Для поставок углеводородов все чаще стали использоваться танкеры и газовозы. Фото Reuters
Для каждой страны топливо, энергоресурсы являются неотъемлемым компонентом физического существования, необходимым для отопления, освещения, перемещения, производственных нужд, развития технологий.
В последние годы энергетический рынок переживал не лучшие времена. В феврале 2018 г. среднемесячная цена на нефть сорта "Брент" снизилась до 65,4 долл./барр. c 69,0 долл./барр. в январе, и до середины марта стоимость барреля оставалась на достаточно комфортном для России уровне, близком к 65 долл. Это стало возможным вследствие соблюдения странами-участницами условий соглашения ОПЕК+" в 2016 году до 44 долл. за баррель (это после заоблачных 112 долл. в 2012 году). Заключенный в декабре 2016 года Меморандум стран ОПЕК и 12 неучаствующих экспортеров при инициативной поддержке России – об ограничении производства – постепенно начал действовать, выровняв цену 2017 года до 54,4 долл., а среднемесячную за январь 2018 года – до 69 долл. Характерно признание в публикации Всемирного банка: «Выполнение соглашения по ограничению производства не участвующими в ОПЕК странами было высоким благодаря фактическим сокращениям России, при соблюдении объемов Азербайджаном и Казахстаном и снижению добычи из-за погодных трудностей в Мексике». В силу неравномерности размещения месторождений базовых видов ископаемого топлива – нефти, природного газа и угля (а это обеспечение 85% потребностей) – выравнивание пользования ими осуществляется за счет экспорта, который составляет весьма объемную товарную группу в международной торговле. В среднем за десятилетие (2006–2015) стоимость мирового экспорта энергоресурсов составила 15% стоимости глобального товарооборота (колеблясь из-за неустойчивости цен от 16,6% в 2013 году до 12,2% в 2015-м).
Именно страны, располагающие значительными месторождениями трех базовых ресурсов, и поставляют их на мировой рынок. За минувшее десятилетие десятка крупнейших поставщиков нефти, газа и угля увеличила свой совокупный экспорт (в пересчете на единый нефтяной эквивалент) на одну четверть, а многие экспортеры повысили и значимость своих поставок в отраслевой продукции. Россия является безусловным лидером среди экспортеров энергоресурсов, опережая следующую за ней Саудовскую Аравию почти на 2/3 (на 264 млн т н.э.)
Нефть является труднозаменимым топливом (ее продуктами заправляется весь мировой автопарк), довольно концентрированным по залежам, а потому весьма желанным на рынке. Она покрывает 33% мировых потребностей. Причем характерно, что почти 75% потребляемой нефти поступает через каналы международной торговли. Часть нефти традиционно поставляется по трубопроводам (из России, Норвегии). А межрегиональные поставки осуществляются морским путем. Около 47% морских поставок производят страны Ближнего и Среднего Востока.
Число танкеров, обслуживающих межрегиональные поставки, насчитывает около 13 тыс. единиц, что составляет 32% общего тоннажа мирового торгового флота. Среди них есть весьма крупнотоннажные. До недавнего времени насчитывалось 623 единицы класса «VLCC» (некоторые грузоподъемностью до 500 тыс. т), около 490 судов класса «Суэцмакс» вместимостью около 150 тыс. т. Морская доставка является трудоемким и порой опасным делом. Около трети морских межрегиональных поставок нефти осуществляется через Малаккский пролив, где вольготно «шныряют» корабли 7-го флота США. В августе прошлого года ракетный эсминец «Джон Маккейн» столкнулся там с либерийским танкером «Алник». Утечки 30 тыс. т нефти удалось избежать, но на эсминце, поврежденном ниже ватерлинии, погибло 10 моряков. Двумя месяцами раньше другой эсминец – «Фицджеральд» столкнулся в Южно-Китайском море с филиппинским сухогрузом, принеся гибель 7 морякам. Поскольку с начала года уже произошло четыре таких инцидента, адмирал, командующий 7-м флотом США, был уволен со службы.
Рынок природного газа характеризуется медленным, но устойчивым расширением. Его доля в мировом энергобалансе повысилась в 2006–2016 годах с 22,8% до 24,1%. При этом возрастала и отраслевая значимость экспорта в добыче сырья – с 26,0% до 30,5% продукции. Этому во многом способствовало развитие новых форм транспортировки – в виде сжиженного природного газа (объем концентрированного продукта сокращается в 600 раз при температуре минус 162 градуса в термоизолированных резервуарах). Первая поставка осуществлялась в середине 60-х годов из Алжира во Францию. К настоящему времени 32% газа экспортируется в сжиженном виде. Создана огромная инфраструктура для транспортировки СПГ (более чем в 25 странах – установки по сжижению газа и регазификации СПГ), флот СПГ-танкеров, насчитывающий около 520 современных судов со скоростью 18–20 узлов (нефтяные танкеры – 14 узлов), вмещающие 145–155 тыс. куб. м сжиженного газа (регазифицируемого в 85–95 млн куб. м натурального продукта). Команда типового СПГ-танкера насчитывает 27 человек, а погрузочно-разгрузочные операции занимают 12–18 часов. Строился этот специализированный флот в странах – активных покупателях СПГ: 59% судов в Южной Корее и 23% в Японии. Лидером в поставках СПГ является крохотный Катар, оседлавший (вместе с Ираном) крупнейшее месторождение «Южный Парс». На его долю приходится 30% поставок СПГ; далее следуют: Австралия (16%), Малайзия (9%), Индонезия (6%), Алжир и Россия (по 4%). Ввод в строй и декабре 2017 года нового проекта «Ямал СПГ» позволит нам более чем удвоить выпуск и экспорт нового продукта. А в традиционных поставках – по трубопроводам три страны обеспечивали половину товаропотока: Россия (26%), Норвегия (15%), США (8%).
Оценка экспорта угля осложняется большой разносортицей поставок и различий в их энергоемкости. Подсчет физического объема добытого угля в 60 странах-продуцентах (8670 млн т), 35 из которых осуществляют значимый его экспорт (1400 млн т), позволяет заключить, что экспорт составляет около 16% добываемого сырья. Почти 80% экспорта обеспечивают пять стран: Индонезия (30%), Австралия (24%), Россия (11%), США (9%) и ЮАР (6%). Осуществляя почти половину мировой добычи, Китай самообеспечивается, а в связи с ухудшением ценовой конъюнктуры начал принимать меры по сдерживанию производства.
По мере цивилизационного развития – новых технологий, электроники, требований жизненного комфорта, экономии на оперативном управлении, цифровой экономики и т. д. – на потребляющем сегменте ощущается постоянный рост спроса на вторичный энергоресурс – электроэнергию. Ее генерация постоянно расширяется, и доля в балансе потребления в 2006–2016 годах возросла с 38,6 до 42,5%. Согласно данным «ВР», Россия входит в четверку крупнейших генераторов, а Китай, всего за десятилетие в 2,2 раза увеличив производство электричества (путем массированного строительства гидростанций), вышел в лидеры, оставив далеко позади себя Соединенные Штаты, топтавшиеся на месте.
Энергетика продолжает оставаться зоной ожесточенной борьбы за балансировку интересов и за рационализм в использовании ресурсов.
комментарии(0)