Правда приведенное далее утверждение, что в отличие от России энергосистемы большинства развитых стран, включая США и Германию, основаны на угольной генерации, является, мягко говоря, неточным. В Германии, например, угольная генерация постоянно снижается. Об этом свидетельствует структура энергопотребления страны по первичным энергоносителям, где уголь (бурый и каменный) колеблется в пределах 20%, а доля возобновляемых источников постоянно растет. Более интенсивно, чем уголь, в Германии используется и природный газ. Общая мировая тенденция как раз и заключается в вытеснении угля газом и возобновляемыми источниками энергии.
Поэтому перед угольной промышленностью страны встает вопрос, что делать дальше для сохранения угольной генерации. Проблемы отрасли связаны прежде всего с тем, что места, где ведется добыча угля и электростанции, где он используется, разделяют тысячи километров. А это дополнительные расходы на перевозку, что резко удорожает угольную генерацию. Нельзя поэтому не согласиться с мнением П. Завального, что ТЭС надо строить на угольных разрезах и «перевозить» в районы потребления уже не уголь, а электроэнергию, что гораздо эффективнее и экономичнее.
Вторая проблема связана с негативным воздействием на окружающую среду. На территории России более 140 ТЭС используют уголь. Предположительно количество котельных, использующих этот вид топлива, может достигать десятков тысяч. В результате сжигания углей на угольных электростанциях в России ежегодно образуются около 22 млн тонн золошлаковых отходов(ЗШО). И их общий объем оценивается уже в 1,5 млрд тонн. С 1990 по 2015 год объем утилизации практически не изменился и колеблется в среднем на уровне 4-6 млн тонн в год. Основная часть направляется на золоотвалы станций. Остаточная емкость отвалов угольных ТЭС на конец 2015 года составила менее 17%. А это означает, что скоро складировать ЗШО будет уже негде.
Утилизация же ЗШО в нашей стране находится на крайне низком уровне. В ходе дискуссии на круглом столе приводились примеры того, что электростанции предпочитают платить штрафы за подобные отвалы и закладывать эти расходы в стоимость электроэнергии, но не передавать ЗШО частным производствам, которые наладили уже в России производство из этих отходов строительных материалов. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда подобные частные фирмы вынуждены закупать ЗШО за границей. Предложенный на круглом столе выход заключается в резком повышении штрафов за ЗШО, который должен побудить владельцев электростанций более рачительно обходиться со своими отходами. Решение подобной проблемы представляется мне крайне важной, ведь в любом случае утилизацию ЗШО необходимо будет проводить.
Отечественные энергоблоки, работающие на угле, имеют кроме того высокие показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эмиссии мелкодисперсных взвешенных частиц и диоксида серы на многих (так в докладе) отечественных энергоблоках угольных электростанций в десять раз выше, чем на угольных ТЭС в странах ЕС. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от угольных электростанций составляют в России почти 70% от общего объема выбросов отрасли, при этом доля производства электроэнергии -17%. К сожалению пока никто не подсчитал наносимый этими выбросами экономический ущерб стране даже в сравнении с экономическим эффектом от выработанной угольными ТЭС электроэнергией.
Следующей проблемой отрасли является ее отставание в технологическом развитии. Речь идет о вопросах технологического нормирования воздействий на окружающую среду с использованием принципов наилучших доступных технологий (НДТ). В предложенном круглому столу документе отмечается, что использование НДТ как для новых, так и для существующих предприятий будет зависеть от того какое отечественное и зарубежное оборудование будет применяться для сжигания топлива взамен морально и физически устаревшего. Но на сегодня около половины мощностей российских электростанций, сжигающих органические топлива, и более половины вырабатываемой ими электроэнергии приходится на расположенные в городах теплоэнергоцентрали (ТЭЦ). Установленные на них паровые энергоустановки спроектированы 40-50 лет тому назад. Они не соответствуют не только перспективным, но зачастую и существующим нормам на вредные выбросы.
Конечно, имеются многочисленные программы инновационного развития отрасли , но они требуют целевых научных и производственных программ и, главное, состыковки бизнеса и государства для практического решения этих вопросов. Сюда входят и проблемы правового регулирования, создания соответствующих законов и нормативов.
Пока же Госдума предполагает лишь создание при своем Комитете по энергетике соответствующей рабочей группы по проблеме законодательного обеспечения экологизации угольной промышленности. Это важный шаг, но он не решает пока основную проблему, с которой рано или поздно России придется столкнуться, а именно полную реструктуризацию угольной промышленности страны и замену ее новыми производствами и технологиями с использованием угля или без его использования.