0
7737
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.03.2017 00:01:00

Трамп оценивает погодные катаклизмы

Константин Симонов

Об авторе: Константин Васильевич Симонов – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности; Сергей Анатольевич Рогинко – руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН.

Тэги: дональд трамп, климат, глобальное потепление, парижское соглашение


дональд трамп, климат, глобальное потепление, парижское соглашение Схема предоставлена автором

В последнее время в России вновь обострились дискуссии относительно ратификации Россией Парижского соглашения по климату. Поставивший под документом свою подпись от лица РФ вице-премьер Александр Хлопонин заявил в Сочи, что надо ускорить этот процесс. Климатическое лобби продолжает настаивать на том, чтобы Россия как можно быстрее ратифицировала Парижское соглашение, причем главный аргумент заключается в том, что так уже сделало «все цивилизованное человечество». Особенно упор делается на Соединенные Штаты, которые вышли из Киотского протокола, но ратифицировали Парижское соглашение. Барак Обама сделал это буквально накануне президентских выборов. Однако победа Трампа смешала карты на многих столах. Вот и в климатической повестке все стало гораздо запутаннее.

Кто вы, мистер Трамп? 

Дональд Трамп – политик загадочный. И каждый видит в нем то, что хочет увидеть. Скажем, сторонники того, что при Трампе США и РФ перезагрузят отношения, легко найдут аргументы в пользу этого. Но найдутся те, кто мыслит прямо противоположным образом. Вот так и с вопросом климата. Напомним, что Трамп во время избирательной кампании заявлял, что выйдет из Парижского соглашения. Но пока этого не сделал, хотя многие свои обещания стал выполнять немедленно. Кроме того, после победы Трамп стал более аккуратно высказываться по климатической проблеме.  Например, Трамп в интервью New York Times 22 ноября заявил: «Я думаю, что между деятельностью человека и изменением климата есть определенная связь. Некоторая. Важно понять, в какой степени». И добавил, что пока не принял окончательного решения о том, выйдут ли США из Парижского соглашения по климату. По мнению Трампа, это зависит от того, как соглашение скажется на конкурентоспособности и во что это обойдется компаниям США. Затем масла в огонь подлило издание Wall Street Journal, опубликовав слух, что вроде как дочь Трампа Иванка и ее муж Джаред Кушнер обратили Трампа в экологическую веру и окончательно отговорили нового президента США от выхода из Парижского соглашения по борьбе с изменением климата. Впрочем, желающих «открыть глаза» Трампу на эту проблему нашлось немало – от бывшего вице-президента и «климатического миллиардера» Альберта Гора до канцлера Ангелы Меркель. Однако сам Трамп ни разу не сказал о том, что он изменил свое мнение по вопросу климата. 

Так какую же на самом деле позицию занимает Трамп? На наш взгляд, несмотря на то, что Трамп действительно взял паузу по вопросу выхода из Парижского соглашения, он в любом случае будет саботировать его реализацию. По всей видимости, Трамп просто решил не рубить соглашение топором, чтобы лишний раз не возбуждать часть американского общества. Но это ничего не меняет. Почему? Потому что есть вещи, от которых Трамп точно не откажется. Они – не просто его предвыборная программа. А часть его картины мира. И это момент ключевой. Трамп убежден в том, что в энергетике надо делать ставку на углеводороды. Он принципиальный противник одномерной картины будущего без углеводородов, которую нам усиленно рисуют западные и российские эксперты вот уже несколько лет. И этот факт снятия «проклятья» с углеводородной энергетики крайне важен. Дело в том, что Парижское соглашение есть не что иное, как попытка нерыночной дискриминации прежде всего нефти и угля. Производители возобновляемой энергетики, понимая свою реальную неспособность экономически конкурировать с нефтью, газом и углем (это тема для отдельной статьи, однако с цифрами можно легко доказать, что расчеты экономической эффективности ВИЭ являются весьма хитрым способом забыть часть расходов, банально упакованных в различные виды субсидий), пытаются дискредитировать их как якобы угрозу климату планеты. Именно углеводороды обвиняются в глобальном потеплении. Вот поэтому Трамп точно не будет выполнять Парижское соглашение – он четко намерен всячески способствовать росту добычи нефти и угля в США. Позиция Трампа ясная: «Если что-то вредит американской промышленности, мы этого делать не будем». Именно поэтому не так важно, выйдут ли США из Парижского соглашения. Важно, что когда Парижское соглашение обрастет механизмами его практического применения (ведь пока это лишь декларация, целеполагающий документ), оно превратится для Трампа в пустую бумажку. 

Трамп и его команда 

Но еще более показательна команда Трампа – особенно те люди, которые будут непосредственно работать по направлениям, касающимся Парижского соглашения. 

Буквально 2 марта Сенат утвердил министром энергетики США Рика Перри. Достаточно сказать, что он – бывший губернатор штата Техас, одного из основных нефтедобывающих регионов США, родины сланцевой революции. Несложно догадаться, как он относится к идеям, дискредитирующим нефть и газ. 

Перемены в министерстве стали заметны еще в конце 2016 года. Там уже появились представители администрации Трампа, которые распространили среди сотрудников министерства опросник из 74 пунктов, в котором предлагалось ответить на вопросы о работе в проектах и международных совещаниях по вопросам изменения климата. Команда Трампа бьет по самому больному месту: по схемам освоения бюджета Министерства энергетики, который составляет в год круглую цифру в 32 млрд долл. и основная часть которого уходит на контракты с частными организациями, работавшими по схеме «климатические страшилки – деньги – заявки на новые страшилки». Климатические алармисты всполошились не на шутку. 10 декабря Associated Press сообщила, что ученые и чиновники департамента энергетики США, поддерживающие теорию глобального потепления, всерьез обеспокоены действиями команды избранного президента США Дональда Трампа. Эти специалисты подозревают, что новая администрация начнет охоту на ведьм. Так что скандалов с Перри точно не избежать. Однако очевидно, что при нем сторонникам теории глобального потепления и ВИЭ придется очень несладко. Мейнстрим резко поменялся. 

	График предоставлен авторами
График предоставлен авторами

С точки зрения экологической политики еще более важным является Федеральное агентство по охране окружающей среды (ЕРА). Место его главы занял в феврале Скотт Прюитт. Бывший генеральный прокурор штата Оклахома, который тоже не скрывает своего скептического отношения к теории глобального потепления. Более того, он обладает серьезным административным опытом, включая, кстати, судебные тяжбы и правовые конфликты с тем же Агентством по охране окружающей среды. При Обаме оно занимало совершенно иную позицию, и Прюитт не раз ставил палки в колеса инициативам Агентства по сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа. Прюитт считает «чудачеством» полагать, что возобновляемые источники энергии могут полностью заменить традиционные. Как отмечает Financial Times, в своих прежних высказываниях глава ЕРА объявлял незаконными регуляторные меры, применяемые федеральным агентством в отношении штатов. 

Конечно, для «потеплистов» все могло кончиться еще хуже. Вначале Трамп номинировал на эту должность Майрона Эйбелла – одного из известнейших «климатскептиков», возглавляющего Центр энергетики и окружающей среды консервативно ориентированного Института конкурентного предпринимательства. Активный критик климатического алармизма, он возглавляет «коалицию холодных голов», ведущую борьбу с этим течением. Это вызвало настолько резкое неприятие со стороны экологической тусовки, что Трамп поменял кандидата. Но, как мы видим, это был тактический ход – на фоне Эйбелла «потеплисты» без лишнего шума согласись с фигурой Прюитта. Который, как мы уже сказали, все равно является резким критиком доктрины глобального потепления и, что самое важное, практическим борцом с ним. А того же Эйбелла Трамп оставил в переходной команде ЕРА, и его назначение (пусть и не на позицию № 1) не за горами.    

Показательно, что к Прюитту тут же обратились две вашингтонские группы лоббистов интересов автопроизводителей, попросив регулятора отменить решения администрации Барака Обамы по ужесточению стандартов экологичности автомобильных выхлопов и экономии топлива. Администрация Трампа уже обещала пересмотреть все нововведения в отношении нормативов по выхлопам и экономии топлива. Не забывайте, какое внимание Трамп уделяет интересам американских автопроизводителей. 

Наконец, не забудем про нового госсекретаря – бывшего главу корпорации ExxonMobil Рекса Тиллерсона. Тут все ясно – он много лет был главой концерна, всегда выражавшим агрессивное неприятие гипотезы антропогенного потепления. Именно Exxon обвиняли еще 15 лет назад в давлении на президента Буша в пользу выхода США из Киотского протокола (хотя прямых свидетельств никто не нашел). Для сторонников антропогенной гипотезы Exxon – злейший враг, какого только можно сыскать в мировом бизнесе. Тиллерсон всегда считал теорию глобального потепления выдумкой экологов, которая может негативно повлиять на развитие промышленности США. Конечно, во время слушаний в Сенате Тиллерсон вынужден был высказываться гораздо аккуратнее. Но это не более чем тактический ход. Очевидно, что Тиллерсон – идейный противник Парижского соглашения. 

Что в итоге? 

Итак, мы видим, что Трамп решил не рубить сплеча. Из Парижского соглашения быстро он не выйдет и какое-то время будет вести дискуссии по климатическим вопросам в мировом сообществе. Тем более что отменить Парижское соглашение не по силам даже Соединенным Штатам; даже задача выхода из него для Трампа будет на порядок сложнее, чем у Буша-младшего с Киотским протоколом. Хотя юридические возможности прорабатываются: для этого дал повод сам Обама, ратифицировавший соглашение без участия Конгресса, что многими рассматривается как узурпация власти. И если это будет признано, подпись Обамы под соглашением может быть объявлена недействительной.  Уже сейчас команда Трампа однозначно говорит о том, что Парижское соглашение для них не догма. Прежде всего они будут исходить из интересов национальной промышленности, в том числе и производителей углеводородов. Никаких дополнительных международных экологических обязательств команда Трампа брать на себя не будет. 

Собственно, такую же позицию нужно занять и нам. Прежде чем ратифицировать Парижское соглашение, нужно просчитать, какие последствия это будет иметь для нашей промышленности и энергетики.  Аргументы вроде «весь мир так делает» весьма эмоциональны, но довольно странны для серьезных решений. По крайней мере «прогрессивное человечество» для начала должно снять санкции с РФ – до этого даже задумываться о ратификации Парижского соглашения смысла нет. Тем более что позиция Трампа как минимум серьезно затруднит перевод Парижского соглашения в плоскость практического применения и может дать возможность альтернативного сотрудничества между Россией и США по данной тематике.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1458
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1662
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1770
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4081

Другие новости