В Москве на днях состоялся Климатический семинар «Состояние научных знаний по вопросам изменения климата: мир и Россия», который проводился Аналитическим центром совместно с Климатическим центром Росгидромета, WWF России и Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках Общероссийской климатической недели и Года экологии в России.
С точки зрения Владимира Катцова - руководителя климатического центра Росгидромета, выступавшего на семинаре, - «потепление климатической системы является неоспоримым фактом. Атмосфера и океан потеплели, объемы снега и льда уменьшились, уровень моря поднялся, концентрации парниковых газов возросли». Он считает, что каждое из последних трех десятилетий было последовательно более теплым у поверхности Земли по сравнению с любым предыдущим, начиная с 1850 года. Антропогенное воздействие на климат теперь выявлено не только глобально, но и на всех обитаемых континентах. «Большая часть наблюдаемого роста средней глобальной температуры, начиная с середины ХХ века, с высокой вероятностью обусловлена ростом концентраций антропогенных парниковых газов в атмосфере», - сказал Катцов.
Помимо парниковых газов, эксперт назвал еще две причины изменения климата: трансформация потока приходящей солнечной радиации (орбита Земли, излучение солнца) и отраженного излучения (ледяной покров, облака, атмосферный аэрозоль). «Вероятно, что протяженность и толщина морского льда в Арктике будут продолжать сокращаться, и весенний снежный покров в северном полушарии будет уменьшаться в XXI веке по мере повышения глобальной средней приземной температуры. Будет продолжать сокращаться и общая масса ледников», - сообщил аналитик. При этом солнечное воздействие намного меньше воздействия парниковых газов и отраженного излучения, полагает ученый. С точки зрения В.Катцова, перед климатической наукой стоят глобальные вызовы: облака, циркуляция и чувствительность климата, тающий лед и глобальные последствия, экстремальные климатические явления, региональные изменения уровня моря и их воздействия на прибрежные зоны, изменения в доступности воды и биогеохимические процессы.
Директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин рассказал о Парижском климатическом соглашении ООН и действиях мирового сообщества. «Главная новая черта глобальных действий – адаптация, которая признана необходимой и столь же важной, как снижение выбросов парниковых газов», - сказал эксперт. – Ранее Рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК) и Киотский протокол фокусировались лишь на выбросах». Вторая новая черта заключается в климатическом финансировании развивающихся стран, отметил Кокорин. «К 2020 году оно должно достигнуть 100 млрд долларов в год, но это будут в основном инвестиции во взаимовыгодное развитие новых технологий», - уточнил эксперт.
Ситуация с выбросами парниковых газов (ПГ)до 2030 года вполне устраивает крупнейшие страны, в то же время после 2030 года она содержит массу неопределенностей и потенциальный риск вынужденного снижения выбросов, полагает Кокорин.
По мнению Михаила Юлкина , руководитель Рабочей группы по вопросам изменения климата и управления выбросами парниковых газов комитета по экологии и природопользованию РСПП, Парижское соглашение будет действовать с 2021 года, т.е. после окончания срока действия Киотского протокола. И оно будет реализовываться практически весь 21 век. Соглашение устанавливает следующие основные цели: Ø удержать рост средней температуры в 21 веке существенно ниже 2 0С от доиндустриального уровня, а по возможности – не выше 1,5С; а для этого Ø добиться во второй половине 21-го века нулевого уровня антропогенных выбросов парниковых газов, т.е. такого положения дел, при котором антропогенные выбросы ПГ балансируются их поглощением (абсорбцией) природными экосистемами. В этот период, по мнению М.Юлкина, от всех стран требуется в самое короткое время выйти на пик выбросов ПГ и приступить к их абсолютному сокращению. Частично проблему сокращения выбросов ПГ можно решить за счет технологий улавливания и захоронения углерода (CCS), и такие проекты в мире уже реализуются (но не в России). Радикального же сокращения выбросов ПГ можно добиться только путем перевода экономики на новую модель низкоуглеродного развития, в основе которой должны лежать: энергоэффективные и энергосберегающие технологии; виды топлива, источники и способы получения энергии, не связанные с выбросами ПГ, считает М.Юлкин. Как известно, Россия подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 г., но пока не ратифицировала его. Распоряжением Правительства РФ от 3.11.2016 №2344-р утвержден План подготовки к ратификации Парижского соглашения, однако пункта о ратификации в плане нет.