0
10402
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.11.2017 00:01:00

Дискуссия в Екатеринбурге

Тэги: теплоснабжение, ето, тэц, жкх


теплоснабжение, ето, тэц, жкх Ввод в строй новой Академической ТЭЦ в Екатеринбурге. Фото РИА Новости

В середине октября в Екатеринбурге прошло обсуждение нового закона «О теплоснабжении». Как известно, принятый в июле с.г. Госдумой закон сформулирован как «Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Напомним читателям, что, по оценкам Министерства энергетики Российской Федерации, российское теплоснабжение требует до 150–200 млрд руб. ежегодных инвестиций. Такие деньги стратегически важной отрасли экономики могут предоставить лишь частные инвесторы. 

Общие посылы Минэнерго

Как отметил в своем выступлении на конференции Алексей Храпков, заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ, в рамках реализации законопроекта Министерством энергетики была подготовлена «дорожная карта» по принятию подзаконных актов, их порядка 40, и сейчас речь идет о том, чтобы не позднее середины следующего года принять все подзаконные акты, направленные на внедрение новой модели рынка теплоснабжения. По словам Храпкова, сегодня уже подписано два соглашения о переходе к новой модели. Это соглашения между Сибирской генерирующей компанией и городом Рубцовском Алтайского края и между городом Воронежем и ПАО «Квадра». В течение ближайшего полугода-года в Минэнерго ждут до десяти таких соглашений, реализующих новую модель между теплоснабжающими компаниями и городами.

Заслуживает внимания предыстория вопроса регулирования сферы теплоснабжения. Как отметил в своем выступлении Храпков, «мы реформировали рынок электроэнергии и соответственно рыночное ценообразование, рыночные отношения  в электроэнергетике». Вызовом стал тот факт, что неконкурентность ТЭЦ на оптовом рынке оказывала негативное влияние на  рынок теплоснабжения. Второе и, как считает Храпков, может быть, даже первое и самое главное, это рыночное давление потребителей на сферу теплоснабжения. Дело в том, что потребители  давно уже используют метод альтернативных затрат, думая: стоит ли подключаться к централизованному теплоснабжению? Более того, действующие коммунальные потребители в активной фазе занимаются энергоэффективностью, повышая качество теплопотребления и снижая удельные расходы на квадратный метр. Это обуславливает необходимость, с его точки зрения, ориентироваться на клиента, который повышает эффективность потребления.

Затрагивая проблему инвестиций в отрасль, он отметил, что на сегодняшний день практические инвестиции имеют в основе бюджетную составляющую. По оценкам, которые мы сделали в 2015 году и по данным региональных властей, почти 150 млрд руб. бюджет напрямую инвестировал в отрасль теплоснабжения. Но сегодня, подчеркнул Храпков,  такой возможности нет, а потребность, которую регионы обозначали в 2015 году, была еще больше, она была почти 200 млрд руб. ежегодных инвестиций. С этой точки зрения, предложенная модель, по его мнению, направлена на решение данных вопросов. 

В этом плане интересен подход министерства к Единой теплоснабжающей организации. Напомним, что Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – это не новация в законе № 279. ЕТО были введены как институт в 2010 году в законе № 190. Теперь ЕТО отвечает за всю систему теплоснабжения и становится  неким диспетчером, занимающимся оптимизацией загрузки мощностей, коммерческим диспетчером, выступая единым окном по договорным отношениям внутри котла системы теплоснабжения. И на той и на другой есть финансовая экономическая мотивация, стимулирующая бизнес к оптимизации издержек и повышению качества услуг теплоснабжения. Также Единая теплоснабжающая организация, по мнению Храпкова, становится более клиентоориентированной компанией, имеющей рыночную мотивацию. Она является единым окном перед потребителем и перед властью, отвечающим за развитие и надежное состояние теплоснабжения. И она же, собственно, обеспечивает функцию поддержки территориального развития через развитие системы теплоснабжения. 

В основу изменения подходов к ценообразованию заложен принцип, который состоит в том, что за аналог для определения эталонных расходов на услуги теплоснабжения была принята идеальная сеть, идеальная котельная с применением наилучших доступных технологий. И, собственно, это то, что сегодня выберет потребитель, если он будет оценивать свои потребности и возможности в услугах теплоснабжения. Будет это централизованное теплоснабжение либо децентрализованная распределенная энергетика, он будет использовать эти самые технологии, и у него будут именно эти цены, которые определяются по методике, предложенной Минэнерго. «По оценкам, которые мы сделали, исходя из принятых параметров альтернативной котельной, мы провели экспертизу 512 городов, в которых проживает 75 млн человек, больше половины страны», – отметил Храпков. При доведении цены во всей стране до цены альтернативной котельной понадобится не более чем 0,6% пункта сверх инфляции. Базовым элементом закона является то, что переход к новой модели осуществляется в условиях соглашения между муниципальной властью и бизнесом, оказывает влияние на услуги теплоснабжения. Это есть не что иное, как элемент государственно-частного партнерства. 

Еще не так давно тепловые сети Екатеринбурга отличались крайней неустойчивостью к морозам.	Фото Доната Сорокина/ТАСС
Еще не так давно тепловые сети Екатеринбурга отличались крайней неустойчивостью к морозам. Фото Доната Сорокина/ТАСС

Закон «О новом моделировании теплоснабжения» был принят Госдумой, подписан и вступил в силу 29 июля 2017 года. То есть совсем недавно. По словам Храпкова, законопроект писали довольно продолжительное время, примерно два года он был в активной фазе подготовки и принятия. А до этого еще было несколько лет обсуждения. В подготовке законопроекта приняли активное участие органы местного самоуправления, регионы,  эксперты. Последний год активно с законопроектом работали депутаты Государственной думы, сенаторы Совета Федерации. В итоге по законопроекту был достигнут  консенсус. Далее он отметил, что в рамках реализации законопроекта  Министерством энергетики была подготовлена «дорожная карта» по принятию подзаконных актов, их примерно 40. При этом один документ уже принят. Это изменение в четырехсотое постановление «Об индексах платы граждан за коммунальные услуги»,  которое полностью синхронизирует внедрение новой модели с институтом индексной модели. 

Храпков подчеркнул, что ключевая задача состоит в том, чтобы не позднее середины следующего года принять все подзаконные акты.

По словам первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадия Чернецкого, нужны серьезные контрольные действия со стороны властей, так как доминирующее положение в новой системе будет принадлежать генерации. «Кроме того, вся парадигма предстоящих действий должна быть достаточно открытой и понятной. Сегодня самое главное – максимально быстрое принятие всех подзаконных актов. После чего можно будет посмотреть на пилотах, каким образом новый закон начнет реализовываться. Этот закон должен улучшить ситуацию и ни в коем случае не создавать новых проблем», – добавил  Чернецкий. Говоря о проблемах, специалисты выделяют в первую очередь накопившийся недоремонт, который уходит корнями в 1990-е и начало 2000-х годов.

Особенность Свердловского региона

Для характеристики состояния энерго- и теплохозяйства региона и выявившихся проблем представляет интерес выступление министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николая Смирнова. По его словам, в настоящее время на территории Свердловской области существует более 1700 теплоисточников. Подавляющее большинство из них – это котельные малой мощности. Котельные мощностью три и менее мегаватт составляют 66% от числа теплоисточников. При этом вырабатывают менее 5% от объема производимой теплоэнергии. В то же время на территории Свердловской области находятся такие крупные тепловые источники, приведенные на слайде, которые вырабатывают более 10,5 тыс. МВт. Это такие, как Свердловская ТЭЦ, Средне-Уральская ГРЭС, Красногорская, Первоуральская, Ново-Свердловская, Богословская, Верхнетагильская и другие станции. 

За 2016 год произведено более 24 млн Гкал. В целом организации Свердловской области потребляют порядка 34 млн т условного топлива. Причем объемы потребления ежегодно снижаются от 10 до 15%. По структуре потребления в области преимущественно газ, доля которого в топливном балансе составляет чуть более 53%. В целом коммунальное хозяйство Свердловской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, характеризуется высоким процентом физического и морального износа. Несмотря на то что в последние годы уменьшается число технологических нарушений на объектах коммунального хозяйства, тем не менее в целом на 12,5% основная доля в них приходится на объекты теплового сектора, и в первую очередь тепловых сетей. Тот недоремонт, который сложился в 90-х и в начале 2000-х годов, несмотря на то что в последние годы ремонтные работы увеличиваются, к настоящему времени в полном объеме не компенсирован. Мониторинг технического состояния объектов (коммунального) комплекса показал, что около 43% тепловых сетей нуждается в замене, как в срочной, так и в перспективной. Это более 3 тыс. км тепловых сетей. В настоящее время ежегодно меняется около 5,5–6% тепловых сетей, что при нормативе не менее 10% не улучшает ситуации в этом секторе. Основной причиной является нехватка финансовых ресурсов в этой сфере. 

На сегодняшний день, по словам министра, из 94 муниципальных образований уже 55 имеют современные схемы теплоснабжения, которые позволяют перспективно выстраивать планы по их модернизации. Ежегодно потребность  Свердловской области в строительстве и реконструкции составляет около 250 теплоисточников, хотя фактически меняется и реконструируется не более 50. Основными задачами развития и модернизации топливного комплекса Свердловской области является, во-первых, создание условий для повышения надежности и эффективности системы, во-вторых, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. Для решения этих задач существует следующий механизм. Первое – утверждаемая правительством Свердловской области инвестиционная программа организации. Второе – муниципальные программы, которые реализуются за счет средств муниципального бюджета. Третье – государственная программа Свердловской области, в которой принимают участие в первую очередь областные деньги. И четвертое – концессионные соглашения, которые в последние два года более активно начинают реализовываться. 

Важно отметить, как подчеркнул министр, мы должны понимать, что концессионер придет в эту сферу только в том случае, если увидит понятные условия работы с понятным периодом окупаемости на срок не более 10 лет. Хотя концессии заключаются и на 30 лет и более, но большинство концессионеров стараются свои проекты компенсировать в течение ближайших 10, максимум 12 лет, с тем чтобы в дальнейшем уже эксплуатировать модернизированные объекты. В настоящее время на территории Свердловской области реализуется уже более 50 инвестиционных проектов с объемом финансирования более 3 млрд руб. Муниципальные программы реализуются в объеме 3,5 млрд руб., из них 1,4 млрд руб. – только в этом году. Из средств областного бюджета ежегодно на реконструкцию теплоснабжения идет почти 1,5–2 млрд руб. 

Касаясь нового закона, министр подчеркнул, что реализация тех или иных инвестиционных проектов, в том числе концессионных, в рамках заключенных соглашений возможна только в рамках действующих, понятных, долгосрочных федеральных законов. Поэтому рассматриваемый  федеральный закон является одним из краеугольных камней по привлечению инвестиций. Министр обратил внимание на то, что проблема состоит в рассмотрении отдельного законопроекта не в совокупности с другими моментами, в частности с подзаконными актами. «Поэтому, – сделал он вывод, – в рамках принятия подзаконных актов я бы хотел, чтобы их обсуждение проходило так же активно, как и обсуждение самого законопроекта, когда он был. И только с мнением и опытом на пилотных территориях можно говорить о том, что закон будет работать эффективно и с плюсом как для самих собственников и эксплуатантов тепловых источников, так и для их потребителей».

Модель Екатеринбурга

Об организации теплоснабжения Екатеринбурга рассказал заместитель главы администрации города Владимир Гейко. Как он отметил,  значимую роль в экономике играют энергоемкие производства: машиностроение, металлообработка, металлургия. Безусловно, все это предъявляет особенные требования как к городскому хозяйству в целом, так и к организации теплоснабжения. В системе теплоснабжения города Екатеринбурга функционирует 110 энергоисточников, наиболее крупные 12.  В целом суммарная установленная мощность источников системы теплоснабжения составляет 8676 Гкал час. 73% тепловой нагрузки системы города покрывает так называемая централизованная зона теплоснабжения. Тепловые сети и оборудование объединяют источники тепла в единую структуру теплоснабжения. Основной сетевой компанией в зоне централизованной системы является созданная и функционирующая с 1 июля 2016 года Екатеринбургская теплосетевая компания. Магистральные тепловые сети в целях надежности закольцованы. Это позволяет осуществить резервную подачу тепла при ремонтах, технологических отклонениях на тепломагистралях за счет совместной работы источников и связи между магистралями. 

Помимо зоны объединенного централизованного теплоснабжения, в городе существует 41 локальная зона, в каждой из которых отведена единая теплоснабжающая организация. Общая протяженность сетей тепловых более 3,5 тыс. км, 469 центральных тепловых пунктов.  На территории муниципального образования город Екатеринбург расположено более 25 тыс. зданий, их которых 63% подключены к централизованной зоне теплоснабжения и локальным теплоисточникам. 37 имеют индивидуальные системы отопления. В основном это частный сектор. 

Система теплоснабжения города в своем роде уникальна. Во-первых, многозональностью системы, разделенной на зоны объединенного централизованного теплоснабжения, которая обеспечивает более 70% города. Во-вторых, это пересечение данных зон, которые характеризуются наличием возможности обеспечения теплоснабжения в отопительном периоде или в межотопительном от разных источников как внутри одной зоны, так и между зонами. Данные факторы позволяют говорить о надежности и резервировании системы теплоснабжения. 

 Вопрос диалога с населением подняла в своем выступлении Александра Рудных, представляющая Общероссийский народный фронт: «У большинства многоквартирных домов никогда не было программы энергосбережения. Можно обвинить управляющие компании, можно обвинить еще кого-то, но люди даже не представляют, какой может быть программа по энергосбережению, в том числе и по сбережению тепла. Следовательно, люди никак не участвуют в этой работе по экономии энергоресурсов, направленной на обеспечение теплом». 

Подводя итог дискуссии, Татьяна Гурова, главный редактор журнала «Эксперт», сказала: «Всем понятно, что главных интересанта три: клиент, власть и энергетики. Но, кроме того, есть еще неэнергетический бизнес: поставщики, девелоперы, структурные компании, клиенты, а также Общественная палата и ОНФ. Чтобы тепловая отрасль работала эффективно, должны быть учтены интересы всех групп игроков».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1452
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1655
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1765
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4075

Другие новости