Действующий французский президент Эммануэль Макрон в отличие от своего предшественника намерен отстоять программу развития ядерной энергетики в Совете Европы и Еврокомиссии. Фото Reuters
Президент Франции Эммануэль Макрон, выступая 8 декабря во время визита на завод Framatome в Ле Крезо, заявил: «Наше энергетическое и экологическое будущее зависит от ядерной энергетики; наше экономическое и промышленное будущее зависит от ядерной энергетики; стратегическое будущее Франции зависит от ядерной энергетики».
Макрон отметил, что ядерная отрасль включает 3000 компаний и 220 000 рабочих мест, а на 2021 год, несмотря на кризис, вызванный пандемией, запланировано нанять 500 новых сотрудников.
Франция получает около 75% электроэнергии за счет ядерной энергии и является крупнейшим в мире экспортером из-за низкой стоимости ее производства, его положительное сальдо торгового баланса составляет 7 млрд евро. По словам Макрона, ядерная энергия должна «оставаться опорой французского энергобаланса на десятилетия вперед», так как «все, что делает Францию независимой, уважаемой державой, основано на ядерной промышленности».
Став президентом Франции, Макрон не согласился со своим предшественником Франсуа Олландом, который в качестве своего предвыборного обещания внес в парламент законопроект о сокращении доли ядерной генерации с 75 до 55% к 2025 году. Макрон, по его выражению, не считал эту дату «высеченной в камне» и в ноябре 2018 года обнародовал долгосрочную энергетическую программу (РРЕ), в рамках которой представлены основные направления развития для обеспечения энергетической безопасности. Согласно РРЕ, новый целевой датой для сокращения ядерной генерации с 75 до 50% был принят 2035 год.
Не исключает президент и строительства новых энергоблоков для замены тех, которые будут закрываться в связи с окончанием срока их эксплуатации: «Никакого запрета на рассмотрение этого вопроса нет». В октябре 2019 года министр экономики Брюно Ле Мэр и министр экологии Элизабет Борн направили руководству ведущей энергетической компании Франции EdF письмо, в котором запрашивается ее предложение о возможности строительства к 2035 году шести реакторов EPR (попарно на трех площадках) с тем, чтобы правительство могло принять к 2021 году решение о сооружении таких мощностей.
3 сентября 2020 года был объявлен план восстановления France Relance, включающий в себя обязательства правительства инвестировать в ядерный сектор почти 500 млн евро. На поддержку ядерной отрасли в связи с пандемией коронавируса до 2021 года направлено 100 млн евро; для модернизации ядерных предприятий будет предназначен фонд в размере 70 млн евро; предусмотрены средства и для разработки технологии малых модульных реакторов.
В настоящее время два энергоблока с французскими реакторами EPR, запущенных в 2018 и 2019 годах, работают на АЭС Taishan в Китае. В Великобритании сооружаются два энергоблока с реакторами EPR на площадке АЭС Hinkley Point C. В декабре английское правительство объявило, что начинает переговоры с EdF по поводу инвестирования проекта сооружения двух энергоблоков с EPR на АЭС Sizewell в Саффолке. Близок к вводу в эксплуатацию блок Olkiluoto-3 (EPR) в Финляндии. Запуск реактора EPR на блоке № 3 АЭС Flamanwille во Франции из-за ряда инцидентов при строительстве перенесен на конец 2022 года.
Однако в Брюсселе не все принимают французскую ядерную программу. Ее пытаются вычеркнуть из списка «зеленых технологий», что означает потерю громадных дотаций и инвестиций. На различных площадках Евросоюза Франция ведет дискуссии с блоком «антиатомных» стран во главе с Германией, Австрией и Люксембургом. Как известно, именно под их давлением в марте 2019 года Европарламент вычеркнул атомную энергию из списка «зеленых технологий». Однако окончательная точка в этом вопросе не поставлена: Франция намерена отстоять свою позицию в Совете Европы и Еврокомиссии. Французский министр экономики Брюно Ле Мэр заявил в этой связи: «Атомная энергетика должна сохранить свое место в европейском проекте, она необходима в контексте борьбы против глобального потепления».
Сомнений нет, что атомная энергетика считается экологически «чистой» с точки зрения выбросов двуокиси углерода, но ее существование «отягощают» ядерные отходы. Считается, что именно быстрый переход от устаревших реакторов второго поколения к более безопасным реакторам третьего и даже четвертого поколения решает проблему отходов. Не секрет, что именно во Франции сейчас создается реактор третьего поколения EPR (European Pressurized Reactor).
Строительство реакторов этого типа во Франции и Финляндии наталкивается на технологические препятствия. Первоначально энергоблок EPR во французском Фламанвиле-3 был немецко-французским проектом, но после выхода Германии реактор не построен до сих пор, его стоимость превысила 12 млрд евро. Однако на китайской АЭС в Тайшане реактор третьего поколения EPR был успешно введен в строй в конце 2018 года, его построила французская компания Areva. В России также модернизируется парк АЭС: разработанные здесь реакторы на быстрых нейтронах гораздо более безопасны, они не обременяют атмосферу выбросами СО2 и позволяют вовлечь в топливный цикл такие материалы, как уран-238 и торий-232. Тем самым они позволяют избавиться от самых опасных отходов в отработанном ядерном топливе.
комментарии(0)