0
27119
Газета НГ-Энергия Печатная версия

10.04.2018 00:01:15

Последствия покушения на Скрипаля для "Газпрома"

Британский бизнес российских поставщиков оказался под угрозой

Тэги: скрипаль, газ, газпром, великобритания


скрипаль, газ, газпром, великобритания Российский уголь пока остается одним из основных энергоносителей в Великобритании. Фото Reuters

Великобритания для России – четвертый по размеру экспортный рынок газа. До заявления Терезы Мэй он считался в Москве одним из самых перспективных и важных для «Северного потока – 2», утверждают эксперты немецкого государственного информационного агентства Deutsche Welle (DW). Но после покушения в Солсбери, отмечают в DW, Алексею Миллеру и акционерам «Газпрома» на экспансию в Великобритании лучше больше не рассчитывать.

Дело в том, что еще 14 марта  британский премьер Тереза Мэй, говоря  в парламенте об ответных мерах на отравление бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери, заявила также о намерении Великобритании заменить Россию другими странами – поставщиками природного газа. DW проанализировала, что это могло бы означать для российского газового экспорта.

Как известно, Великобритания представляет собой важнейший рынок сбыта после Германии, Турции и Италии. По прогнозу национальной энергокомпании National Grid, потребление газа в Великобритании составляет 77 млрд куб. м и в перспективе будет снижаться к 2050 году примерно до половины нынешнего уровня потребления.

В 2017 году контролируемая российским государством компания «Газпром» экспортировала в дальнее зарубежье рекордные объемы газа: 193,9 млрд куб. м. При этом поставки в Германию составили 53,4 млрд куб. м, в Турцию – 29 млрд, во Францию – 12,3 млрд, в Австрию – 8,5 млрд куб. м. Этими данными 3 января 2018 года поделился с журналистами председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Британский терминал по приему сжиженного газа в порту Айл-оф-Грейн

Судя по сообщению агентства Интерфакс, он не стал упоминать Великобританию (а также Италию), сфокусировав внимание СМИ на тех странах, где наблюдался значительный рост продаж. А на британском рынке они в прошлом году снизились, составив, согласно сайту компании «Газпром экспорт», 16,3 млрд куб. м. Несмотря на это, Великобритания в 2017 году прочно занимала четвертое место среди важнейших зарубежных рынков сбыта российского газа после Германии, Турции и Италии (она импортировала 23,8 млрд куб. м).  

Прошлогоднее снижение продаж на британском рынке отчасти может быть связано с тем, что он просто успокоился после подлинного бума российского газа, наблюдавшегося в Великобритании в 2016 году, причем особенно в холодном первом квартале. Напомним, что «наибольший рост спроса на российский газ с 1 января по 15 марта 2016 года продемонстрировала как раз Великобритания – 245,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В абсолютном выражении поставки увеличились на 3,2 млрд куб. м – это более трети от общего объема прироста поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье», – с нескрываемой гордостью сообщал два года назад Алексей Миллер, которого цитировало, в частности, агентство ТАСС.

За три года поставки в Великобританию выросли на 50%. По итогам всего 2016 года «Газпром» экспортировал в Великобританию 17,8 млрд куб. м, сообщается на сайте российской компании. 

Если учесть, что всего российский газовый гигант поставил в тот год в дальнее зарубежье 179,3 млрд куб.м газа, то получается, что на британский рынок пришлось примерно 10% экспорта, что весьма много, ведь газ из России покупают в Европе два с лишним десятка стран.

Большая привлекательность Великобритании, по оценке экспертов DW, состоит в том, что в этой стране весьма развит газовый рынок и соответственно традиционно высок спрос на голубое топливо, в то же время собственная добыча из-за истощения месторождений в Северном море сокращается все более быстрыми темпами.

В какой-то момент даже была идея протянуть одну из ниток этого газопровода непосредственно до Великобритании, однако Британские острова и так уже связаны с континентальной Европой (конкретно – с Бельгией и Нидерландами) весьма мощными подводными газопроводами Interconnector и BBL, которыми «Газпром» давно уже активно пользуется.

Подводные газопроводы Северного моря.   	Карта подготовлена Михаилом Митиным
Подводные газопроводы Северного моря. Карта подготовлена Михаилом Митиным

Привлекательность британского газового рынка растет еще и потому, что Великобритания взяла курс на отказ от использования угля в электроэнергетике. В 2016 году закрылись три угольные электростанции, до 2022 года собираются остановить еще семь, после чего останется одна-единственная, эксплуатацию которой планируется завершить в 2025 году. Конечно, закрываемые угольные электростанции частично сможет заменить возобновляемая энергетика (Британские острова на нехватку ветра не жалуются), однако планы правительства открывают немалые перспективы и перед газовыми электростанциями.

Заслуживает внимания  анализ складывающейся ситуации эеспертами Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). Как отмечается на сайте фонда в статье заместителя директора ФНЭБ Алексея Гривача, у «Газпрома» нет прямых контрактов с британскими компаниями. Дело в том, что по своповой схеме «Газпром» поставляет газ в Бельгию по контрактам норвежской Statoil, а та, в свою очередь, выполняет контракты российской компании с британскими клиентами. Что же касается поставок сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» в Великобританию, то туда он попал не напрямую, а был перепродан уже иностранными компаниями.

Однако добыча на месторождениях в Северном море будет падать и доля импорта вырастет более чем на треть. Великобритания при этом может рассчитывать или на рост поставок трубопроводного российского газа, или на СПГ, или на то, что в стране подтвердят запасы и начнут разрабатывать сланцевые месторождения.

Судя по тому, что поставки СПГ в Великобританию по-прежнему не превышают 13% от общего потребления, трубопроводный газ остается самым экономически приоритетным источником. На голубое топливо из европейских трубопроводов приходится 44%.

19 марта британская газета  Sunday Times (цитируется по ИноСМИ) отметила, что, по данным торгового альянса энергетической отрасли, министры должны проанализировать ситуацию с сокращением мощностей по хранению газа в Великобритании на фоне растущего дипломатического скандала с Россией.

По заявлению представителей Альянса энергетических и коммунальных компаний (EUA), в результате недавнего решения закрыть газохранилище Rough, которое расположено в Северном море у побережья Йоркшира и оператором которого является компания Centrica Pic, Великобритания в условиях падения температуры станет более зависимой от импорта газа. В газохранилище Rough, которое планируется закрыть, размещается около 70% всего газа Великобритании – объем, позволяющий обеспечить спрос на протяжении шести дней в зимний период. Как считает руководитель EUA Майк Фостер, «учитывая небольшие мощности для хранения газа, это повышает нашу зависимость от импорта и подвергает более высокому риску возникновения неожиданных ситуаций в системе».

Литва воспользовалась дефицитом газа в Великобритании и продала ей часть закупленного для потребителей в Балтии СПГ. Сделка позволила сократить расходы на обслуживание плавучего терминала в Клайпеде на полмиллиона евро, уверяют в компании Litgas, сообщает портал lrt.lt.

Как известно, Литва – единственная из стран Балтии, которая напрямую закупает СПГ, поскольку обладает плавучим терминалом Independence, аренда которого обходится стране в 60 млн евро в год. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось, поэтому все финансовое бремя содержания и обслуживания терминала лежит на Литве. 

В Балтии закупать большие объемы СПГ пока никто не готов, поскольку российский газ остается более дешевым. Чтобы минимизировать затраты на содержание терминала, Литва даже продает часть объемов СПГ нелитовским или другим балтийским потребителям, а Великобритании.

Напомним в этой связи, что первый СПГ для Клайпедского терминала в 2018 году был закуплен литовской компанией Litgas у норвежского концерна Statoil. На прошлой неделе газовоз Arctic Princess доставил в Клайпеду 98 тыс. куб. м СПГ (57 млн куб. м после регазификации), хотя был запланирован объем поставки в 138 тыс. куб. м СПГ (около 80 млн). Часть газа Litgas продал Великобритании, воспользовавшись временным скачком цен на рынке.

NBP (National Balancing Point) – это национальный пункт балансировки, который является виртуальным торговым местом для продажи, покупки и обмена британского природного газа. Это пункт ценообразования и поставки для контракта на фьючерсы на природный газ ICE Futures Europe (Intercontinental Exchange). Это 2-й наиболее ликвидный газовый торговый центр в Европе, и он оказывает значительное влияние на цену, которую внутренние потребители платят за свой газ дома. Торговля газом в NBP похожа на концепцию Henry Hub в Соединенных Штатах, но отличается тем, что это не фактическое физическое местоположение. По имеющимся данным, цена газа на NBP временами поднимается с 20 до 88 евро за мегаватт-час. Торговые показатели преобладающей в Литве биржи газа GET Baltic сейчас не превышают 20–21 евро.

Именно поэтому маршруты газовозов были переориентированы и груз, предназначавшийся Litgas и другим покупателям СПГ в Литве, был направлен в Великобританию, где он и был продан. Этой возможностью воспользовались и другие торговцы грузами СПГ, которые несколько недель могли предлагать объемы СПГ значительно опустевшим терминалам в Великобритании, пояснил порталу член правления владеющего Litgas холдинга Lietuvosenergija Доминикас Тучкус.

Известно, что в 2017 году, воспользовавшись временным скачком на рынке, компания также оптимизировала поставки – продала часть СПГ, предназначавшегося Клайпедскому терминалу, сократив расходы на содержание терминала на 3 млн евро.

При анализе энергетической ситуации в Великобритании необходимо также иметь в виду, что в стране существенная внешняя угольная зависимость. Имеются данные, что половину импорта угля в Великобританию за три квартала 2017 года обеспечила именно Россия. Об этом написал в социальной сети Twitter редактор международной энергетической информационной платформы ICIS Эд Кокс. Конечно, при общем снижении объемов использования энергетических углей в Великобритании на Россию пока приходится около половины объема поставок угля на остров.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

Чем объясняется самостоятельность отдельных элит в отношениях с Россией

0
1755
В Приднестровье отключат газ, в Кишиневе – свет

В Приднестровье отключат газ, в Кишиневе – свет

Светлана Гамова

Чем может закончиться война за энергоресурсы в Молдавии

0
3856
1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

1. Рекордный экономический рост за счет накопления груза новых проблем

Страна проходит через кризис доверия к денежной политике руководства Центробанка

0
2425
4. Мусульман Северного Кавказа возглавил чеченский муфтий

4. Мусульман Северного Кавказа возглавил чеченский муфтий

Салах Межиев избран руководителем межреспубликанского объединения

0
1720

Другие новости