0
11728
Газета НГ-Энергия Печатная версия

07.09.2020 17:33:00

Экологические противоречия Поднебесной

Пекин активно внедряет зеленые технологии, но и от угля не отказывается

Тэги: китай, энергетическая политика, зеленые технологии, виэ


китай, энергетическая политика, зеленые технологии, виэ Все больше субсидий КНР направляет не на солнечные электростанции, а на установку фотогальванических панелей на крышах домов. Фото Reuters

Что касается энергетической политики, Китай – страна противоречий. Республика активно внедряет в энергобаланс возобновляемые источники (ВИЭ), строит все больше ветряных и солнечных электростанций, применяет и отправляет на экспорт современные зеленые технологии. В то же время она не отказывается от поддержки угольной отрасли и не торопится развивать спотовые рынки электроэнергии.

Эксперты Оксфордского института энергетических исследований пришли к выводу, что КНР будет поддерживать стабильность своих рынков ветряной и солнечной энергии и при этом постепенно, шаг за шагом проводить структурные изменения. Поэтому, по их мнению, даже при сохранении инвестиций в углеводороды комбинация влияния рынка и преобразования внутренней политики приведет к переходу страны на зеленую энергетику.

В своем обзоре китайского подхода к ВИЭ они отмечают, что в этом году Поднебесная сохраняет мировое лидерство по введению новых фотогальванических мощностей, даже несмотря на то, что за последние полтора года установка солнечных панелей замедлилась. Так, в 2018 году в общей сложности было введено 66 ГВт ветряных и солнечных мощностей. Последние занимают в этом объеме рекордные 44 ГВт. В 2019 году этот показатель снизился до 56 ГВт, из них 30 ГВт – энергия солнца.

Главной причиной текущей негативной динамики в Оксфорде считают отставание зеленых тарифов от рынка. Стремительное сокращение стоимости ветряной и солнечной энергии привело к формированию чередующихся циклов в секторе – подъемов и спадов. В то же время властям не особо хорошо удается подстраивать под них зеленые тарифы, чтобы избежать перегрева рынка. А в 2018-м регулятор начал подавать сигналы, что может вообще отказаться от подобных тарифов, так как деньги на их субсидирование заканчиваются. Ведь соответствующие фонды формируются из дополнительных сборов за электроэнергию, а правительство не собирается их увеличивать. Дополнительные средства в этом случае там могут появиться только за счет роста спроса на электричество. В 2020 году власти будут ориентироваться именно на это при весьма ограниченном и выборочном одобрении проектов, которые смогут получить выгоду от зеленых тарифов.

Но есть и другие факторы. Свою роль в ослаблении рынка ВИЭ играет непрекращающееся наращивание мощностей угольных станций. Коэффициент загрузки у них небольшой, однако они рассматриваются как необходимая гарантия надежности снабжения. Также замедление роста возобновляемых мощностей объясняется переходом к новым регионам внедрения и более современным технологиям. Так как наземные ветроустановки и крупные электростанции более конкурентоспособны без поддержки государства, регулятор направил основные субсидии и прочие бонусы на развитие распределенной солнечной генерации, установку фотогальванических панелей на крышах домов, а также стимулирование морской ветроэнергетики. Благодаря этому в прошлом году распределенная генерация обеспечила 30,6% новых солнечных мощностей, а офшорные ветроустановки за год прибавили 37,8%.

Особенность энергетической политики КНР в том, что она сочетает в себе рыночные методы и элементы планирования. В соответствии с последним планом в этом году Китай отказался от масштабных целей по рынку ВИЭ и перешел к стратегии стабильного развития, подчеркивают эксперты. В первую очередь власти сосредоточились на проблеме недостаточного потребления возобновляемой энергии. Так, в 2016 году общий показатель недоотпуска производимой ветряными установками энергии составил 17%, а по некоторым провинциям даже достиг 40%. Поэтому в 2018 году центр обязал регионы снижать уровень недоотпуска ВИЭ, а затем и вовсе обязал держать его ниже 5%. Как результат, в 2019 году показатель по ветряной энергии упал до 4%, а по солнечной – до 2%. Кроме того, чтобы поддержать рынок, были введены сертификаты по выполнению обязательств по источникам возобновляемой энергии, а также зеленые облигации. Таким образом Пекин хотел переложить бремя финансовой поддержки сектора с государства на плечи инвесторов, но при этом не стал создавать рыночные условия для появления новых проектов возобновляемой энергетики. Именно поэтому зеленые сертификаты, в частности, так и не начали пользоваться успехом, считают в Оксфорде.

Распространение коронавируса по миру тоже внесло свои коррективы в зеленые тренды. Низкий спрос на электроэнергию означает сокращение дополнительных сборов, а значит, и субсидий для возобновляемой энергетики Китая. Государственное энергетическое управление уже уменьшило объем доступных субсидий для новых солнечных электростанций с 2,6 млрд юаней, заявленных в ноябре прошлого года, до 1,5 млрд в феврале 2020 года.

Более того, чем меньше спрос на электроэнергию, тем меньше спрос на уголь. В первые три месяца текущего года выработка электричества от сгораемых источников – в основном от угля – снизилась на 8,4% в годовом выражении, в то же время солнечная и ветряная генерация, наоборот, прибавили 7,6%. Однако со временем низкий спрос может вынудить провинции отказаться от ввода новых мощностей ВИЭ, так как их энергосистемы преимущественно завязаны на угле.

Конкуренция ВИЭ именно с этим ресурсом стала препятствием на пути к зеленой экономике. Чиновниками уголь воспринимается как надежное, основополагающее топливо, заявляют аналитики. А вот о ВИЭ никто даже не думает, когда речь заходит об энергетической безопасности Китая. Это отражается на всех уровнях управления. Население и власти до сих пор воспринимают возобновляемые источники как нечто дорогостоящее. Хотя они уже не раз доказали, что могут быть конкурентоспособными, а угольные электростанции все чаще терпят убытки.

Еще один вызов – медленный переход к спотовым рынкам. Оксфордским аналитикам пока непонятно, какую конкретно рыночную модель выберет КНР. Сможет ли он обеспечить конкурентоспособность всех источников энергии в условиях полной стоимости и равномерно распределить между ними экономическую нагрузку на уровне регионов, тоже предсказать сложно.

Тем не менее в Оксфорде полагают, что со временем подход Китая, подразумевающий медленное, но стабильное развитие рынков электроэнергии, все-таки может привести к укреплению позиций ВИЭ. Это особенно вероятно, если цены на энергию, получаемую от ветра и солнца, еще сильнее упадут в 2021–2022 годах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От Москвы до самого Китая

От Москвы до самого Китая

Виктор Леонидов

Он возвращал на родину литературное наследие эмигрантов второй волны

0
1507
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.12.24

0
3965
Тарифная война Трампа с Китаем может уполовинить резервы России в юанях

Тарифная война Трампа с Китаем может уполовинить резервы России в юанях

Ольга Соловьева

Плановая девальвация китайской валюты сократит Фонд национального благосостояния РФ

0
7231
Константин Ремчуков. Западные дипломаты в России в ожидании перемен

Константин Ремчуков. Западные дипломаты в России в ожидании перемен

Константин Ремчуков

Скоро ли возобновится интенсивный обмен контактами между Москвой и Вашингтоном

0
11849

Другие новости