Лауреаты Премии Бальцана с президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой (второй слева). Справа налево: Рейнхард Ян, Пьеро Боитани, Федерико Капассо. Фото Пьерпаоло Карлетти для Фонда Бальцано
О Премии Бальцана в России известно немного, и российские массмедиа об этом пишут не часто. Поэтому воспользоваться приглашением Фонда Бальцана и приехать в Рим на вручение одной из самых престижных международных премий было большой удачей для любого журналиста. 17 ноября президент Италии Серджо Маттарелла вручил в Квиринальском дворце, своей резиденции в Риме, премии Бальцана трем ученым: Пьеро Боитани (Италия) из Римского университета Сапиенца и Национальной академии Линчеи в категории сравнительной литературы, Федерико Капассо (Италия/США) из Гарвардского университета и Национальной академии Линчеи в категории прикладной фотоники и Рейнхарду Яну (Германия) из Института биофизической химии Общества Макса Планка в Геттингене в категории молекулярной и клеточной нейробиологии.
Премия была вручена в присутствии двух президентов Международного фонда Бальцана: Энрико Деклева (подразделение «Премия») и Клаудио Дженерали (подразделение «Фонд»).
Церемония награждения Премией Бальцана проходит раз в два года в Риме в присутствии президента Итальянской Республики и раз в два года по очереди в швейцарском Берне в присутствии члена Совета Конфедерации Швейцарии в соответствии с двойной швейцарско-итальянской принадлежностью фонда. Лауреатам каждой категории вручается по 750 тыс. швейцарских франков. Половину этой суммы награжденные по обычаю предоставляют в распоряжение молодым ученым, чтобы стимулировать развитие их исследований. Выбор этих ученых и исследований предоставляется самому награжденному. Надо отметить, что за 15 лет (2001–2015) 60 научно-исследовательских проектов во всех естественных и гуманитарных дисциплинах, в которых участвовали молодые ученые из 20 стран мира – а это около 500 исследователей, – были профинансированы за счет Премии Бальцана на сумму 27,5 млн швейцарских франков.
На мой взгляд, подобное условие позволяет существенно стимулировать приток средств в исследовательскую работу. И этот пример было бы неплохо перенять и россиянам.
Премия присуждается с момента учреждения фонда в 1957 году, а с 1978 года она вручается ежегодно. Среди награжденных – мать Тереза (1978) и папа Римский Иоанн XXIII (1962). Оба – в категории «Человечество, мир и братство между народами». В этой номинации отмечались и международные организации – Верховный комиссариат ООН по делам беженцев (1986), Международный комитет Красного Креста (1996), итальянская католическая община Святого Эгидия (2003). Примечательно, что самым первым обладателем Премии Бальцана в 1961 году именно в категории «Человечество, мир и братство между народами» стал Нобелевский комитет. Этим и была подтверждена тесная связь двух международных премий.
Лауреатами премии становились и советский ученый, математик Андрей Колмогоров в 1962 году, и живущий во Франции известный в прошлом советский математик Михаил Громов в 1999 году.
Значение Премии Бальцана выходит далеко за границы Италии. Она как ничто другое характеризует сегодня наш мир, который становится глобальным и в котором находят свое место различные течения науки и искусства, представители различных стран и народов. Очень хорошо сказал об этом в своей речи на вручении премии в президентском дворце лауреат премии 2016 года Пьеро Боитани. Он отметил: «Глобализация не была изобретена ни торговлей, ни политикой. Книги, рукописи, свитки путешествовали из одной страны в другую, даже когда эти страны находились в состоянии войны друг с другом». Другими словами, ничто не может ограничить движение человечества к познанию и распространению знания. Об этом же свидетельствуют достижения и других лауреатов премии – Федерико Капассо и Рейнхарда Яна, которые смогли добиться удивительных научных результатов, именно работая в коллективах ученых разных стран, обогащая себя и их знаниями. Поэтому именно возможность благодаря работе Фонда Бальцана выйти на простор мировой науки и найти крупицы знаний, которые способны продвинуть человечество к новым высотам, и представляет собой смысл и существо подвига основателя этой премии Эудженио Бальцана и его дочери Лины.
Давайте посмотрим, за что были вручены текущие премии, некоторые эксперты даже приравнивают их к Нобелевским или называют «малыми Нобелевскими», намекая, что они порой предшествуют награждениям Нобелевского комитета.
Пьеро Боитани получил свою премию за «экстраординарные способности представлять мировую литературу как живой диалог с классикой античности, Средневековья и современности, за его новаторские исследования по истории мифов и главных тем западной цивилизации, за его филологический метод, который показывает потенциальный эффект канонических текстов, проецируя их на будущее».
Собственно говоря, речь идет в первую очередь об опубликованном в 1992 году произведении «Тень Улисса» (L’ombra di Ulisse). В этой книге он не только нашел тему, след которой встречается почти в каждом его последующем произведении, но также открыл инновационный метод, который позволяет ему, невзирая на хронологическую последовательность и границы, накладываемые различными культурами, представлять любой текст как живой диалог. Плодотворность этого метода проявила себя и в последующих работах, отмеченных наградами.
Работы двух ученых-естественников имеют непосредственное отношение к энергетике в широком ее понимании. Федерико Капассо получил премию в области прикладной фотоники «за новаторскую работу в области квантовой разработки новых материалов с особыми электронными и оптическими характеристиками, которые привели к созданию революционного квантового каскадного лазера, а также за его важный вклад в области науки и техники в фотонике, плазмонике и метаматериалах».
Дело в том, что в созданном ученым новом лазере длины волн могут варьироваться в широком спектре в средней и дальней областях в инфракрасном диапазоне, вследствие чего изменяется толщина активного слоя лазера на нанометрическом уровне. Сегодня этот лазер встречается в многочисленных лабораториях, занимающихся изучением молекулярной спектроскопии. При этом необходимо понимать, что эффективность методов молекулярной спектроскопии основана на их большой избирательности, чувствительности, а также на том, что их результаты, характеризующие состояние отдельных молекул (или даже их частей) в жидкости, мало искажаются статистическими факторами. Сам лауреат всемирно известен как раз как ученый, работающий на стыке фундаментальной и прикладной наук. Его квантовый каскадный лазер применяется для контроля уровня загрязненности окружающей среды, постановки медицинских диагнозов, в атмосферной химии, а также при контроле производственных процессов в промышленности и обнаружении взрывчатых веществ.
Автор беседует с лауреатом Премии Бальцана Рейнхардом
Яном. Фото Евгения Уткина |
Рейнхард Ян, ученый, работающий на стыке биологии и химии, был награжден в категории молекулярной и клеточной нейробиологии «за новаторские исследования молекулярной характеристики синаптических везикул и роли белковых комплексов в процессе экзоцитоза – существенного механизма для передачи сообщений в нервной системе».
Синаптическая трансмиссия считается важнейшим сигнальным механизмом, с помощью которого контактируют и передают информацию нейроны нашего мозга.
Мне удалось взять небольшое интервью у немецкого ученого, которое я предлагаю вниманию читателей.
– Господин Ян, что означает ваше открытие для человечества?
– Это, конечно, хороший вопрос. Что означает это открытие для всего человечества, я не знаю. Но суть открытия состоит в том, чтобы определить механизм функционирования нервной системы, понять, как передается сигнал между отдельными нервными клетками, понять, через какие контакты в нервных клетках происходит передача таких сигналов, и эти контакты нас как раз и интересуют, а именно – как происходит эта передача.
– Что нового вы внесли в понимание этого механизма?
– Как известно, нервные клетки – основной элемент мозга – разнообразны по величине, по форме, но в принципе обладают единым строением. Каждая нервная клетка состоит из трех частей: тела, длинного нервного волокна – аксона (длина его у человека составляет от нескольких миллиметров до метра) и нескольких коротких ветвистых отростков – дендритов. Нервные клетки изолированы друг от друга оболочками. Но все же клетки взаимодействуют между собой. Происходит это в месте стыка клеток; этот стык называется синапсом. В синапсе встречаются аксон одной нервной клетки и тело или дендрит другой клетки. Причем интересно, что возбуждение может передаваться только в одном направлении: от аксона к телу или дендриту, но ни в коем случае не обратно. Синапс – это как бы кенотрон: он пропускает сигналы только в одном направлении. Действие происходит следующим образом: нервная клетка-передатчик высвобождает субстанцию-посредника, или медиатора, который через пузырьки или бляшки (своего рода специальные контейнеры) вторгается на поверхность другой клетки-мишени и на ее поверхности расплавляется. Молекулы освобождаются, клетка-мишень вбирает их в себя и регенерируется. В принципе это уже было известно, но не было понятно, как это конкретно происходит на молекулярном уровне. За все, что происходит в нашем теле, ответственны протеиновые молекулы. В конце 80-х – начале 90-х годов произошел своего рода сдвиг в этих исследованиях, и я участвовал в них. Мы теперь знаем, какие конкретно молекулы в этом заняты, как происходит контакт и как случается обмен сигналами.
– Какое практическое значение это имеет и в каких областях?
– Пока, наверное, никакого. Но теперь мы знаем о существовании этих молекул и из чего они состоят и сможем целенаправленно на них воздействовать, в том числе медикаментами, что придаст лечебному процессу совершенно новое измерение. Ведь имеется большое количество болезней, которые связаны с нарушением процесса взаимодействия нервных клеток на молекулярном уровне. Теперь мы лучше понимаем, как это происходит, и это открывает перед медициной новые горизонты.
– Работаете ли вы с российскими учеными над этими проблемами и ведутся ли подобные исследования в России?
– Мне неизвестно, ведутся ли в России подобные исследования. Но я знаю некоторых русских ученых, которые работают в аналогичных областях, правда, не в России, а в других странах, например в США.
Премии 2017 года
Президент Комитета по присуждению премий профессор Сальваторе Века назвал направления исследований, за которые будут присуждены премии в 2017 году. К ним относятся «Коллективное сознание», «Гендерные исследования», «Иммунологические аспекты в терапии рака», «Планеты Солнечной системы и экзопланеты».
Кстати, выдвигать на премии могут и различные, пользующиеся мировой известностью научные учреждения, такие как академии наук, университеты. Видимо, и Российская академия наук, да и МГУ могли бы принять участие и выдвинуть российских ученых на столь престижные премии.
Рим
Справка о Международном фонде Бальцана
Фонд был основан в Лугано (итальянская Швейцария) в 1957 году Линой Бальцан, дочерью Эудженио Бальцана в память о своем отце. Бальцан родился в 1874 году. Он стал журналистом и свою карьеру сделал в известной миланской газете Corriere della Sera, которая издается с 5 марта 1876 года. В Милане Эудженио Бальцан прошел путь от редактора до генерального директора издательства и в конечном счете стал совладельцем издательства. На сегодня Corriere della Sera является одной из самых влиятельных итальянских ежедневных газет. По данным статистического исследования 2005 года, имела самый большой раскупаемый тираж среди газет Италии – около 620 тыс. экземпляров. В 1933 году он эмигрировал из Италии в Швейцарию, где находилось его состояние. Он занимался поддержкой различных проектов и в 1950 году вернулся в Италию. Фонд ежегодно присуждает премии в категориях «Литература», «Философские науки и искусство», «Физические науки», «Математика», «Медицина» и «Международные отношения». Раз в четыре года присуждается премия «На благо человечества, мира и братства между народами». Премии присуждаются независимо от национальности, расы или религии за содействие развитию культуры и науки, а также братства между народами.
Фонд осуществляет свою деятельность через два главных офиса: один в Милане, другой в Цюрихе. Собственно говоря, речь всегда идет о двух подразделениях фонда, первое из которых носит название «Премия», а второе – «Фонд». Комитет по номинированию – генеральный комитет премии – состоит из выдающихся европейских ученых, которые наряду с известными научными учреждениями мира выбирают темы премии и кандидатов, причем половина из числа кандидатов предлагается лауреатами этой премии. А подразделение «Фонд» управляет финансами.
СЕДЬМАЯ СЕРИЯ БАЛЬЦАНОВСКОГО ЕЖЕГОДНИКА
Флорентийское издательство Leo S. Olschki опубликовало годовой Бальцановский сборник, включающий в себя речь Квентина Скиннера (лауреата премии 2006 года по истории и теории политического мышления), которую он произнес в Риме 15 июня 2015 года в Национальной академии Линчеи (первый частный институт содействия естественных наук в Европе, существующий с 1603 года). Эта публикация, вышедшая под названием «Думать о свободе: взгляд историка», представляет собой седьмую серию ежегодных Бальцановских сборников.