Обсуждение в Госдуме перспектив развития газовой отрасли. Фото с сайта государственной думы РФ
В Госдуме состоялась дискуссия о перспективах реализации программы газоснабжения России. Одним из основных документов стратегического планирования в ТЭК является Генсхема. Она конкретизирует положения Энергетической стратегии России в части, касающейся развития газовой индустрии. Ее обсуждение состоялось в рамках расширенного заседания комитета 27 января 2021 года в онлайн-формате.
Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил: «Проект Генсхемы-2035 прошел уже несколько итераций, имеет среднесрочный и долгосрочный этапы и варианты развития. Сегодня это структурированный и достаточно глубоко проработанный документ. Тем не менее, на мой взгляд, ряд его разделов и сейчас требует доработки.
Один из них – развитие водородной энергетики. Сегодня этот рынок только формируется, и для нас принципиально важно заявить о своих возможностях на старте. Такая работа ведется, но в Генсхеме она обозначена только в очень общем виде, хотя другим перспективным секторам – СПГ, газомоторному топливу – уделено достаточное внимание. При этом «дорожная карта» развития водородной энергетики уже утверждена. Полагаю, целесообразно увязать этот документ и Генсхему, прописать механизмы поддержки развития водородного сектора газовой отрасли, причем с учетом не только экспорта, но и развития внутреннего рынка водорода». По мнению Завального, это важно для обеспечения спроса на продукцию газовой отрасли «вдолгую».
Кроме того, у комитета есть замечания к разделам, касающимся энергосбережения и экологизации газовой отрасли. С учетом положений Парижского соглашения по климату и реальной перспективы введения углеродных сборов важно вести опережающую работу по снижению негативного влияния отрасли на окружающую среду, особенно в части выбросов метана, повышению энергетической и экологической эффективности ее работы, эффективности потребления газа с учетом его доли в энергобалансе страны. Это необходимо для поддержания ее глобальной конкурентоспособности. «Если мы не будем этим заниматься предметно, мы дадим плохой сигнал нашим потребителям, в том числе зарубежным партнерам, для которых вопросы экологии и энергосбережения выходят на передний план. Нужно ужесточать нормативы выбросов, прописать правила и инструменты стимулирования энергоэффективности, такие как белые сертификаты, систему стимулов и штрафов за неэффективное использование газа и т.д.», – уверен Завальный.
Заслуживает внимания, что в ходе дискуссии Завальный поднял болезненный для российской промышленности вопрос реализации Парижского соглашения. Мнение руководителя комитета по энергетике было изложено выше. Однако создается впечатление, что Завальный довольно скептически оценивает некоторые положения Парижского соглашения. Понятно, что энергосбережение и энергоэффективность являются в ряде случаев достаточными инструментами для снижения выбросов парниковых газов. Но данной работе пока на российских фирмах не уделяется достаточного внимания именно под экологическим углом зрения. Однако требования ужесточать нормативы выбросов, выдвинутые Завальным, дают основания думать, что Госдума не оставит в стороне те опасности, которые несет для российской промышленности возможность введения углеродного налога со стороны ее внешнеэкономических партнеров.
Что касается дискуссии, то заслуживает внимания выступление ряда руководителей отрасли и представителей правительства.
Помощник руководителя администрации президента РФ Кирилл Молодцов указал, что доработки требуют разделы Генсхемы, касающиеся развития мощностей по добыче газа в региональном разрезе, особенно на востоке страны, и с учетом сезонной неравномерности добычи, расширения внутреннего потребления газа, приоритетов газификации, в том числе альтернативной, с применением СУГ и СПГ.
Директор департамента Министерства энергетики РФ Антон Рубцов отметил, что отличительной чертой проекта Генсхемы является рассмотрение различных сценарных условий развития отрасли и соответственно необходимых для них инструментов регулирования.
С учетом различных сценариев прирост разведанных запасов газа составит 11,2–12,9 т.у.т., добыча газа 850 млрд – 1,05 трлн куб. м, поставки на внутренний рынок – 490–550 млрд куб. м, экспорт газа – 339–480 млрд куб. м, из которых 26–23% составит СПГ.
Особое внимание в проекте Генеральной схемы уделено вопросам развития добычной базы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, готовится концепция монетизации запасов газа Восточной Сибири, в том числе в целях газификации региона. Также в рамках проекта Генсхемы разрабатывается инструментарий для более точного формирования прогнозов потребления газа в регионах с учетом межтопливной конкуренции.
Что касается газификации, министерство планирует заложить в «дорожную карту» газификации своего рода калькулятор, который мог бы помочь регионам рассчитать, какой вид газификации сколько будет стоить и насколько в принципе обоснованно решать вопрос энергообеспечения субъекта при помощи газа, или экономически выгоднее обратиться к другим источникам.
Заместитель генерального директора по науке ООО «НИИгазэкономика» Сергей Томин как представитель разработчика Генсхемы ответил на вопросы членов комитета, касающиеся экологии и газификации. Основное внимание в части газификации направлено на восток страны, где предполагается замещение угля газом на ряде объектов генерации. Эти планы синхронизированы с потребителями и компаниями, владеющими этими объектами, они должны дать хороший эффект для экологии регионов. Что касается объемов и источников газификации, они, в общем, заложены в сценарии развития мощностей по добыче и транспорту газа.
Различные аспекты газификации были темой большинства вопросов депутатов. Представитель Минэнерго обещал учесть озвученные проблемы при доработке Генеральной схемы и в работе над «дорожной картой» газификации.
Управляющий директор по рынкам газа и электроэнергии СПбМТСБ Сергей Трофименко выразил мнение, что концепция развития внутреннего рынка газа, выступающая приложением к Генеральной схеме развития газовой отрасли, во многом носит декларативный характер, в ней не прописаны механизмы развития, в том числе в части развития биржевой торговли газом. Кроме того, концепция развития внутреннего рынка газа недостаточно увязана с принятой в 2016 году концепцией развития рынка газа ЕАЭС, что может привести к серьезным противоречиям после 2025 года, когда должен заработать общий рынок.
В ходе дискуссии председатель комитета Павел Завальный озвучил радикальное предложение убрать из Генеральной схемы развития газовой отрасли концепцию развития внутреннего рынка газа. «Даже сам статус ее как приложения вызывает вопросы. Развитие внутреннего рынка газа – ключевое условие сохранения устойчивости развития отрасли в ситуации растущей конкуренции и неопределенности на внешних рынках, ускорения темпов энергетического перехода. В концепции очень много узких мест: ценообразование на газ и возможности постепенной его либерализации для промышленности, тарифообразование и условия доступа к транспорту и подземному хранению газа, развитие ЕСГ и системы газораспределения до потребителя, участие независимых производителей газа в программах газификации в регионах их присутствия, стимулирование расширения потребления газа внутри страны, повышение эффективности его использования и т.д. Предложенный проект, к сожалению, не дает ответов на все эти вопросы, во всяком случае таких, которые удовлетворили бы большинство участников отрасли и потребителей. Было бы целесообразно обозначить эти вопросы в Генеральной схеме и разрабатывать концепцию как отдельный серьезный документ, а не приложение. От него слишком многое зависит», – заявил Завальный.
Также в решение комитета по итогам дискуссии войдет предложение к Министерству энергетики о проработке механизма максимизации выручки, таможенных и налоговых поступлений от экспорта природного газа в разных видах в бюджет Российской Федерации и снятия рисков прямой конкуренции для российских трубного газа и СПГ.
комментарии(0)