Фото Getty Images.
Что же получилось и что не получилось на Международной конференции ООН по климату?
Как отмечают ученые–экологи из Вуппертальского исследовательского института, к плюсам состоявшейся в Бонне встречи относится то, что на ней были поставлены вехи для следующей подобной конференции, которая состоится в декабре 2018 года в польском Катовице. Предполагается, что именно на ней будет разработана программа действий, которая явится продолжением Парижской конференции. В Бонне же пока собирались мнения и велась дискуссия. В самый последний день работы конференции была разработана и принята программа действий для будущего года. В ней обозначены конкретные шаги, но еще не цель. Эта программа носит название "Talanoa-Dialog".
В качестве успеха отмечается, что не подтвердились опасения того, что США при Дональде Трампе станут главными саботажниками усилий по снижению парниковых выбросов. Прибывшая из Америки делегация была небольшой по составу и вела себя сдержанно. Кроме того, в Бонн приехала делегация из «другой Америки», в составе которой были представители штатов, предприниматели и обыкновенные граждане. Она наглядно демонстрировала, что по крайней мере половина страны придерживается иных взглядов, чем Трамп.
Под руководством Великобритании и Канады был основан альянс за выход из угля, предусматривающий прекращение использования угля, который назван самым большим экологическим злом. В альянс вошли 19 государств и отдельные американские и канадские штаты Единственной крупной страной ЕС, не присоединившейся к альянсу, явилась Германия. К негативным моментам вуппертальские ученые относят отсутствие руководящей роли какого-либо участника конференции, который своим авторитетом помог бы решению спорных вопросов, которых накопилось немало и большинство из них были отложены на более поздние сроки. Ни Европа, ни Китай не решились взять на себя руководящую роль на конференции. Германия из-за неясности с формированием правительства оставалась практически без руководства, а у Франции, несмотря на блестящее выступление президента Макрона, отсутствовала воля к этому. Китай же не хотел брать на себя ответственность, поскольку это не приносило в тот момент никаких ощутимых экономических дивидендов.
Предполагается, что и в Катовицах имеющиеся споры вряд ли удастся разрешить, поскольку конференция состоится под руководством Польши. А Польша, как известно, относится к подобным встречам скептически. А это означает или запрограммированный крах будущей конференции, или решение только мелких проблем.
На конференции вновь вспыхнули споры относительно ответственности (и прежде всего финансовой) промышленно-развитых и развивающихся стран, которые ожидают от первых солидарного поведения.