0
13723
Газета НГ-Энергия Печатная версия

10.04.2018 00:01:00

В чем смысл маркировки товаров в рамках общего рынка ЕАЭС

Увеличение собираемости налогов и вывод бизнеса из тени решается с помощью доступных технологических приемов

Руслан Шафиев

Денис Максимов

Об авторе: Руслан Мустакимович Шафиев – доктор экономических наук, профессор Международного университета в Москве, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса. Екатерина Голубцова Екатерина Владимировна Голубцова – кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Денис Алексеевич Максимов – кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов в экономике Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Тэги: маркировка, еаэс, шубы, лекарства, солнечные батареи


маркировка, еаэс, шубы, лекарства, солнечные батареи Заседание совета Евразийской экономической комиссии. Слева направо первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов и председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. Фото со страницы ЕЭК в Facebook

В условиях усиления международной конкуренции все очевиднее для всего постсоветского пространства необходимость формирования единого рынка товаров и услуг ЕАЭС. Этому процессу могут способствовать элементы общности, связывающие государства евразийской зоны (природные, технологические, трудовые, интеллектуальные ресурсы, производственная кооперация, совместное использование транспортных коммуникаций).

В этой связи весьма актуальна проблема маркировки товаров в Евразийском экономическом союзе. 

В январе 2018 года правительство РФ одобрило проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. На данный момент этот документ уже одобрен Межправительственным советом ЕАЭС на заседании в Алматы.

Целью принятия Соглашения стала насущная необходимость вывода товаров из теневого оборота для повышения собираемости налогов, а также соблюдение интересов покупателей, которые смогут располагать информацией легальности приобретаемых товаров, их качества и уровня цен. У недобросовестных продавцов должна отпасть возможность повторного вывода на рынок товара, в том числе с истекшим сроком годности, система идентификации не позволит появиться и двойникам товаров.

В Соглашении устанавливаются принципы контроля передвижения товаров внутри ЕАЭС от производителя или импортера до конечного потребителя. На наднациональном уровне будет вестись единый реестр информации. В одобренном документе прописан регламент работы системы маркировки на территории ЕАЭС, а также распределены полномочия по ее формированию.

Введение маркировки товарных групп будет осуществляться в уведомительном порядке и при ее реализации в одной стране–члене ЕАЭС, и при распространении на всей территории ЕАЭС. То есть каждое государство должно предварительно уведомить других членов ЕАЭС о планах введения на своей территории маркировки какой-либо группы товаров для рассмотрения возможности другими странами присоединения к системе контроля. Кроме того, предусмотрена возможность любой страны выступить с инициативой введения такой меры на всей территории ЕАЭС. Окончательное же решение принимается коллегиально.

Соглашение не препятствует продолжению действия уже существующих в странах – членах ЕАЭС национальных систем маркировки. Так, в Казахстане, как и в Российской Федерации, маркируются меховые и лекарственные изделия, в Киргизии – только изделия из меха, в Армении и Белоруссии перечень идентифицируемых товаров более обширен. Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие интеграции национальных систем, позволяющее обмениваться данными о перемещении маркируемых изделий внутри интеграционного объединения пяти стран.

В Российской Федерации пилотный проект по маркировке изделий из меха реализуется с 12 августа 2016 года и уже показал хорошие результаты. Государственная система маркировки товаров реализуется с использованием радиочастотной идентификации. К системе подключены все участники: от производителя до розничных продавцов. Для каждого товара производитель или импортер получает уникальный номер в системе GS1 и контрольный идентификационный знак, изготавливаемый на Гознаке. За несоблюдение установленного порядка предусмотрена административная и уголовная ответственность. Таким образом информация о товаре на стадии производства или ввоза в страну попадает в систему маркировки, где можно отследить и дальнейшее перемещение изделия.

Оператором информационного ресурса маркировки является Федеральная налоговая служба РФ. Получаемая информация не только помогает налоговым органам отслеживать полноту и правильность исчисления и уплаты налогов в бюджет, но и позволяет покупателям убедиться в подлинности товара посредством обычного смартфона.

Бесплатное мобильное приложение «Проверка маркировки товаров» позволяет любому человеку путем считывания QR-кода получить полную информацию о товаре. Если данных о товаре нет или она не соответствует проверяемому товару, предусмотрена возможность отправления сообщения о нарушении прямо из приложения. Информация поступает в контрольно-надзорные органы, которые проведут разбирательство.

По данным Федеральной налоговой службы РФ, к концу 2017 года в системе маркировки зарегистрировалось около 10 тыс. участников, продано 1,7 млн маркированных изделий на сумму 96 млрд руб. Надо отметить, что за год функционирования пилотного проекта легальный оборот меховых изделий увеличился в 7 раз и составил 1,2 млн штук. Это главным образом изделия из норки и овчины.

Российская налоговая служба объединила систему маркировки с информационной системой таможенных органов, так как среди зарегистрированных участников около 640 организаций-импортеров.

С 1 января 2018 года в Российской Федерации начался второй этап реализации проекта по маркировке контрольными (идентификационными) знаками лекарственных препаратов, предполагающий охват этой процедурой более 100% лекарств, выпускаемых в оборот в нашей стране. При таком секторальном мониторинге, по данным Минздрава России, система будет отслеживать 6,5 млрд упаковок ежегодно и охватит до 1 тыс. производителей, до 2500 оптовых организаций, до 350 тыс.  медицинских организаций и пунктов выдачи аптек.

На первом этапе, завершившемся 31 декабря 2017 года, маркировался на добровольной основе ограниченный перечень лекарственных препаратов. За этот период около 430 фармацевтических организаций промаркировали более 6 млн упаковок.

С расширением системы прослеживания товаров до границ всего ЕАЭС, а также включением в нее новых товарных групп расходы оператора возрастут во много раз. Это обстоятельство привело к необходимости передачи в будущем этой функции другой организации на правах государственно-частного партнерства. Пока эта компания с 15 января 2018 года администрирует систему маркировки табачных изделий. С 1 июня 2018 года планируется идентифицировать перемещение на территории Российской Федерации следующей товарной группы – обуви. На уровне ЕАЭС предполагается начать маркировку с обуви, лекарственных препаратов и ювелирных изделий.

Здесь также стоит отметить, что в связи с растущим спросом на специфические товары нового поколения, связанные с развитием новых трендов в экономике, включая вопросы цифровой экономики, а также развития альтернативных источников энергии, важно обратить внимание на маркировку отдельных комплектующих, требуемых для производства, например, ветряных турбин или солнечных батарей. В рамках построения глобальных цепочек создания стоимости, где российские компании могли бы выступать интеграторами в рамках ЕАЭС, описанные выше перспективы в области информационных технологий и энергетики становятся достаточно насущными в рамках исследуемого вопроса.

Всеобщий охват товаров маркировкой в ЕАЭС позволит: 

– обезопасить население от приобретения недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных товаров;

– усилить контроль государства за оборотом товаров, что увеличит налоговые поступления в бюджет без изменения налогового законодательства в части повышения ставок и введения новых налогов.

Кроме того, эти шаги позволят перейти от существующего формата двусторонних механизмов регулирования товарных потоков между странами – членами ЕАЭС к созданию многостороннего механизма свободной торговли товарами и услугами, что, безусловно, обеспечит формирование общего рынка на всем евразийском экономическом пространстве.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
4077
Спрос на лекарства от диабета и ожирения вырос в России в четыре раза

Спрос на лекарства от диабета и ожирения вырос в России в четыре раза

Ольга Соловьева

Богатые россияне смогут потерять 25% лишнего веса

0
8714
Россия задала ЕАЭС жесткие границы развития

Россия задала ЕАЭС жесткие границы развития

Артур Аваков

Предупреждение главы правительства РФ восприняли не все

0
3159
Пашинян пережил очередную попытку госпереворота

Пашинян пережил очередную попытку госпереворота

Артур Аваков

Премьер-министр обвинил ОДКБ в создании угроз для Армении

0
4428

Другие новости