08.07.2017 15:05:00
Французская антиуглеродная программа угрожает мировым автопроизводителям и поставщикам углеводородов
Тэги: франция, антиуглеродная программа, автомобили
Фото Getty Images.
Тому факту, что французский премьер-министр Эдуар Филипп объявил во время своей программной речи, некоторые меры для достижения «углеродной нейтральности к 2050 году» мировая пресса уделила не много внимания. Скорее в ней усмотрели очередной вызов нового амбициозного французского лидера Эммануля Макрона антиклиматической политике американского президента Дональда Трампа. Мол, Франция в качестве ответа США решила ужесточить собственные климатические цели.
В своем программном выступлении 4 июля в национальном собрании, отмечает французская газете Les Echos, Эдуар Филипп подробно изложил дорожную карту новой исполнительной власти, в том числе по теме окружающей среды и экологии. «Мы хотим достичь углеродной нейтральности к 2050 году», заверил премьер-министр депутатов . Через 20 лет во Франции не должны больше продаваться ни дизельные, ни бензиновые автомобили. А еще через десять лет Франция должна стать абсолютно нейтральной в плане выбросов двуокиси углерода». Другими словами, все выбросы двуокиси углерода будут поглощаться лесами или утилизироваться другими способами. До сих пор действующий во Франции закон предусматривал снижение эмиссии парниковых газов до середины нынешнего столетия на 75 процентов по сравнению с 1990 годом.
Для достижения этой цели, Эдуар Филипп упомянул четыре основные меры. Самой ближайшей целью явится устранение в первую очередь дизельных автомобилей с французских улиц. В качестве инструмента для этого будет применяться налоговый механизм. Речь идет о том, чтобы положить конец налоговым льготам, которые даются дизельному топливу. Сейчас разрыв в стоимости литра дизеля и бензина от 15 до 20 центов в пользу дизельного топлива. Но заметно, что уже сейчас, отмечает газета, во Франции наблюдается снижение продаж дизельных автомобилей. Регистрация таких транспортных средств уменьшилось в период с января по июнь с 52 процентов (за тот же период 2016 года) до 47,92 процентов. Важно отметить, что в 2012 году таких регистраций было даже 72 процента всех регистрируемых автомашин. Газета приводит слова премьер-министра, который сказал: «Мы должны помнить, что дизельный двигатель, выделяет в своих выбросах токсичные мелкие частицы, но и является технологией, которая выбрасывает меньше двуокиси углерода и потребляет меньше топлива , чем его бензиновый аналог. Это может усложнить достижение цели сокращения выбросов углекислого газа». Дело в том, что действительно до сих пор автопроизводители, правительства и экологические группы признавали дизельные двигатели «зелеными» из-за экономичного расхода топлива и более низких выбросов СО2. Но не принимались во внимание другие вредные составляющие дизельных выбросов, в частности оксид азота.
В этом плане заслуживает внимания контроль чистоты парижского воздуха, поскольку именно транспорт является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Этот контроль осуществляется некоммерческой организацией (НКО) AIRPARIF.В соответствии с законом о воздушном транспорте от 30 декабря 1996 года AIRPARIF является НКО, аккредитованной Министерством окружающей среды для мониторинга качества воздуха в Иль-де-Франс (Парижский регион—историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна, между реками Сена, Марна, Уаза. Это округ, включающей в себя и французскую столицу). Но в состав руководящих органов данного НКО входят и представители власти, и всех основных загрязнителей окружающей среды, в том числе и энергетические компании Франции и ассоциации граждан по защите окружающей среды. Деятельность НКО регулируется нормативными требованиями и финансируется на паритетных началах и властями и промышленностью.
Амелия Фриц, ответственная за коммуникацию НКО рассказала делегации российских журналистов, посетивших Париж по инициативе посольства Франции в Москве, что ее организация выполняет несколько функций: контроль качества воздуха с помощью измерительных приборов и средств компьютерного моделирования для оценки рисков для здоровья населения, окружающей среды и инфраструктуры, изучение и прогнозирование эпизодов загрязнения и их оценки с помощью инструментов моделирования (AIRPARIF работает с 3-4 компьютерными моделями) эффективности предложенной стратегии по борьбе с загрязнением атмосферы и климатическими изменениями, информирование властей, политиков, СМИ и граждан (ежедневно во время возникновения пиков загрязнения). Подобные организации имеются в каждом регионе Франции.
Главной задачей НКО является наблюдение за состоянием воздушной среды, анализ ее загрязнений и информирование. Это очень важные аспекты деятельности хотя бы потому, что в Европе загрязнение окружающей среды приводит к смерти 600 тысяч человек в год и обходится экономике в 100 млрд евро. Для Парижа характерно, что каждый второй городской житель вынужден жить в условиях постоянного загрязнения воздушной среды, что особенно характерно для крупных магистралей и центра столицы (в условиях плотной застройки). Но ситуация улучшается, поскольку ранее (лет десять тому назад) в таких условиях проживали девять из десяти парижан. Хотя замеренные показатели диоксида азота сейчас в Париже бывают в два раза выше норм, предписанных Евросоюзом. А ведь именно дизельный транспорт является, наряду со сжиганием угля и нефти, одним из основных источников оксида азота в воздухе, который легко переходит в диоксид азота. Превышение допустимых порогов по взвешенным частицам (также один из факторов дизельного выхлопа) бывает в Париже примерно в один день из пяти в неделю (или 80 дней в году). Третьим, главным загрязнителем воздуха в Париже является озон, который синтезируется под действием ультрафиолетовых лучей из составляющих выхлопа автомобилей.
Этот анализ делает более понятной позицию французского правительства в отношении автомобильного транспорта и в частности по дизельным автомобилям. Встает вопрос, что же сейчас делают французы для ограничения таких выбросов?
Наиболее действенным методом (который неплохо бы было бы перенять и России) является на сегодня сертификация автотранспорта по вредности выбросов. Система правил CritAir основана на строгой классификации всех легковых автомобилей, мотороллеров и мотоциклов по объемам выбросов. С 16 января текущего года все транспортные средства для проезда по Парижу должны иметь специальный талон с указанием «экологического класса» двигателя. Имеется пять классов автомобилей по вредности выбросов и талоны получает автомобиль во время регистрации. Новая система позволяет властям вводить временные ограничения на въезд в столицу и ближайшие пригороды автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Запрет машин экологически «грязных» категорий вводит префектура Парижа на период пика загрязнения атмосферы.
В начале года AIRPARIF и сообщила о первом пике загрязнения с момента введения новых правил. Уровень концентрации твердых частиц в атмосфере превысил «тревожный» порог в 80 микрограммов на кубический метр. На основании этих данных префектура запретила 23 января въезд в Париж автомобилям самых экологически «вредных» классов. Запрет касался машин, выпущенных ранее 2001 года.
Нельзя сказать, что новые климатические меры Франции встретили сугубо положительный отклик как во Франции, так и в Европе. Во Франции против их введения выступили могущественные профсоюзы, объединяющие крупнотоннажных перевозчиков грузов, поскольку они используют по преимуществу дизельные двигатели. Понятно, что и автомобилестроители, прежде всего в Германии также высказали сомнения в отношении целесообразности таких мер. С другой стороны, сообщает немецкое информационное агентство n-tv, глава фракции «зеленых» в немецком бундестаге Антон Хофрайтер призвал немецкое правительство следовать французскому примеру и указал на то, что немецкие «зеленые» предлагают с 2030 года допускать к эксплуатации только автомобили без выбросов вредных газов. Идеи немецких «зеленых» не стоит недооценивать, поскольку один из обсуждаемых вариантов будущего коалиционного правительства ФРГ включает в него и «зеленых». Тогда можно ожидать, что они «продавят» подобную меру в программу будущего правительства.
Что касается России, то в стране уже реализуется программа газификации транспорта и поэтому Россия идет своим путем с учетом местных особенностей, связанных со значительными запасами природного газа. Хотя в Москве уже созданы и заправки для электромобилей. Но с точки зрения экспорта во Францию, видимо в будущем (в случае реализации задуманной нынешним французским правительством программы) экспорт российских углеводородов будет снижаться. В 2016 году на экспорт нефти и нефтепродуктов приходилось более 40 процентов российского экспорта.
Комментарии для элемента не найдены.