Саммит семейного бизнеса – один из влиятельных инструментов мировой экономики. Фото с сайта www.ritossafamilysummits.com
«У нас нет плана «Б», так же как и нет планеты «Б», мы – последние поколения на Земле» – такими словами начался 9‑й Глобальный инвестиционный саммит семейных офисов (9th Global Family Office Investment Summit), прошедший этим летом в Монако при поддержке принца Монако Альберта II и покровительстве шейха Ахмеда аль‑Мактума, ОАЭ. В этих словах скрыт смысл встречи крупнейших инвесторов мира, объединенных на первый взгляд в странную организацию, называемую семейным офисом.
Члены семейного офиса
Надо отметить, что широкой публике мало известно, что семейный офис (family office) представляет собой частную независимую организацию, оказывающую услуги богатым семьям в связи с управлением семейным имуществом и другими активами. Концепция семейного офиса уходит своими корнями в VI век: фактически дворецкий часто являлся тем человеком, который брал на себя ответственность за немалую часть дел и образ жизни дворянской семьи, которой он служил. Однако принято считать, что первые family office появились в США еще в XIX веке – следом за становлением первых миллионеров в Америке. Семейный офис родом из государств англосаксонского права, где он традиционно был представлен крупными компаниями или отделами банков, которые предоставляли услуги по управлению имуществом, финансовые и иные услуги; при этом оказывались данные услуги состоятельным семьям, которые нуждались в грамотном управлении имуществом для его приумножения. Разбогатевшим американцам стала требоваться различная помощь – от консультаций юристов и финансистов до услуг личного ассистента. Одним из первых с подобной потребностью столкнулся Джон Рокфеллер. В 1882 году он передал управление активами своей семьи группе доверенных людей. Еще раньше свой офис организовала семья Морган – в 1838 году на свет появляется «Дом Моргана» (House of Morgan). Именно «великие американские промышленные капиталы» и спровоцировали спрос на специалистов, готовых создавать специальные офисы для управления семейными ресурсами клиентов. И офис Моргана, и офис Рокфеллера, по сути, являлись примерами организаций, обслуживающих только одну семью (single family office). Современные семейные офисы оказывают услуги нескольким семьям, и все чаще их называют мультисемейными (multi family office).
Швейцария является центром семейных офисов в Европе. Там располагаются 300–400 семейных офисов, которые служат главным образом иностранным клиентам и имеют 20 сотрудников в среднем. Данные офисы управляют благосостоянием нескольких (обычно до десятка) семей, которые передают в управление имущество стоимостью около 10–15 млрд долл. Традиционно семейные офисы получали вознаграждение в соответствии с приложенными «усилиями», хотя на сегодняшний день оплата рассчитывается прямо противоположным путем и зависит от процента стоимости активов или прибыли.
Традиционно один семейный офис предоставлял услуги одной семье. Однако на сегодняшний день юридические компании предоставляют свои услуги в данной сфере неограниченному кругу лиц. Хотя остаются те офисы, которые обслуживают определенный круг семей.
Громкие имена в Монте‑Карло
Нынешний саммит, в котором приняли участие более 600 ведущих мировых семейных офисов и лиц со сверхвысоким уровнем дохода (шейхи, члены королевских семей, частные инвестиционные компании, суверенные фонды благосостояния и отраслевые профессионалы, в совокупном богатстве представляющие 4 трлн долл.), был организован сэром Энтони Ритосса – председателем семейного офиса Ритосса и главой саммитов Ритоссы. Его семейный бизнес уже насчитывает 600 лет. Об уровне саммита свидетельствует не только количество участников, но и такие имена, как принц Франсиско де Борбон фон Харденберг, потомок короля Франции Людовика XIV и 1‑го герцога Савильского, внука короля Испании Карла IV (Испания), многочисленные шейхи из Саудовской Аравии и ОАЭ, Фонд братьев Рокфеллер (США) и Нико Росберг – чемпион мира «Формулы-1» в 2016 году с Mercedes AMG Petronas (Монако).
Лейтмотивом саммита стало утверждение, что «мы можем жить национально, но окружающая среда требует глобальных совместных действий». «Инвесторы семейных офисов следующих поколений имеют все возможности для того, чтобы сыграть важную роль в переходе к чистой экономике, но на сегодняшний день темпы прогресса еще не удовлетворяют потребности», – заявил сэр Энтони Ритосса. «Инвестиции семейных офисов в изменение климата и экологии всего мира сейчас в среднем составляют 17% от общих совокупных активов, некоторые односемейные офисы в США, Великобритании и Швейцарии распределяют до 46% под управление, чтобы повлиять на инвестиции с глобальным спектром воздействия», – продолжил сэр Энтони Ритосса.
«Многие семейные офисы нескольких поколений на наших глобальных инвестиционных саммитах изучают вопрос о том, является ли инвестирование в глобальное воздействие способом объединения семей вокруг ценностей и позитивного наследия, тем самым более тесно вовлекая членов семьей в ответственное долгосрочное инвестирование.
Мы представляем глобальное собрание лидеров‑единомышленников. Масштабные инвестиции позволяют семьям открыто рассказывать о своих общественных ценностях и отражать их в своих решениях по управлению инвестициями и благосостоянием. Кроме того, стратегия инвестирования с учетом семейных ценностей может помочь привлечь молодое поколение к руководству и управлению семейным офисом для достижения глобальных экологических целей», – сказал сэр Энтони Ритосса.
Для понимания уровня обсуждавшихся проблем можно привести темы пленарных сессий саммита. Так, на первой сессии обсуждались текущие мегатенденции, геополитические риски и экономические вызовы, включая оценку направлений инвестирования и проблемы защиты инвестиционных портфелей от различных рисков.
Организатор саммита в Монако сэр Энтони Ритосса. Фото с сайта www.ritossafamilysummits.com |
– отрицательного/негативного скрининга – путем исключения нежелательных объектов для инвестиций, чаще связываемого с «социально ответственным инвестированием», корпоративным сектором и историей возникновения явления;
– положительного/позитивного скрининга – включением в инвестиционную стратегию направлений, которые могут дать нужный или максимальный эффект в целевой области; последнее ближе к понятию «инвестиции воздействия» и современной практике.
Несомненный интерес представляла и панельная сессия, посвященная поведенческому риску, поскольку «большое богатство создается людьми и уничтожается человеческими существами». Ее главным направлением был анализ проблем создания более эффективной и действенной структуры управления.
Новые технологии для окружающей среды
В рамках саммита был представлен ряд революционных разработок в области охраны окружающей среды. К ним относятся, в частности, технология поглощения взрывного удара и защиты от осколков и обломков на нефтегазодобывающих станциях и защиты от взрывов литиевых батарей у все более популярных в мире электромобилей. Ее представила компания Hard Shell. Их нанотехнология LIQUID ARMOUR вызвала огромный интерес у всех нефтегазодобывающих стран и, конечно, в первую очередь будет интересна России как лидеру в данной отрасли.
Вряд ли без этих технологий смогут обойтись и страны, организующие переход на преимущественное использование электромобилей.
На фото генеральный директор Hard Shell Анил Кант. Фото автора |
Покрытия существенно смягчают последствия взрывов и аварий на нефтегазодобывающих и нефтегазовых станциях, осколки от которых превращаются в оружие массового поражения людей, взрывы наносят непоправимый вред окружающей среде. Является незаменимой для электромобилей для защиты, как всем известно, легко воспламеняемых литиевых батарей.
LIQUID ARMOUR обладает превосходными скрепляющими свойствами для отличной защиты от коррозии и катодного отслаивания от стальных и легированных поверхностей. Нанотехнология обладает высокой эластичностью и высокой твердостью поверхности, что обеспечивает исключительную стойкость к истиранию или воздействию неблагоприятных условий окружающей среды. Она мгновенно прилипает к органическим и неорганическим поверхностям и быстро высыхает. Ее можно легко наносить под разными углами и придавать любую форму для быстрой защиты нефтегазовых труб и сопутствующих производственных объектов или электромашин».
Сферы использования очень широки, добавил Анил Кант: «Кроме обеспечения безопасности электромобилей и защиты нефтегазовых труб и комплексов, в морском деле предотвратит излияние нефти и нефтепродуктов в океан, обеспечит нескользящую поверхность для всех рабочих зон и в то же время защиту от коррозии и абразивного истирания благодаря своим самовосстанавливающимся свойствам. Эффективна в защите транспортных средств при перевозке нефтегазовых продуктов в зонах военных действий. Непревзойденное соотношение легкости веса и качества защиты LIQUID ARMOUR позволяет снизить вес транспортного средства до 60% при сохранении или увеличении возможностей противовзрывной и баллистической защиты. Нанотехнология обеспечивает улучшенную мобильность и долговечность транспортных средств с усиленной защитой при перевозке нефтегазовых продуктов в зонах повышенного риска. Это истинная альтернатива традиционным методам защиты нефтегазовых транспортных средств и оборудования. В защите сооружений и зданий нефтегазовых комплексов, во время взрыва или аварий на нефтегазовых предприятиях LIQUID ARMOUR, нанесенная на внешние стены и поверхности, поглощает взрывную волну, позволяет сохранить целостность конструкции и предотвратить обрушение сооружения или здания. LIQUID ARMOUR, нанесенная на внутренние поверхности, предотвращает дробление и разлет осколков в пространстве, что является основной причиной потерь жизней людей, может использоваться для создания безопасных помещений для защиты людей во время производственных аварий и предотвращения разрушения окружающих окрестностей и среды. В защите нефтегазовых труб от злоумышленного проникновения в нефтегазовые пути с целью разрушения или хищения национальных полезных ископаемых. Сохраняет свойства при экстремальных температурах – от экстремального минуса до экстремального плюса. Как известно, литиевые батареи перестают работать при особо высоких или особо низких температурных условиях или при проникновении воды. LIQUID ARMOUR решает все эти проблемы, так как является водонепроницаемой и экологически чистой для окружающей среды».
Вид на Монте-Карло. Фото Pixabay
|
В рамках саммита была также продемонстрирована технология автомобиля на соленой воде. К сожалению, инженеры, представлявшие ее, отказались от беседы с нашим корреспондентом. В качестве объяснения было сказано, что технология предназначена для поставок в США и публикация на страницах российской прессы могла бы повредить бизнесу. Однако подобная технология не представляет какого‑либо сверхсекрета, и, несомненно, ее описание интересно для наших читателей. Тем более что немецкий журнал Focus довольно подробно не так давно о ней рассказал. В принципе в данном случае речь идет об электромобиле. Этот проект, несмотря на его футуристическое звучание, разрабатывается уже не менее 30 лет. Занимается им в Германии Nanoflowcell AG, и автомобиль на этом принципе действия уже допущен к эксплуатации в странах ЕС. Главное отличие от существующих электромобилей состоит в том, что электричество в нем производится благодаря химическим процессам. В качестве топлива используется ионизированный раствор, который представляет собой соленую воду. Жидкость циркулирует в двух разделенных друг от друга циклах вокруг мембраны, встроенной в мотор. Таим образом, происходит обмен ионами и химическая энергия превращается в электрическую энергию. В основе лежат окислительно‑восстановительные реакции (ОВР), также редокс (сокр. англ. redox, от reduction‑oxidation – восстановление‑окисление) – встречно‑параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ (или ионов веществ).
Потребление в литрах в данном случае выше, чем в бензиновом двигателе, но стоимость соленой воды значительно ниже бензина. Важно, что при этом способе не существует никаких выбросов двуокиси углерода. Электромоторы на соленой воде не требуют батарей. Но к недостаткам подобной технологии относится не только проблема заправочных станций, но и толщина электрических проводов, которые при требуемой силе тока трудно разместить в корпусе автомобиля. Заслуживает внимания, что, по утверждению журнала, фирма, как правило, не делится деталями используемой ею технологии.
Следующий 10‑й Глобальный инвестиционный саммит семейных офисов пройдет 23–25 ноября в Дубае.
Монте‑Карло
комментарии(0)