0
12417
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.11.2017 17:05:00

Сетевой комплекс России сталкивается с последствиями поспешно проведенной реформы

Тэги: госдума, круглый стол, электросети, завальный, россия, электроэнергетика, рао еэс


госдума, круглый стол, электросети, завальный, россия, электроэнергетика, рао еэс Фото пресс-службы ПАО "Мосэнерго"

Сегодня в Государственной Думе прошел круглый стол на тему: «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства энергетики, Министерства экономического развития, Федеральной антимонопольной службы, Генеральной прокуратуры, органов власти РФ, ПАО «Россетти», ПАО «СО ЕЭС», ПАО «ФСК ЕЭС», Ассоциация «НП ТСО», Ассоциации ГП и ЭСК, представители экспертного сообщества и деловых кругов. Как было отмечено во вступительном слове главы Комитета по энергетике Госдумы РФ Павла Завального, проведение круглого стола обусловлено необходимостью обсуждения и получения оценки сегодняшнего состояния электросетевого комплекса, актуализации его роли в электроэнергетической отрасли России, а также выявления проблем, препятствующих его эффективному функционированию и развитию.

Присутствовавшие обсудили также предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего эти вопросы.

Не секрет, что после проведенной в начале 2000-х годов реформы электроэнергетики РАО ЕЭС, объединявшая все составные части электроэнергетики России, была разделена на генерирующие, транспортирующие и сбытовые компании. Электросетевой комплекс, призванный доставлять произведенную электроэнергию до потребителя, как было отмечено выступавшими, находится в настоящее время в достаточно сложном состоянии. Дело в том, что проведение приватизации электросетевого комплекса, относящегося к естественно-монопольным видам, до сих пор является спорным аспектом проведенной реформы.

Проблемы электросетевого комплекса

Можно назвать следующие проблемы, с которыми сейчас сталкивается приватизированный электросетевой комплекс. Прежде всего, произошло значительное увеличение сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию. В среднем по стране ее доля для потребителей достигла 50%, что существенно выше мировой практики. При этом стоимость электроэнергии для потребителей в регионах за счет сетевой составляющей увеличивается к цене оптового рынка от полутора до трех раз. Следует также учитывать то обстоятельство, как заметил, комментируя складывающуюся ценовую ситуацию, Павел Завальный, что стоимость топлива (а это более 60% ТЭС работающих на газе) в России намного ниже мирового уровня. Подобные показатели говорят о крайне низкой энергоэффективности всей отрасли.

Далее обращает на себя внимание тот факт, что применение «котлового метода» установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии привело к бесконтрольному росту числа территориальных сетевых компаний (ТСО), получающих вне зависимости от объема оказанных услуг составляющую «котлового» тарифа на основе обеспечения необходимой валовой выручки. Принятыми мерами в 2012 и 2016 годах количество ТСО было сокращено с почти 3 тыс. в 2013 году до 1,9 тыс. в 2017 году.

Еще одним следствием реформы РАО ЕЭС стало появление большого числа бесхозных электросетей. Подобные сети и должны были бы обслуживать присоединенные к ним ТСО. Но дело в том, что процесс передачи этих сетей от муниципалитетов в ведение ТСО затягивается на годы, что снижает надежность энергоснабжения потребителей, увеличивает технологические и коммерческие потери и усложняет финансовое положение самих ТСО.

Перекрестное субсидирование

Наиболее сложной проблемой, доставшейся в наследство от СССР, является перекрестное субсидирование, когда за счет одних потребителей фактически происходит поддержка других. Как известно, перекрестное субсидирование возникло в 90-е годы прошлого века с целью сдержать тарифы для наиболее уязвимых групп потребителей. В результате занижения тарифов для населения нагрузки по перекрестному субсидированию перекладываются на остальных потребителей, присоединенных к распределительным сетям. В международной практике проблема перекрестного субсидирования актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе для бывших советских республик. Выделяются три основные причины возникновения перекрестного субсидирования. К ним относятся социальные, или сглаживание «энергетической бедности» за счет перераспределения национальных ресурсов, экономические - путем смягчения инфляции и содейстивия экономическому развитию регионов, и простота реализации социальной поддержки .

По данным Минэнерго РФ, реальная величина перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике оценивается на 2017 год в размере 368 млрд руб. Для сравнения, в 2012 году она составляла 220 млрд руб. Понятно, что перекрестное субсидирование является на самом деле сдерживающим фактором развития экономики. В Стратегии развития электросетевого комплекса предлагается снизить перекрестное субсидирование даже до 50 млрд руб., но за счет ежегодного роста тарифов на электроэнергию для населения. Совершенно понятно, что такой путь невозможен прежде всего по социальным причинам. Но удержание роста тарифов на электроэнергию для населения в пределах 5%, отмечается в проекте рекомендаций круглого стола, повлечет (в случае выполнения имеющегося прогноза социально-экономического развития РФ) увеличение суммы перекрестного субсидирования к 2022 году до 417 млрд руб.

Умные сети

В рекомендациях круглого стола отмечается, что несмотря на высокую оснащенность потребителей приборами учета (более 97%) нет возможности достоверно определять объемы взаимных обязательств между участниками рынка электроэнергии. Дело в том, что приборы учета принадлежат десяткам миллионов собственников, которые используют более 300 видов счетчиков различных поколений и производителей. А отсутствие нормативного закрепления за какой-либо инфраструктурной организацией ответственности за функционирование коммерческого учета электроэнергии приводит к возникновению множества конфликтов, которые нередко улаживаются в ходе судебных процессов. На сегодняшний день на всей территории России насчитывается порядка 76,2 млн точек учета. С точки зрения сетевиков, магистральным направлением развития системы учета является внедрение интеллектуальных систем учета. Но реализация такого развития для всей территории страны потребует инвестиций в размере 700-1000 млрд руб.

Причина сложившейся ситуации в российской электроэнергетике кроется в незавершенности начатой десятилетия тому назад реформы. По мнению ПАО «Россетти», в России в отличие от промышленно-развитых стран мира отсутствует конкуренция на оптовом рынке электрической энергии. В этих странах производители энергии конкурируют друг с другом за право отдать энергию в сеть. Но предложенные на круглом столе меры по совершенствованию положения в российской электроэнергетике во многом носят пока частный характер и дают возможности совершить решающий прорыв на этом направлении.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1009
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
445
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
630

Другие новости