Новая транспортная система уже успешно опробована с пассажирами. Фото Reuters
Британский миллиардер Ричард Брэнсон сообщил о первом тесте с пассажирами нового транспортного средства Hyperloop (вакуумная петля). Как известно, идея и разработка технологии этого средства передвижения принадлежат основателю компании Tesla Илону Маску. Суть идеи сводится к движению поезда в трубопроводе, в котором создается вакуум. Во время испытаний два пассажира (оба – сотрудники компании-разработчика: директор по работе с клиентами Сара Лучиан и технический директор Джош Гигель) преодолели 500-метровый испытательный трек за 15 секунд, достигнув скорости около 172 км/ч. В будущем компания Virgin, также принадлежащая Маску, планирует достигнуть скорости более 1 тыс. км/ч – пока для ускорения до такой отметки не хватает протяженности трека.
По словам Лучиан, поездка была плавной и «совсем не похожей на американские горки», хотя ускорение произошло «значительно быстрее», чем при привычном разгоне на более длинной трассе. Она добавила, что первая поездка была «воодушевляющей как психологически, так и физически».
Virgin Hyperloop предполагает запуск первого коммерческого движения до 2030 года.
Практически реализуемый проект нового транспортного средства был разработан Маском в 2013 году как венчурный проект. На сегодняшний день построены испытательные полигоны в Хоторне (компания SpaceX, длина трассы 1,5 км) и Лас-Вегасе (компания Virgin Hyperloop One, длина 0,5 км). Возводится также полигон в Тулузе (компания Hyperloop TT, участки длиной 1 км и 320 м). Максимальная достигнутая на испытаниях скорость около 450–460 км/ч.
Заключены соглашения о строительстве эксплуатационных трасс длиной 10 км в городах Дубай и Тунжэнь (компания Hyperloop TT), сроки реализации проектов неизвестны. Принадлежащая Илону Маску Boring Company возводит тоннель между городами Балтимор и Вашингтон.
В 2019 году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал экспертное мнение об экономической целесообразности строительства линии Hyperloop между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 650 км и о потенциальной стоимости билета для пассажиров. Рассмотрены три варианта: однотрубное исполнение без государственной субсидии, двутрубное с государственной субсидией в объеме 50% и без таковой. Оценка капитальных затрат произведена на основе технико-экономического обоснования строительства линии Стокгольм–Хельсинки без учета стоимости выкупа земли под линию. Вместимость капсул соответствует заявленной НТТ: 28 или 40 мест, минимальные интервалы – шесть минут, предельная скорость – 1102 км/ч, полные перегрузки – не более 1,5 g. Срок окупаемости принят равным 20 годам. Результаты проведенных оценок показали, что:
– максимально реализуемый пассажиропоток составит 5,2 млн человек в год, что не превосходит перевозки «Сапсаном»;
– стоимость билета для поездки одного пассажира в одном направлении в ценах 2019 года будет варьироваться от 16 100 руб. при господдержке для двутрубной системы до 48 900 руб. для однотрубной без господдержки. Минимальная и средняя стоимость проезда, выраженная в долларах в расчете на 1 км пути (0,4–0,7 долл./км), сопоставима с оценкой стоимости проезда на линиях Киев–Одесса (0,4 долл./км) и Хельсинки–Таллин (0,5 долл./км), но в три раза меньше стоимости проезда на линии Мумбай–Пуна (1,6 долл./км). Все эти оценки в 10–40 раз больше первоначальных оценок стоимости проезда для линии Лос-Анджелес–Сан-Франциско (0,04 долл./км);
– стоимость капитальных затрат составит от 18 до 36 млрд долл. в зависимости от исполнения без учета стоимости отчуждения земли, экологических и прочих экстерналий, что в расчете на 1 км пути дороже строительства конвенциональной двухпутной ВСМ с эксплуатационной скоростью до 400 км/ч;
– реальное сокращение времени путешествия с учетом передвижения по городу к станции Hyperloop составит от трех до двух часов, или сокращение времени не более чем в два-три раза.
Для окупаемости клиентом такой системы может быть лишь долларовый миллионер, и не каждый, а лишь от 2,4 до 7,6% всех долларовых миллионеров.
комментарии(0)