В Госдуме состоялись парламентские слушания по теме «Об итогах реформирования электроэнергетики». В дискуссии приняли участие представители министерств, государственных ведомств, депутаты, эксперты из различных научных учреждений и представители бизнеса. Открывая заседание первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников отметил, что парламентские слушания посвящены острой и сложной теме: анализу итогов реформы РАО ЕЭС России. Уже прошло почти 14 лет со времени принятия пакета документов по реформированию электроэнергетики. В период реформы 2004-2008 годов была сделана ставка на привлечение частного капитала, создание конкурентной среды либерализацию ценообразования, модернизацию системы государственного регулирования. Структура электроэнергетики России изменилась радикально. Произошло разделения естественно-монопольных видов деятельности и потенциально-конкурентных. В ходе функционирования созданной системы выявился ряд проблем, которые требуют скорейшего решения. Недостатки и просчеты реформы объективно существуют, подчеркнул И.Мельников. Именно о просчетах говорил и председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. «Главная цель, подчеркнул П. Завальный, - удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры, ограничении перекрестного субсидирования». Как отметил председатель Комитета по энергетике, «приходящие из Правительства законопроекты решают локальные задачи», перечислив их, настаивал на системном подходе, в первую очередь, в решении проблем с «перекресткой» и конкуренцией на рынке сбыта электрической энергии, стимулирования развития интеллектуальной энергетики, надежности поставок и доступности техприсоединения, цен на электрическую и тепловую энергию».Полное удовлетворение требований потребителя, по его мнению возможно достичь лишь путем развития конкуренции по всем направлениям. Он призвал ответить на вопрос об оптимальном соотношении различных видов генерации(в зависимости от вида использующегося топлива и о необходимой доле альтернативных источников энергии. П.Завальный указал на необходимость разобраться в тарифах на электроэнергию, отметил , что сетевая составляющая в них чрезмерно высока. Собственно говоря, все обозначенные выступающими «болячки» российской электроэнергетики известны уже давно и также давно по ним ведутся дискуссии. В частности о проблемах теплоэнергетики НГ-Энергия писала неоднократно и даже была не так давно награждена грамотой за свои критические статьи, Но проблема никак не решается и когенерация –один из самых перспективных и современных видов производства электроэнергии и тепла убыточными оказываются только в России, в то время как во всем мире она приносит прибыль.
Другой недостаток связанас сохраняющимся в электроэнергетическом комплексе перекрестном субсидирование, которое, по словам П. Завального, представляет собой огромную экономическую и социальную проблему. Понятно, что «прекрестка» существует не только в отрасли, но и между регионами и между группами потребителей, когда одни за счет искусственно или административно завышенных тарифов субсидируют других. Именно «перекрестка», подчеркнул он, «убивает в электроэнергетике рыночные отношения». В рекомендациях по этому поводу говорится, что перекрестное субсидирование искажает не только экономику электросетевого комплекса, но и всю реальную экономику, посредством неправильных ценовых ориентиров на электрическую и степловую энергию для различных групп потребителей. Она делает непрозрачной структуру формирования цены и, в конечном счете является серьезнейшим тормозом на пути перехода отрасли к конкурентной модели развития. Насчет решения проблемы перекрестного субсидирования был издан ряд законов и даже установлены сроки из реализации,но они уже давно прошли.
Список проблем , с которыми сталкивается отрасль вследствие незавершенности реформы занимает в рекомендациях не один лист и Госдуме поручается разработать концепцию и подготовить тексты законопроектов, ликвидирующих противоречия ,возникшие в ходе реализации реформы.