«Газпром» все-таки начал работы по строительству спорного газопровода. Фото с сайта www.gazprom.ru
По сообщению российского Greenpeace, в Кургальском заказнике начались незаконные работы по проекту «Северный поток-2». На территории ведутся изыскательские работы: работают буровые установки, берутся пробы грунта. Инспекционная группа Greenpeace документально подтвердила этот факт и обратилась в прокуратуру Ленинградской области с требованием проверить законность ведущихся работ. По словам работающих на побережье заказника специалистов петербургского Музея почвоведения им. В. Докучаева, они проводят изыскания для строительства газопровода «Северный поток-2». При этом решение о его строительстве еще не принято, и оно в любом случае будет являться нарушением российского законодательства и международных обязательств России. Как известно, заказник охраняется сразу двумя международными конвенциями: «О водно-болотных угодьях» (Рамсарская конвенция) и «О защите морской среды Балтийского моря». Строительство газопровода, изыскательские работы противоречат режиму охраны заказника, утвержает Greenpeace.
Как известно, ликвидация «Южного потока» и медленное продвижение по «Турецкому», по мнению экспертов британского Би-би-си, вынудило Москву обратить внимание на третий маршрут, способный снизить зависимость от украинского транзита: расширение существующего магистрального газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря в Германию. «Северный поток-2» предполагает строительство третьей и четвертой ниток газопровода через Балтику из России в ФРГ. Их пропускная способность должна была составить 55 млрд куб. м. В результате чего общая мощность маршрута возрастет до 110 млрд куб. м в год.
8 июня 2015 года на Петербургском экономическом форуме «Газпром», немецкий E. ON, англо-голладский Shell и австрийский OMV договорились о сотрудничестве по проекту создания газотранспортной инфраструктуры, стоимость проекта оценивалась в 8 млрд евро. Было приято решение о создании для строительства и последующей эксплуатации газопровода международного консорциума, каждый из которых получал свою долю в капитале этого совместного предприятия. Предполагалось, что участники проекта, окончательный состав которых состоял из французской Engie, австрийской OMV, англо-голландской Shell, немецких Uniper (бывший E. ON) и Wintershall создадут с «Газпромом» совместное предприятие (СП). Этот шаг был необходим «Газпрому», чтобы избежать возражений со стороны Комиссии ЕС, которая могла применить в отношении этого проекта механизм Третьего энергетического пакета, обвинив «Газпром» в монополии. С другой стороны, европейские компании-участники должны были обеспечить по крайней мере половину объема финансирования проекта, который составляет на сегодня, по некоторым оценкам, уже около 10 млрд евро.
Сообщение Greenpeace о начале изысканий под строительство газопровода заслуживают в этом плане внимания, поскольку после вето польского регулятора планировавшийся консорциум развалился. И как вариант эксперты рассматривали возможность строительства тубопровода собственными силами «Газпрома».
В том факте, что Польша фактически заблокировала проект, ничего удивительного нет. С одной стороны, Польша в случае реализации «Северного потока-2» теряет деньги от снижения поставок по трубопроводу, проходящему по ее территории. С другой стороны, нелишне вспомнить недавнее заявление по этому поводу вице-президента США Джозефа Байдена. «Плохой сделкой» для Европы назвал он, выступая на пресс-конференции в Стокгольме 25 августа, газопровод «Северный поток-2», который Россия планирует проложить по дну Балтийского моря. Он подчеркнул, что в случае появления газопровода возросшая зависимость Европы от России приведет к полной дестабилизации Украины. «Европе необходимо диверсифицировать свои источники газа», – заявил Байден. Позиция Байдена обусловлена беспокойством относительно потери Украиной поступлений от транзита (а это 2 млрд долл. ежегодно), которые придется возмещать ее спонсорам, в том числе и США. Кроме того, Байден просто лоббирует интересы американских газовиков, которые планируют наладить регулярные поставки СПГ на Европейский континент. Поэтому он стремится ограничить возможности для конкурентов.
Под этим углом зрения заслуживает внимания роль Польши, которая в ЕС даже при учете наличия собственных интересов в ЕС в рамках деятельности «вышеградской четверки» в составе Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, превратилась в проводника интересов США. Я неоднократно задавал вопрос немецким участникам несостоявшегося консорциума относительно необходимости получения разрешения на создание его от польского регулятора. Кстати, немецкий регулятор, который имеет право на изучение влияния зарубежных СП на внутренний рынок, дал свое согласие через 18 дней. Полученный мною ответ гласил, что так как в ЕС нет единого картельного законодательства, то в данном случае действует национальное право. Польские власти передали своему картельному ведомству значительные права, которые включают в себя и проверку СП, даже зарегистрированные за рубежом, если их деятельность может в конкурентном плане влиять на польский рынок. С учетом того, что все участники консорциума имеют бизнес в Польше, обойти польского регулятора они не могли.
Собственно говоря, негативный ответ от поляков можно было ожидать. Ведь они откладывали ответ практически полгода. Поэтому в июне на международной газовой конференции в Берлине я спросил Райнера Зееле, руководителя австрийской OMV, одного из участников консорциума, что он будет делать в случае отрицательного ответа польского регулятора. Он явно нервничал и ответил мне, что тогда они обойдутся без польского согласия. Спустя пару месяцев я получил официальный ответ от OMV. В нем говорилось, что сейчас специалисты фирмы находятся на стадии анализа, чтобы найти решение для реализации проекта. Примерно такой же ответ я получил и от Wintershall. Это говорит о том, что решения проблемы у иностранных участников проекта на сегодня нет.
По пути Польши пробует пойти и Украина. Антимонопольный комитет Украины на днях потребовал от участников проекта газопровода «Северный поток-2», который проложат по дну Балтийского моря, согласовать его реализацию с украинской стороной «для предотвращения нарушения законодательства о защите экономической конкуренции». Вряд ли кто обратил внимание на этот украинский демарш. Однако сбрасывать со счетов его все-таки нельзя. Если дело дойдет до Комиссии ЕС и судебных разбирательств, он станет козырем в руках противников проекта.
Экономический обозреватель агентства Deutsche Welle Андрей Гурков полагает, что, отзывая свою заявку на создание консорциума у польского антимонопольного ведомства, участники проекта решили не терять время на длительное разбирательство с неясным исходом и, как он пишет, «фиктивный развод показался им более целесообразным решением». Пока же «Газпром» остается 100-процентным собственником зарегистрированной в Швейцарии компании «Северный поток-2», и сооружать его пока придется на собственные деньги.
Можно предположить, что теперь западноевропейские партнеры сосредоточат свои усилия на проектировании, утверждении в европейских инстанциях и строительстве отводов от «Северного потока-2». Ведь газ еще должен как-то попасть к потребителям в разных странах Центральной и Западной Европы, а этот вопрос пока еще совсем не проработан. К тому же с Комиссией ЕС надо работать. Ведь глава комиссии Жан-Клод Юнкер не так давно подверг критике «Северный поток-2». Выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 16 июня, он сказал: «Мы должны быть уверены в том, что все страны Центральной и Восточной Европы имеют равный доступ к поставкам энергии», – заявил он. «Мне очень нравятся трубопроводы, которые соединяют, а не разъединяют», – добавил глава Еврокомиссии.