen Kabushiki Kaisha – основали Ассоциацию передовых водородных энергетических технологий и запустили первый в мире крупномасштабный проект по созданию межгосударственной водородной транспортной сети в сотрудничестве с Брунеем. Водород, получаемый на заводе в Брунее из природного газа по японским технологиям и на японском оборудовании, уже доставляется морем в японский порт Кавасаки, правда в небольших объемах.

Toshiba Energy, TEPCO и Iwatani Corporation построили в 2019 году в Фукусиме, как утверждается, крупнейший в мире завод по производству водорода. Оборудование способно производить водород недорого и экологически чисто. Предполагалось, что этим водородом будут заправляться автомобили с электродвигателями, которые станут получать энергию от водородных батарей. Парк таких автомобилей, как сообщалось, подготавливался к открытию летней Олимпиады в Токио в 2020 году. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Росатом наращивает ядерный рециклинг

Росатом наращивает ядерный рециклинг

Глеб Тукалин

Завершено строительство нового комплекса по переработке топлива для АЭС

0
1736
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
3528
«Приключениям Незнайки...» – 70

«Приключениям Незнайки...» – 70

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Коротышки, питерские рюмочные и учебник капитализма Николая Носова

0
3324
Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Ким Чен Ын призвал готовиться к ядерной войне

Владимир Скосырев

США, Япония и Южная Корея оформили новый альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе

0
2641

Другие новости