Проблемы с латаными-перелатаными тепловыми сетями уже выходят наружу. Фото PhotoXPress.ru
Либеральная платформа «Единой России» провела очередной круглый стол на тему инвестиций в теплоэнергетике. Конференция называлась «Инвестиционная ловушка» в теплоснабжении: где пути выхода из кризиса отрасли?». Проблем в российской теплоэнергетике немало: это и отсутствие рыночных отношений в отрасли, изношенность оборудования и теплосетей, растущие тарифы и неплатежи. Попытки ее реформировать нередко наталкиваются на совершенно противоположные позиции экспертов, причастных к этому. На сегодня отправная точка всех дискуссий связана с обсуждением новой ценовой модели рынка тепла. Напомним, что в октябре 2014 года правительством как раз и был утвержден план перехода к новой ценовой модели рынка тепла. Ключевым положением реформы стало введение свободного ценообразования по принципу альтернативной котельной.
Принципиальная суть модели альтернативной котельной состоит в появлении в крупных городах нового учреждения – Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Именно она должна отвечать за весь процесс доставки тепла от производителя к потребителю. Кроме того, организация принимает на себя всю ответственность за качество и надежность теплоснабжения. Ранее выстраивание этой цепочки находилось в руках местных администраций. Потребитель же получит право переходить на собственные источники теплоснабжения, если посчитает подобный вариант более выгодным для себя. Конечно, уже в самом появлении ЕТО закладывается принцип монополизма. К примеру, если это крупная ТЭЦ, которая снабжает и теплом, и электроэнергией целый район, потребителю будет просто некуда переходить.
Для ЕТО будет установлен фиксированный потолок тарифов, определять который и будут по принципу альтернативной котельной. Если существующие расценки ниже назначенного потолка, то их будут плавно повышать, если уже превышают планку – замораживать. Конечно, рынком подобный подход можно назвать только с большой натяжкой.
Модель должна определять наименьшую цену тепловой энергии для потребителя, которая окупает строительство новой котельной, альтернативной. В этом и заключается смысл альтернативы.
Однако одна из главных, если не самая главная, проблем отрасли заключается в острой нехватке инвестиций в отрасль. По данным ведущего круглого стола, главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева, ожидается, что к 2020 году 28 ГВт действующих мощностей будут выработаны. И ожидается, что каждая шестая станция фактически за пятилетку может прекратить свою работу. По его словам, проблема в том, что почти все теплогенерирующие компании убыточны. Кто в таких условиях будет инвестировать в отрасль? Ведь принято считать, что тариф, тарифные решения – это политические решения. При этом подразумевается, что политика мешает принимать рациональные с экономической точки зрения решения. Тем более это важно сейчас, в год выборов в Государственную думу. А не за горами и выборы президентские. И мне кажется, подчеркнул в этой связи Фадеев, что это принципиальная ошибка, когда считают, что политика мешает принимать хозяйственные решения. И в данном случае отмахнуться от политики невозможно. Принимаемые решения влияют на жизнь абсолютного большинства граждан страны. Моя позиция, подчеркнул он, здесь не нужно отмахиваться от политики, а, наоборот, надо поставить в центр задач гражданина домохозяйство, платеж за домохозяйство, платеж домохозяйства за услуги ЖКХ. Граждан России, сказал он, беспокоит рост платежей за тепло. Значит, критерием для принятия управленческого решения в этой области должно быть ограничение платежа.
Разнообразие подходов
Перед законодателями, представителями исполнительной власти и бизнесменами, участвовавшими в круглом столе, выступил член комиссии РСПП по ЖКХ, вице-президент ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров. В своем выступлении он отметил, что реформа теплоэнергетики идет некорректно, поскольку от концепции комплексного решения проблем теплоэнергетики, которую предлагают участники отраслевого сообщества, в принимаемых законах осталась одна тарифная формула. Остальное осталось «за бортом»: новая модель рассматривается как один из методов регулирования и вводится по согласованию с губернатором региона, повсеместное внедрение возможно после анализа пилотных проектов (то есть – никогда). Сохраняется текущая идеология ценообразования и функционирования систем централизованного теплоснабжения. Соответственно значимых изменений в секторе теплоснабжения не произойдет: тарифы растут ежегодно на 5–7%, причем выигрывают самые неэффективные; две трети потребителей уже платят больше, чем цена альтернативной котельной (это, по сути, все города, где нет ТЭЦ); накапливается износ, уже сейчас три четверти оборудования старше 30 лет. Это отталкивает потенциальных инвесторов, а у государства нет средств. Значит, новых инвестиций не будет. По мнению члена Комиссии РСПП по ЖКХ, системный выход из инвестиционной ловушки – реформирование рынка тепла по всей стране: необходимо установить прозрачные и конкурентные правила, стимулирующие конкуренцию и выигрыш наиболее эффективных источников; необходимы либерализация цены и защита потребителя: бенчмарк конечной цены на тепло; исключить регуляторное вмешательство, кроме антимонопольного регулирования. Парвиз Абдушукуров подчеркнул исключительно важную роль собственника, который в настоящий момент не имеет инструментов управления собственностью. «Только они определяют, что делать в доме, как делать, на каких условиях. Только они выбирают управляющую компанию или способ управления. Только они определяют, менять их или нет. Не государство, не жилищная инспекция, только они. Пока мы это не сделаем, бесполезно все остальное», – считает член комиссии РСПП по ЖКХ.
На круглом столе было отмечено, что базовой причиной несовершенства существующей модели рынка тепловой энергии является выстраивание управленческой схемы вокруг тарифа. В качестве альтернативы было предложено перейти к управлению параметрами инвестиций в отрасль – стоимостью кредита, ценами на топливо, процентными ставками, оплатой труда и размером налогов. Развивая тему проблем теплоэнергетики, Михаил Кузнецов, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», обратил внимание на то, что инвесторы неохотно делают вложения в отрасль, так как в ней не работают рыночные принципы ценообразования.
На заседании круглого стола по проблемам теплоснабжения. Фото с сайта www.liberalplatform.ru |
Как было отмечено Еленой Николаевой, первым заместителем председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, заместителем председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия», выход из «инвестиционной ловушки» невозможен без наличия системного подхода к развитию теплоэнергетики и четкой стратегии ее реформирования. Последнее же предполагает создание единого центра ответственности за развитие отрасли в лице конкретного министерства. «Считаю абсолютно правильным и актуальным предложение Либеральной платформы проработать вопросы о возможных экономических, законодательных, общественно-политических и иных стимулах для реформирования теплоэнергетической отрасли России в высокотехнологичную, финансово устойчивую, динамично развивающуюся по мировым стандартам отрасль экономики.
Уверена, что для этого нам необходимо повысить прозрачность тарифообразования в сфере теплоснабжения – долгосрочные тарифы были экономически обоснованными, решить проблему подключения к сетям теплоснабжения – в первую очередь определить, что подлежит включению в состав расходов на проведение мероприятий по подключению к сетям, а также создать условия для повсеместного внедрения приборов учета тепла, что позволит сделать отрасль прозрачной и инвестиционно привлекательной», – добавила депутат Госдумы.
Обратимся к статистике, которую в своем выступлении привела Николаева. По состоянию на 1 января 2015 года на территории Российской Федерации, по данным Минстроя, утверждено в установленном порядке около 10 212 схем теплоснабжения. Это примерно 88% от общего числа схем, необходимых к утверждению. То есть формально закон по большей части выполнен.
Выработка тепловой энергии в Российской Федерации составляет более 500 млн гигакалорий в год. Это данные Центрального диспетчерского управления ТЭК. Ежегодно в отрасли теплоснабжения принимается более 15 тыс. тарифных решений, и около 20% из них долгосрочные, что является, на наш взгляд, очень верным направлением. Именно долгосрочные тарифные решения дают модель для привлечения инвестиций. По данным Росстата, на замену тепловых сетей консолидированные бюджеты Российской Федерации ежегодно тратят до 15 млрд руб. Но все это тратится на текущее латание дыр и кардинально не меняет ситуацию. При этом, по данным МЧС, количество аварий увеличивается. И они считают, что это произойдет в ближайшие два года, возможности МЧС для ликвидации аварий будут исчерпаны.
Мнение инвесторов
По словам Петра Зарубина, генерального директора ОАО «ТГК-2», которая обслуживает шесть регионов Российской Федерации, инвестиции в эти регионы идут разными путями. То есть сама компания вкладывает инвестиции, компания привлекла иностранного, единственного пока, инвестора – китайскую корпорацию «Хуадянь» для совместного инвестирования в проект строительства Ярославской ТЭЦ. Эта ТЭЦ позволит закрыть неэффективные станции, построенные в советские времена, одной из которых 80 лет (Ярославская ТЭЦ-1), и создать эффективную систему теплоснабжения в городе, и соответственно решить вопрос дефицита электрической энергии в Ярославской области. Что инвесторов на сегодняшний день не устраивает, что их пугает? Первый момент, который сегодня всех пугает, это большая проблема с инфляцией в последние годы, а также проблема дебиторской задолженности, То есть вопрос платежей. Тарифное решение сегодня носит все-таки социальный характер. Что касается ситуации, связанной с регуляторной средой, да, действительно, за последнее время у нас много прошло изменений регуляторной среды. И инвесторов эта ситуация напрягает. Но как раз неэффективность исполнения тех законодательных инициатив, которые были приняты за последние годы, их неисполнение на местах и напрягает инвесторов, как российских, так и иностранных. С точки зрения производителя тепла, система единых теплоснабжающих компаний правильная.
По мнению Яна Горелова, директора по развитию федеральной независимой экспертной компании «Промтехэкспертиза», генерального директора «ЭнергоАльянса», который выступал как инвестор в магистральные тепловые сети, инвестиционная ловушка, мешающая приходу инвесторов, массово с дешевым и длинным ресурсом в нашу отрасль, имеет несколько аспектов. Первый: в тепловые сети и в энергетику в целом инвестируют только сверхвысококвалифицированные инвесторы, которые глубочайшим образом разбираются не только в своей области, но и в экономике, в джиаре (выстраивании отношений с властями), в политике, в конце концов во взаимоотношениях с клиентами. Поэтому массовый инвестор, будь то государственные институты развития, у нас сейчас все-таки государственный капитализм, или частные зарубежные инвесторы, не в состоянии прийти в нашу отрасль ввиду хронической убыточности. В процессе инвестирования в тепловые сети однозначным образом наличествует дисбаланс в защите групп бенефициаров. Горелов выделил несколько групп бенефициаров. Первая – это, естественно, поставщик топлива. Для центральной части России – это в основном «Межрегионгазпром». Вторая – это государство с обязательными налоговыми платежами. Они жесточайшим образом администрируют. Дальше: коллектив, фонд оплаты труда, в бизнесе это занимает немаленький объем. Таким образом, остается, что инвестор, проинвестировав, будь то в создание собственного объекта, будь то в рамках выполнения концессионного соглашения, один на один в четвертой, даже на самом деле в пятой очереди, остается со всеми коммерческими рисками. При этом, ввиду того что система инерционная, он не в состоянии это сделать быстро. В связи с этим Ян Горелов отметил: «Коротко, наверное, еще надо сказать, что правильно коллеги из «Фортума» сказали, действительно, срок окупаемости в тепловые сети, в частности, начинается только от 12–15 лет. Мы предлагаем перейти, ограничив совокупный коммунальный платеж граждан, в данном случае за тепло, перейти к управлению параметрами. Не самим платежом, а к управлению параметрами. Вот, например, мы выделяем пять этих параметров – топливо, фонд оплаты труда, налоги и ремонт с амортизацией и потерями. Так вот я утверждаю, как инвестор в тепловые сети, что именно снижение ремонтных программ, связанных с амортизацией, естественно приведет к сокращению потерь. Это что является той самой инвестиционной нишей. И вот ее надо защищать наравне с налоговыми платежами, с фондом оплаты труда и с оплатой топлива. Потому что, безусловно, никто из энергетиков не обладает той рыночной или административной силой, которой обладает, например, государство в сфере налогов либо «Газпром». В связи с этим мы предлагаем, если мы переходим к регулированию услуги по управляемым параметрам, перейти на превентивное расщепление платежей через государственный институт. В данном случае это может быть единый расчетно-кассовый центр субъекта Федерации, созданный на основе какого-то банка, государственного. И соответственно с утвержденным долгосрочным решением региональной энергетической комиссии. Мы утверждаем, что это в состоянии снизить ту неопределенность во взаиморасчетах с рыночными контрагентами при осуществлении инвестиционного процесса, когда инвестор на этапе возврата инвестиций не остается один на один со всеми проблемами сам».
Виктор Кудрявый, советник президента ЗАО «Евроцемент групп», полагает, что везде ставится одна цель – обеспечение энергоснабжения при минимизации тарифов для потребителей. Но ничего не предусмотрено в законодательстве для задействования противозатратного механизма. Это очень большая ошибка.
«Я хочу сказать, – говорит советник, – если сейчас гражданину поднять тариф на электроэнергию, это будет несправедливо. На тепло – тоже. Но что сделал весь мир? Методика разделения топлива везде относит всю эффективность на теплоэнергию. Мы единственные относим всю эффективность на электроэнергию. Так называемый физический метод. Когда был Госплан, это не мешало, был запрет на строительство котельных, на выдачу условий на топливо в зоне ТЭЦ, а сейчас это убийственное дело. Вот эти меры дают тоже экономический ресурс возврата. Если мы возвратим нагрузку на ТЭЦ, выиграет и сама энергетика».
Круглый стол продемонстрировал различные взгляды на проблему теплоснабжения в России. И в этом плане, несомненно, заслуживает внимания международный опыт, который мы намерены осветить в следующих номерах.