Фото автора
На заседании круглого стола, который проводился 28 марта в городе Надым Ямало-Ненецкого АО, одного из центров современной газодобычи (здесь добывается свыше 80% всего российского газа), были выработаны рекомендации для правительства о необходимости первой череды шагов по развитию газовой отрасли. Дело в том, что природный газ среди энергоресурсов приобретает особое значение. Его доля в топливно-энергетическом балансе страны в среднем составляет 52%, а в европейской части страны достигает более 70%. Это обуславливается как существующей минеральной сырьевой базой газовой промышленности (особенно с учетом так называемых нетрадиционных ресурсов: сланцевого газа, метана угольных пластов, газогидратов),так и имеющимися особенностям газа как энергоносителя (экологичность, экономичность, технологичность). Газовая отрасль сталкивается с такими негативными факторами, как неразвитая инфраструктура по транспортировке, переработке и использовании газа. Существует неопределенность относительно объемов, сроков и условий поставок (предполагается в Китай), что сдерживает развитие газовой промышленности на востоке России.
К проблемам отрасли относится высокая степень износа основных фондов, которая составляет около 64% (полностью изношенных - 36%) и имеет тенденцию к увеличению, если учесть, что в 2010 эти показатели равнялись соответственно 58% и 30%. Коэффициент же обновления основных фондов в отрасли в последние годы находился на уровне 7-9% в год. Порядок цифр показывает, что этого абсолютно недостаточно.
Негативно выглядит и проблема энергосбережения в отрасли. Удельный расход суммарных топливно-энергетических ресурсов на добычу газа за период 2000-2014 годов уменьшился более чем на 40%. Однако удельный расход электроэнергии увеличился при этом более чем в 2 раза.
Озабоченность участников круглого стола вызывает то обстоятельство, что несмотря на рекордный рост объемов экспорта газа наблюдается снижение его доходности примерно на 30 млрд долл. по итогам 2016 года. Это связано с тем, что цены на газ на внутреннем и внешнем рынках фактически достигли равнодоходности и уже не дают возможности дотировать внутренние поставки газа за счет зарубежных. Дело в том, что экспортоориентированная модель, многие годы определявшая российский газовый бизнес, при которой компания-монополист, обладая исключительны правом на экспорт газа обеспечивала поставки внутри страны по низким ценам, ушла в прошлое. Поэтому участники круглого стола потребовали пересмотра нынешних условий исключительной привилегированности «Газпрома». Сделанный анализ ситуации с независимыми производителями газа, которые не имеют доступа к трубопроводному транспорту и не считают справедливыми условия доступа к газохранилищам и единой системе газоснабжения (ЕСГ), но обладают определенными финансовыми льготами и не несут значительной финансовой нагрузки, связанной с социальными затратами (в отличие от «Газпрома»), показывает наличие региональной монополизации. Эти противоречия, говорится в резолюции, невозможно снять без изменения самого подхода к развитию внутреннего рынка газа.
В этой связи глава Комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный заострил в своем выступлении на круглом столе проблемы газовой отрасли следующим образом:
- освоение экономически доступных ресурсов в традиционных и новых районах и на континентальном шельфе России;
- расширение, модернизация и оптимизация мощностей ЕСГ с учетом необходимости создания новых экспортных маршрутов и дальнейшей газификации российских регионов;
- обеспечение глубокой переработки газа с месторождений со сложным компонентным составом, включающим ценные компоненты, в том числе гелий;
- диверсификация экспорта газа, в том числе на основе увеличения производства СПГ, и существенное увеличение поставок газа, в том числе СПГ, на рынок АТР;
- стимулирование спроса и эффективного потребления газа внутри страны, в том числе через газификацию и расширение производства газомоторного топлива.
Что может помешать реализации этих задач? Внешние вызовы достаточно четко описаны в проекте Энергостратегии 2035:
- повышение конкуренции на мировых рынках как с другими видами энергоресурсов, так и с другими странами и производителями;
- низкие цены на углеводороды;
- замедление роста спроса на газ на традиционно приоритетном европейском рынке;
- внешнее политическое давление;
- внешние политически обусловленные инвестиционные и технологические ограничения при росте затрат и усложнении технологий, необходимых для реализации проектов.
Наши собственные слабые отраслевые места - недостаточная эффективность работы, как следствие – нехватка собственных технологий и инвестиций, высокие операционные затраты, низкая эффективность использования газа внутри страны. Плюс не вполне соответствующие современному рыночному этапу развития отрасли институциональные и правовые основы ее функционирования.
Ключевой вопрос, которым задаются сейчас и специалисты самой отрасли, и эксперты, и экономисты – сможет ли газовая промышленность и - шире - ТЭК по-прежнему играть роль локомотива развития и ключевой опоры российской экономики и что можно и нужно сделать, чтобы они справлялись с этой ролью, сохраняя и свое устойчивое развитие?
Ответы на эти вопросы должна дать Энергетическая стратегия России до 2035 года, однако за прошедший год работа над ней так и не была завершена, документ до сих пор не утвержден. Отсутствие официально сформулированных стратегических целей, безусловно, несколько тормозит развитие нефтегазовой отрасли. При этом очевидно, что отсутствие документа свидетельствует об отсутствии как отраслевого консенсуса, так и консенсуса между отраслью и государством по вопросам Стратегии ее развития и ее будущей роли в экономике страны.
На мой взгляд, для решения этих задач газовой отрасли нужна смена парадигмы развития в пользу более динамичного развития внутреннего рынка, расширения применения газа, глубокой его переработки. Такие планы есть и уже реализуются. Но, на мой взгляд, нужны более четкие и амбициозные цели, программы господдержки этих направлений. Они будут способствовать и увеличению занятости, и росту добавленной стоимости в отрасли, развитию смежных отраслей экономики и росту ВВП страны. В целом правительство сегодня это понимает, но экспертные дискуссии последнего времени показывают, что и самой отрасли, и отвечающим за нее органам власти пока еще не удается радикально поменять угол зрения и перестать смотреть на энергетический экспорт, как на главный источник светлого отраслевого будущего и донора экономики в целом.
Важно отдавать себе отчет, что на фоне процессов экономической энергетической интеграции на постсоветском пространстве, в первую очередь в рамках Евразийского экономического союза, и процессов создания общего рынка газа ЕАЭС мы запаздываем с принятием стратегических решений по собственному внутреннему рынку газа. Каждая следующая интеграция проекта Энергостратегии становится все менее определенной в этой части. Но тогда мы рискуем тем, что правила развития внутреннего рынка газа нам напишут другие члены ЕАЭС.