Проблема внедрения цифровых технологий в самом широком смысле слова в экономику и повседневную жизнь поставлена на повестку дня руководством страны. Фото Reuters
По поводу высказанной российским президентом Владимиром Путиным на Петербургском экономическом форуме идеи перехода российской экономики к цифровой стоимостью в 100 млрд руб. постоянно появляются новые отклики со стороны экспертов. Некоторые считают, что Россия просто не доросла до такого уровня развития. Другие утверждают, что Россия уже опоздала и этим надо было бы заниматься гораздо раньше. Однако неправы и те и другие. Я подробно анализировал современное состояние мировой цифровой экономики в статье «Нужна ли цифровая экономика России или созрела ли страна для дигитализации», опубликованной на сайте «Независимой газеты» 6 июня 2017 года. Для понимания ситуации могу привести некоторые цифры. Под дигитализацией понимают широкое внедрение организацией, отраслью или страной компьютерных (цифровых) технологий или расширение их употребления, ведущее к серьезным социально-экономическим преобразованиям. Как считают эксперты британского информационного агентства Би-би-си, стоит различать компании, работающие в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), то есть непосредственно занятые разработкой и созданием устройств (микросхем, ЭВМ, средств связи и другого оборудования), программного обеспечения, а также поддержанием инфраструктуры информационных сетей, и компании в других секторах, применяющие ИКТ в своей деятельности.
По данным ОЭСР, в 2013 году сектор ИКТ в странах блока составил 5,5% общего объема ВВП, или 2,4 трлн долл. Наибольший процент по этому показателю среди стран ОЭСР был отмечен у Кореи – чуть менее 11% ВВП страны, за ней на втором и третьем местах идут Япония и Ирландия – у каждой по 7%. В России, по данным Высшей школы экономики, в 2015 году объем сектора ИКТ-инфраструктуры и ее обслуживания достиг 1,296 трлн руб. (примерно 21 млрд долл.), что составляет около 1,7% ВВП.
Cпецифика цифровизации
В каждом из секторов приход цифровых технологий имеет свою специфику, но везде он связан с серьезной реорганизацией производственных процессов.
Рассматривая развитые страны, можно отметить, что наибольшее влияние дигитализации за последние годы ощутили на себе следующие сектора: СМИ, торговля, гостеприимство (гостиничный бизнес, рестораны, туризм), финансы (продажа банковских продуктов, рынки капитала, страхование), образование, наука, поиск работы (в том числе деятельность частных агентств занятости). В меньшей степени его ощутили здравоохранение, промышленное производство, строительство, сельское хозяйство. При этом, конечно же, влияние цифровых технологий в разном масштабе чувствуют на себе все сферы жизни и экономической деятельности.
С точки зрения Анастасии Голомолзиной, менеджера проекта Internet of Energy Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», Россия имеет большой потенциал развития экономики и выхода с аналогового на цифровой уровень. По объемам внедрения новых технологий в банковском и финансовом секторе мы находимся в числе мировых лидеров. Отчасти этому способствует относительная молодость отрасли (по мировым меркам), позволяющая сравнительно легко внедрять высокотехнологичные решения, «перешагивая» некоторые ступени традиционного развития: так, Россию практически не затронуло использование чековых книжек. В секторе ИТ-технологий у нас также имеются сильные игроки – например, «Яндекс» с его технологиями машинного обучения, используемыми для задач веб-поиска и недавно даже примененными в первых испытаниях прототипа беспилотного автомобиля; Positive Technologies, специализирующееся на разработке ПО в области информационной безопасности.
Увеличивающийся поток данных и информации, формируемых в мире и стране, в том числе за счет подключенных к Интернету устройств (например, сенсоров и датчиков), требует укрепления каналов связи и центров обработки информации. Развитие интернета вещей и промышленного интернета, обработка и анализ Big Data, искусственный интеллект и нейронные сети, технологии VR и AR (виртуальной и дополненной реальности) формируют новые рыночные ниши и возможности для модернизации уже существующих предприятий.
В докладе о мировом развитии – 2016 «Цифровые дивиденды» эксперты Всемирного банка утверждают, что переход от аналоговой к цифровой экономике стимулирует экономический рост, приводит к увеличению числа рабочих мест и повышению качества услуг, однако получение «цифровых дивидендов» требует внимания к «аналоговым дополнениям»: совершенствованию регулирования, обеспечивающему конкуренцию между компаниями (и препятствующему усилению монопольного положения отдельных игроков на рынках), приведению квалификации работников в соответствие с требованиями новой экономики (поскольку технологии повышают требования к квалификации работников, усиливая, таким образом, конкуренцию за низкооплачиваемые рабочие места) и формированию равных возможностей доступа к цифровой экономике (и Интернету). Последнее, «цифровое неравенство» (digital divide), о котором упоминал на пленарной сессии премьер-министр Индии Нарендра Моди, является одним из препятствий на пути к формированию цифровой экономики. На данный момент ежемесячная аудитория Рунета (в период с октября 2016-го по март 2017 года, по данным Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) достигла 71% всего населения России, темпы роста этого показателя замедляются в последние годы. Так, в сфере госуслуг в 2015 году 70,3% респондентов не использовали возможностей онлайн-сервисов, а в 2016 году доля неактивных пользователей сократилась до 26,4%. Решение вопросов цифрового неравенства позволяет сформировать открытый доступ населения к возможностям цифровой экономики и электронных государственных услуг.
В нормативной сфере важно не только гибкое, но и понятное (подлежащее четкой трактовке) законодательство – на первом этапе важна актуализация нормативной базы текущим изменениям в условиях цифровизации экономики, и в первую очередь – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Не менее важные вопросы – средства идентификации и стандарты защиты данных, решение вопроса, к какой категории относятся киберпреступления и какая предусматривается за них мера ответственности. Нормативной базе не только в России, но и во всем мире предстоит пройти сложный путь обновления до уровня современных реалий, и эти изменения должны будут учитывать возможные развилки развития цифровой экономики и технологий.
Беспилотники «Яндекса» уже не утопия, а реальность в металле и пластике. Фото Yandex |
Переход к цифровой экономике затрагивает практически все рынки, поскольку изменяет фундаментальные экономические параметры обмена, сбора и обработки данных, делая эти процессы на порядок прозрачнее, дешевле и быстрее. Цифровая экономика может сформировать условия для развития новых бизнес-моделей, и следовательно – новых бизнес-возможностей, обеспечить устойчивый экономический рост, а может и усугубить технологическое и экономическое неравенство, поэтому крайне важно, чтобы государство принимало во внимание специфику перехода к цифровой экономике и уделяло этому внимание, что и продемонстрировали заявления Путина на пленарной сессии ПМЭФ.
Энергетика нового поколения
На прошедшем 7 июня в Сочи международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520» президент ООО «Русэнергосбыт» Михаил Андронов выступил с докладом на сессии «Цифровые инновации для транспортной отрасли». В ходе своего выступления он рассказал о последовательном внедрении информационных технологий в бизнес-процессы на примере энергетики. Спикер подробно рассмотрел теорию «энергетики нового уклада», в основе которой будут лежать разномасштабные (от городов до домохозяйств) комплексные системы и сервисы интеллектуальной энергетики, построенные на открытой сетевой архитектуре.
Помимо этого, он рассказал, как внедрение умных сетей и цифровых подстанций, развитие потребительских сервисов и решений по коммерческому учету повышает качество работы энергетических систем и глобально влияет на отрасли, связанные с энергетикой. Спикер особо отметил, что в настоящий момент Россия только начинает использовать инновационные энергетические технологии, и в будущем лидирующие позиции займут компании, которые будут работать на стыке передовых энергетических и IT-разработок.
Более подробно тема цифровых технологий в энергетике обсуждалась на прошедшем недавно в Москве II федеральном IT-форуме электроэнергетической отрасли России Smart Energy – 2017, отмечалось, что цифровизация энергетики повлечет рост данных, которые надо будет обрабатывать и хранить. И как отметил Александр Бершадский, директор проектов департамента по работе с корпоративными и государственными заказчиками ПАО «Ростелеком», ссылаясь на последние события, связанные с массированными хакерскими атаками, в том числе и на электросети, эти данные придется и защищать. Руководитель по внедрению и развитию M2M/IoT продуктов корпоративного бизнеса «Мегафона» Павел Иванченко отметил, что цифровизация электроэнергетики будет связана в первую очередь с привлечением в отрасль умных устройств. Речь идет о так называемых умных счетчиках. Другими словами, о цифровых счетчиках, которые сами подсчитывают все расходы – электроэнергии, воды, тепла – конкретных потребителей в промышленности или ЖКХ и передают данные в сбытовую организацию. Оператор собирается внедрять умный счетчик под ключ, обеспечивая и установку, и техподдержку и др. Он уточнил, что решение должно быть ненамного дороже, чем существующие, однако добиться невысокой цены можно будет только при массовых поставках. Кроме того, менять умный счетчик, как и батарейку для него, придется реже, чем обычный.
В ближайший месяц «Мегафон» запустит пилотную зону по применению решения «Умный счетчик», работающего на базе стандарта NB-IoT, в одном из регионов России. Кроме того, мэр татарского города Иннополис предложил «Мегафону» провести пилот в его городе и сделать первый город, в котором данные о расходе воды, электроэнергии и газа будут полностью собираться умными счетчиками. «Мегафон» уже провел рабочий тест комплексного готового решения «Умный счетчик» совместно с компаниями-партнерами Huawei и разработчиком ПО в сфере ЖКХ «Большая тройка» при участии Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации. Директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафона» Наталья Талдыкина сообщила, что в 2017 году оператор запустит сначала одну, а потом еще несколько пилотных зон по применению решения «Умный счетчик», работающего на базе стандарта NB-IoT. «В этом же году планируем ввести продукт в коммерческую эксплуатацию, но точной даты пока не называем», – сообщила она.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис говорит, что появление умного счетчика – это результат работы над повышением инвестиционной привлекательности отрасли. «Это решение повысит платежную дисциплину населения», – подчеркнул он.
Следующий этап цифровизации электроэнергетики называется «Умный дом». Принято выделять пять уровней автоматизации: от нулевой до полной. Уже сейчас по многим направлениям российские разработчики находятся на втором, а иногда и на третьем уровне развития, когда часть функций автоматизирована или даже самоуправляема, а часть – нет. Следующий шаг – переход к полной автоматизации и M2M-управлению (Machine-to-Machine, «межмашинное взаимодействие»).
Завтра Россию ждет настоящий прорыв в управлении собственным пространством
Различные виды connected devices (подключенных устройств) помогут в решении таких задач, как видеонаблюдение, контроль движения и управление услугами ЖКХ. «Умный дом» сможет контролировать эти процессы самостоятельно, без участия хозяев.
Как считает Павел Иванченко, технологии умного дома призваны сделать жизнь удобнее и безопаснее. Например, вам необходимы продукты, но выделить время на поход в магазин просто не хочется: вы смотрите любимый сериал. Через телевизор, снабженный датчиками контроля запасов и выходом в Интернет, вы делаете заказ на продукты и доставку, не вставая с дивана. Можно поспорить, насколько это хорошо и к чему это может привести человечество, но я в этом смысле оптимист и предпочел бы конструктивный подход, потратив высвободившееся время на спорт.
При организации «умного» дома речь идет и о более серьезных вещах: об обнаружении протечки воды, задымления, взлома, несанкционированного проникновения, о наблюдении за больными, пожилыми или детьми. Производители оборудования заинтересованы в том, чтобы объединить все смарт-девайсы в свою единую систему, а пульт управления от нее держать в своих руках, для чего и ведут соответствующие разработки. Особенно активны южнокорейские Samsung и LG.
Операторы имеют в этой области свой интерес и небезосновательно могут заявлять о том, что обеспечат людей не только Интернетом, ТВ и телефонией, но и равноценным набором услуг по обеспечению безопасности и автоматизации дома: видеонаблюдение, пожарная сигнализация и т.д. Причем у интернет-провайдеров здесь есть определенные преимущества: сервисная модель взаимодействия с клиентами позволяет им быть ближе к клиенту на протяжении всего срока эксплуатации оборудования.
Компании-поставщику или вендору, каким бы хорошим он ни был, предоставлять постоянный сервис гораздо сложнее. Даже базовое подключение, несмотря на кажущуюся простоту, может вызвать ряд вопросов. Дальнейшее взаимодействие с приборами может потребовать донастройки, сервисного сопровождения. Вендоры, несмотря на свою заинтересованность в том, чтобы именно их оборудование служило неким хабом для контроллеров и различных датчиков, вряд ли смогут обеспечить беспрерывный мониторинг и поддержку сложнейших систем. Для этого понадобится построить новый бизнес. Операторы же хорошо умеют определять критические зоны всей инфраструктуры, с помощью уже отработанных алгоритмов мониторинга достаточно точно удаленно определять точку отказа и выяснять, какой элемент цепи не работает, что необходимо исправить.
Поэтому сейчас, в момент прорыва технологий умного дома, сервисная модель ведения бизнеса не только поможет операторам связи остаться на плаву, но и придаст им второе дыхание.
На стороне передачи электроэнергии речь может идти об умных энергетических подстанциях. Тот же «МегаФон» установит тысячу в Ленинградской области. Оператор связи проводит пилотный проект на объектах ПАО «Ленэнерго» (входит в «Россети»). Как сообщил Павел Иванченко, уже построено 160 подстанций, подключенных к Интернету. По данным на конец первого квартала 2017 года, «Мегафон» имеет 4 млн М2М сим-карт, основной объем трафика аккумулируется в отрасли транспорта и топливно-энергетического комплекса, уточнил эксперт.
Сегодня «МегаФон» курирует два пилотных IoT-проекта с ПАО «Россети». В Ленинградской области эксперимент предполагает установку на энергообъектах 1 тыс. умных датчиков (мегабоксов) до конца года и 12 тыс. до 2022 года. Устройства помогают повышать управляемость и безопасность электросетей, минимизировать потери электроэнергии, бороться с несанкционированными подключениями. Осенью 2017 года, также совместно с компанией «Россети», стартует проект на инфраструктуре «Янтарьэнерго», обслуживающей 50 тыс. домохозяйств. В дальнейшем результаты пилотов будут масштабированы на территории России, всего планируется установить 300 тыс. умных подстанций, резюмировал Иванченко.