У пульта управления станции «Кольская».Фото с сайта www.rosenergoatom.ru
Атомные станции России выработали в 2019 году рекордное количество (208,784 млрд кВт-ч) электроэнергии, превысив достижения 2018 года (204,275 млрд кВт-ч).
Наибольший вклад в очередной рекорд концерна «Росэнергоатом» обеспечили Ростовская АЭС (свыше 33,8 млрд кВт-ч), Калининская (свыше 31 млрд кВт-ч) и Балаковская (около 30 млрд кВт-ч) атомные станции.
Выработка электроэнергии в России в 2019 году, по данным системного оператора ЕЭС, – 1096,4 млрд кВт-ч (на 0,4% больше, чем в 2018-м). Доля АЭС в общем национальном электропроизводстве составила 19% (в 2018-м – 18,6%), при этом доля атомной генерации в европейской части страны достигала 40%.
1 мая на Нововоронежской АЭС-2 состоялся энергетический пуск энергоблока № 2 с реактором ВВЭР-1200 (блок № 7 Нововоронежской АЭС). 31 октября началась его промышленная эксплуатация. Ввод энергоблока повысил суммарную мощность станции примерно в 1,5 раза.
Блок № 2 НВАЭС-2 стал третьим в серии блоков нового поколения «3+», построенных в России. Аналогичный блок (№ 1 НВАЭС-2 или № 6 НВАЭС) был подключен к сети 5 августа 2016 года. ГК «Росатом» имеет теперь возможность использовать опыт, накопленный в ходе строительства двухблочной АЭС в Нововоронеже, в качестве образца для реализации проектов за рубежом.
Блок № 1 Ленинградской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 (поколение «3+») подключен к системе теплоснабжения г. Сосновый Бор. 24 ноября получили «свежее» тепло все основные предприятия и организации производственной сферы, расположенные в промзоне. В перспективе весь город будет отапливаться от нового блока, тепловая мощность которого 3200 МВт, или 250 Гкал/ч.
19 декабря первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870 «Академик Ломоносов» впервые выдала электроэнергию в изолированную сеть Чаунско-Билибинского узла Чукотского автономного округа. В 2020 году, как ожидается, начнется ее промышленная эксплуатация. В состав ПАТЭС входят плавучий энергоблок (ПЭБ), гидротехнические сооружения, обеспечивающие безопасность станции в акватории, и объекты инфраструктуры на площади 1,5 га. Два реактора ледокольного типа КЛТ-40С, установленные на плавучей платформе, способны вырабатывать в номинальном режиме 70 МВт(э) и 50 Гкал/ч тепловой энергии. ПАТЭС не только поможет социально-экономическому развитию Чукотки в целом, но и станет одним из ключевых элементов инфраструктуры в рамках программы развития Северного морского пути. Зарубежные компании проявляют огромный интерес к плавучим АЭС, которые помогут обеспечить надежное энергоснабжение островных и береговых государств в разных регионах мира.
Пуск в России первой в мире ПАТЭС «Академик Ломоносов» назван одним из главных событий в глобальной ядерной энергетике в 2019 году по версии старейшего американского журнала по энергетике Power, входящего в число наиболее влиятельных и авторитетных международных профессиональных изданий в этой области.
5 апреля началось строительство блока № 2 Курской АЭС-2 с реактором ВВЭР-ТОИ. Ключевые события 2019 года – бетонирование фундаментной плиты, монтаж упорной фермы и внутренней защитной оболочки.
Срок эксплуатации энергоблока № 2 Кольской АЭС продлен еще на 15 лет – до 2034 года. В 2018-м был проведен комплекс работ по продлению срока эксплуатации блока № 1 этой станции (до 2033 года).
Кольская АЭС стала единственной в России, где успешно реализована программа повторного продления сроков эксплуатации двух энергоблоков типа ВВЭР-440.
Ростехнадзор в декабре выдал лицензии на дополнительный сверхпроектный срок эксплуатации Билибинской АЭС (блок № 2) на шесть лет – до 31 декабря 2025 года; Нововоронежской АЭС (блок № 4) на 13 лет – до конца 2032 года (с учетом выданной в конце 2017 года двухгодичной лицензии на дополнительный продленный срок энергоблок прослужит 60 лет вместо проектных 30), Смоленской АЭС (блок № 3) – на 15 лет.
В рамках программы по созданию российского ядерного топлива нового поколения безопасности (так называемого толерантного) на Новосибирском заводе химконцентратов изготовлены и прошли приемочные испытания первые три тепловыделяющие сборки конструкции ТВС-2М для реактора ВВЭР-1000. Каждая из опытных ТВС содержит по 12 твэлов, материал оболочки которых изготовлен либо из циркониевого сплава с нанесенным хромовым покрытием, либо из хромо-никелевого сплава 42ХНМ (применение хрома делает их более жаропрочными). Сборки планируется загрузить в первом квартале 2020 года в один из реакторов Ростовской АЭС.
Объем грузооборота в акватории Северного морского пути возрос с 16,7 до 30 млн т, превысив плановые показатели.
В мае со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге на воду спущен второй серийный ледокол нового поколения «Урал» (проект 22220).
12 декабря началась программа ходовых испытаний головного АЛ «Арктика» (проект 22220). В связи с необходимостью доработки турбинной части атомохода первый этап испытаний прошел на дизельном ходу без запуска ядерной энергетической установки. Сдача «Арктики» в эксплуатацию запланирована на конец первого полугодия 2020 года.
В августе заключен контракт на строительство еще двух ледоколов проекта 22220, сдача их в эксплуатацию намечена на декабрь 2024 года и на 2026 год.
В декабре ГК «Росатом» внесла в правительство проект постановления о финансировании строительства головного АЛ «Лидер», что позволит перейти к подписанию контракта на строительство атомохода в первом квартале 2020 года (15 января 2020 года подписано постановление правительства о выделении 127 млрд руб.). Головной ледокол «Лидер» планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году.
комментарии(1)
0
Аркадий Чижов 08:48 10.03.2020
Росатом мощная компания. Неудивительно, что у нее такие успехи по всем направлениям.