Фото Gettyimages
31 июля 2017 года состоялось подписание контрактов между АО «Атомстройэкспорт» и Индийской корпорацией по атомной энергии (ИКАЭЛ) на первоочередные проектные работы, рабочее проектирование и поставку основного оборудования для III-й очереди АЭС «Куданкулам».
«Проект сооружения 5-го и 6-го блоков АЭС «Куданкулам» переходит в фазу практической реализации. Начинается проектирование и развертывание процедур закупок основного оборудования российского производства для комплектации III-й очереди индийской станции, – сообщил вице-президент по проектам Южной Азии АО ИК «АСЭ» Андрей Лебедев.
Как известно, 01.06.2017 в ходе XVIII Ежегодного российско-индийского саммита, проходившего в Санкт–Петербурге, Группа компаний ASE и Индийская корпорация по атомной энергии подписали Генеральное рамочное соглашение по сооружению третьей очереди АЭС «Куданкулам» в штате Тамил Наду (Индия). Также был подписан межправительственный кредитный протокол, в соответствии с которым Россия выделила денежные средств на поставки оборудования и документации для сооружения третьей очереди станции. Соглашение предусматривает возведение по российскому проекту энергоблоков №5 и №6 АЭС «Куданкулам».13.07.2017 было получено одобрение этих трех ключевых контрактов от Госкорпорации «Росатом», Министерства экономического развития и Министерства финансов РФ.19.07.2017 и индийская сторона в лице Совета Директоров ИКАЭЛ одобрила подписание трех контрактов по блокам №5 и №6 АЭС «Куданкулам».
АЭС расположена на юге индийского штата Тамил Над. По состоянию на июнь 2017 года, на станции работает первый и второй реакторы типа ВВЭР по 1 тыс. мегаватт каждый. С её пуском Индия почти на 50 процентов увеличила выработку электроэнергии всех своих АЭС.
Принципиальной особенностью проекта является реализация в дополнение к традиционным активным системам безопасности ряда технических решений, основанных на «пассивных» принципах (то есть без участия человека и без использования источников энергии), которые по общепринятому критерию - «общая вероятность тяжелого повреждения активной зоны» - максимально приближает реализуемый проект в части его ядерной безопасности к показателям проектов четвертого поколения.
Так, применена система отвода тепла от реактора к конечному поглотителю - воздуху (СПОТ). Даже при потере всех источников электроснабжения эта система обеспечит надежное охлаждение реактора воздухом без использования внешних источников энергии.
Отличительной особенностью российского проекта является высокая оснащенность энергоблоков системами диагностики, которые позволяют формировать опережающую реакцию эксплуатационного и ремонтного персонала станции на симптомы в отклонениях работы оборудования.
Реализация таких строительных решений и технологических систем как: двойная локализующая и защитная оболочка, системы пассивного отвода тепла от реакторной установки, ловушка расплава активной зоны, пассивная система быстрого ввода бора высокого давления, дополнительные ёмкости, обеспечивающие пассивным способом долговременную подачу борированной воды в реактор, система пассивной фильтрации межоболочечного пространства, закрытый ковш водозабора технической воды для АЭС, обеспечивают беспрецедентный проектный уровень ядерной и экологической безопасности сооружаемой АЭС.
Атомная энергетика Индии зародилась в начале 50-х годов, когда известный учёный Х. Бхабха разработал программу развития индийской атомной энергетики. Акцентом стратегической программы было не использование урана, залежи которого были не велики относительно других стран, а вовлечение в эксплуатацию тория, запасы которого огромны.
Первая атомная электростанция была построена в Тарапуре и начала эксплуатироваться с 1969 года. Её мощность – 420 тыс. кВт. В качестве топлива для этой станции использовался обогащённый уран. В дальнейшие атомные электростанции (в Раджастхане, Мадрасе и Нароре) были установлены реакторы, использующие природный уран.
АЭС вырабатывают 3,38 % электроэнергии в Индии. По состоянию на июль 2017 года, в стране имеется 22 действующих промышленных ядерных реактора суммарной мощностью 6,2 ГВт.