Макет будущего завода аккумуляторов для электромобилей Tesla. Фото с сайта www.teslamotors.com
В последнее время автомобильный рынок мира сотрясает череда скандалов. Производители вынуждены отзывать одну партию за другой и выплачивать немалые компенсации. Помимо уже привычных проблем с подушками безопасности печально известной Takata, появились и другие: занижение показателей выбросов вредных веществ в выхлопных газах машин, а также завышение оценок экономичности (многочисленные ошибки в тестах на расход топлива).
Хорошим выходом из сложившейся ситуации может стать переориентация на современные зеленые технологии. Особенно сейчас, после конференции по климату в Париже, когда весь мир, хотя бы частично, направил свои усилия на борьбу с глобальным потеплением. Стремление к жизни в максимальной гармонии с природой становится если не массовой, то по крайней мере модной тенденцией. На этой волне у рынка электромобилей открылось второе дыхание. Не воспользоваться таким шансом для улучшения репутации было бы просто глупо.
Подключаемый гибрид
Так Volkswagen стремится показать общественности, что его деятельность не ограничивается дизелем. И концерну это удается. В первом квартале этого года он сумел обогнать Toyota и вырваться на первое место по объему реализованных машин всех типов. В январе–марте продажи прибавили около процента и достигли уровня в 2,5 млн авто. Как мне сообщили в пресс-службе VW, они рассчитывают, что через два года на долю автомобилей с электрическим приводом, работающих исключительно на аккумуляторах и гибридных приводах plug-in hybrid (подключаемый гибрид, его аккумуляторы повышенной емкости можно подзаряжать от обычной бытовой энергосети), будет приходиться около 3% от общемировых продаж концерна.
Видением концерна по поводу будущего электромобилей с «НГ-энергией» поделился руководитель PR-отдела Volkswagen в России Андрей Гордасевич:
«Основная цель – создание электромобилей для всех, практичных, доступных и безопасных. Разработанные модульные решения при необходимости позволяют оборудовать альтернативными вариантами привода до 40 различных моделей. Модульные системы, платформы и заводы изначально разрабатывались таким образом, чтобы обеспечить необходимую гибкость и возможность производства любых известных на сегодня типов привода – от бензиновых двигателей до электромоторов.
Volkswagen развивает все существующие концепции движения на электрической тяге: от электромобилей с питанием и аккумуляторных батарей до гибридов plug-in hybrid. Технология plug-in hybrid имеет самый высокий потенциал и обеспечит наибольшие преимущества в среднесрочной перспективе как при движении в городских условиях с нулевыми выбросами CO2, так и при поездках на большие расстояния. При разработке новых электромобилей ключевыми факторами являются срок службы, цена, надежность, запас хода и безопасность аккумуляторных батарей.
Электромобили уже сегодня являются исключительно привлекательным видом транспорта, особенно если учесть такие глобальные тенденции, как урбанизация, истощение ресурсов и изменение климата. Модели на электротяге имеют более высокую стоимость, но при этом они позволяют сократить общие расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание. Ключевыми факторами для укрепления их рыночных позиций являются привлекательные условия приобретения и обширная сеть станций подзарядки.
Однако внедрение новых технологий всегда требует времени. Volkswagen уверен, что автомобили с электроприводом, включая гибриды plug-in hybrid, имеют высокий рыночный потенциал».
Более того, судя по последним заявлениям, ставка VW на зеленые технологии существенная. По словам генерального директора компании Маттиаса Мюллера они собираются выпустить более 30 новых моделей полностью электрических автомобилей в ближайшие 10 лет. К 2025 году таких машин с конвейера должно сходить от 2 до 3 млн штук в год.
Также в СМИ появилась информация, что концерн вслед за Tesla (официальное открытие Tesla Gigafactory назначено на 29 июля) может построить завод по производству аккумуляторов для электромобилей. Объем вложений эксперты оценивают около 10 млрд евро. Таким образом, можно было бы получить необходимое количество недорогих батарей для масштабного выпуска электрических авто.
Возвращение энергии
Один из самых популярных электромобилей в мире на данный момент – Nissan Leaf. Компания распродала по всему миру уже более 220 тыс. экземпляров. О перспективах рынка в интервью редактору «НГ-энергии» Кириллу АСТАХОВУ рассказали представители концерна – директор электромобильного подразделения Nissan в Европе Гарет ДАНСМОР и директор по коммуникациям Nissan и Datsun в России Роман СКОЛЬСКИЙ.
– Господин Дансмор, за какими технологиями вы видите будущее электромобилей? Насколько я знаю, вы продвигаете идею отдачи электроэнергии от элетромобиля обратно в сеть (Vehicle-to-Grid, V2G). Какова перспектива подобных проектов?
– Nissan усердно работает, чтобы выйти за рамки существующего продукта, в том числе за счет продвижения концепции Intelligent Mobility («интеллектуальная мобильность» объединяет в себе новые решения компании в отношении снабжения автомобилей энергией, интеллектуального управления и интеграции транспортных средств в общество. – К.А.). Мы изучаем электрические средства передвижения со всех сторон и смотрим, каким образом они могут помочь сформировать более устойчивое общество. Совсем недавно мы объявили старт крупномасштабных испытаний V2G в ряде европейских стран, включая Великобританию и Данию. Мы всегда знали, что наши электромобили – не просто легковые и грузовые машины, а настоящие источники энергии.
С помощью этой инновации мы хотим предоставить владельцам электрических автомобилей Nissan определенную гибкость при принятии решений о том, когда им заряжать свои автомобили и когда продавать энергию в сеть. Это позволит им принимать активное участие в повышении стабильности сети. Как только масштаб увеличится, технология V2G может кардинально изменить положение владельцев электромобилей Nissan – они станут полноценными и активными участниками энергетического рынка. Эти испытания – первый шаг, который даст нам реальные данные о практичности и потенциале этой технологии.
– Господин Скольский, будут ли электромобили Nissan официально поставляться на российский рынок? Как вы оцениваете его потенциал?
– Россия – очень интересный рынок по всем направлениям. Даже говоря про продажи обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания потенциал российского рынка далеко не выбран. На 1000 человек сейчас приходится порядка 240 автомобилей, в то время как в Европе, Штатах, Азии эта цифра в несколько раз выше. При этом низкая стоимость топлива, суровый климат остаются одними из важным причин, почему электромобили пока несильно интересны для россиского рынка. Но это далеко не все причины.
1. Сознание россиян не настолько сильно повернуто в сторону экологии, как у европейцев, к примеру. В Европе это давно уже тренд. Для них использование автомобиля с большим количеством выбросов – это почти табу.
2. Нет значимых субсидий от государства владельцам электромобилей. В Норвегии, к примеру, после покупки электромобиля владельцу государством компенисруется до 30% его стоимости плюс бесплатная парковка в центре, плюс выделенная полоса, плюс уменьшенные налоги. В России из вышеперечисленного доступна только бесплатная парковка.
3. До сих пор не развита инфратруктура. Если в Москве еще худо-бедно можно ездить, то за ее пределами так точно не найти зарядок. Количество зарядок в Москве хоть и растет, но его все равно пока недостаточно, чтобы уверенно, не боясь остаться с разряженной машиной, перемещаться по городу.
4. Как следствие, не готова база для ремонта и обсуживания таких машин. Поскольку машины не поставляются, дилеры не обучены проводить их ремонт, пока не поставляются запчасти.
Тем не менее все прекрасно понимают, что за этим будущее. И несмотря на отсутствие официальных поставок, интерес к теме растет. Мы активно пиарим Leaf, даем его на тест-драйвы СМИ, в разработке ряд програм с госорганами по использованию таких автомобилей. Но решения по поставке таких мащин в Россию пока нет.
– А что насчет мирового рынка?
Р.С.: По миру Nissan занимает лидирующие позиции в сфере электромобилей в первую очередь с Nissan Leaf и с коммерческим автомобилем EN-V 200. Статистика продаж впечатляет. С 2010 года продано более 240 тысяч электромобилей.
– Инвестирует ли Nissan в какие-либо проекты в России, так или иначе связанные с электромобилями? Возможно, есть какие-то планы или надежды в этом отношении.
Р.С.: Как уже говорилось выше, ряд проектов совместно с государственными органами находятся в разработке. Однако подробности пока рано открывать. Как только будет конкретика, раскажем с удовольствием.
– Господин Дансмор, недавно в СМИ появилась информация о возможной продаже вашей компанией акций производителя автомобильных запчастей Calsonic Kansei. Зарубежная пресса предполагает, что вырученные средства пойдут на развитие подразделения электромобилей. Так ли это?
– Спекуляции в СМИ относительно Nissan и Calsonic Kansei не основаны на каких-либо наших заявлениях. Calsonic Kansei – один из наиболее важных партнеров альянса Renault–Nissan, мы постоянно рассматриваем различные варианты, которые приведут к увеличению его конкурентоспособности. Если появится повод для объявления, мы сделаем это соответствующим образом.
Первопроходцы российского рынка
Несмотря на трудности, электромобили в России все же продаются. По данным «Автостат Инфо», с января по май 2016 года отечественные автолюбители приобрели 27 машин на электротяге. Среди них: 13 Tesla S, 7 Mitsubishi i-MiEV, 5 Nissan Leaf, а также по одному Renault Twizy и BMW i3. Большинство из них приходится доставать окольными путями – через импортеров. А вот Mitsubishi продает у нас свои автомобили официально и самостоятельно обеспечивает их обслуживание. Свою оценку ситуации в интервью Кириллу АСТАХОВУ дал президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» (официальный дистрибьютор автомобилей Mitsubishi в России) Наоя ТАКАИ.
– Господин Такаи, как ваша компания оценивает перспективы мирового рынка электромобилей?
– Мы очень позитивно оцениваем тенденции развития и продвижения электротранспорта как на мировых рынках, так и в России. Уверен, что данное направление будет активно развиваться, год от года показывая активный рост продаж электромобилей. Если мы обратим внимание на европейский рынок, в частности на активность бренда Mitsubishi, то такие страны, как Великобритания и Нидерланды, демонстрируют успешность электротранспорта и представляемых нами технологий. Буквально на днях мы отметили знаменательное событие – мировые продажи электровнедорожника Outlander PHEV превысили 100 000 автомобилей. И это всего за 4 года с момента старта продаж данной модели в 2012 году.
Успешность развития электротромобилей на любом из рынков обусловлена единением государственных органов, потребителей и производителей. Особенно это актуально, если рассматривать данную проблему глобально, затрагивая не только вопросы экологии, которая безусловно важна, но также и вопросы стоимости потребляемого топлива, уровня выбросов отработанных газов в атмосферу (автомобильных выхлопов) и др.
– Есть ли шанс у электромобилей занять ощутимую долю на российском рынке, хотя бы в столице? Ведь инфраструктура для их зарядки практически отсутствует.
– Такой шанс несомненно есть, но при условии развития соответствующей инфраструктуры. Доля рынка будет расти только при условии роста и развития инфраструктуры. В России данная работа ведется и на государственном уровне, и на уровне энергетических компаний. Со своей стороны, как производитель электромобилей, мы также приняли активное участие в данном вопросе, став новатором на российском автомобильном рынке: в 2011 году мы вывели на российский рынок первый официально продающийся электромобиль – Mitsubishi i-MiEV, а в 2014 году вывели на рынок первый электровнедорожник Mitsubishi PHEV. До настоящего времени мы единственный автопроизводитель на территории России, который официально продает, обслуживает и выполняет гарантийные обязательства по электромобилям.
– Какие модели электромобилей Mitsubishi представлены на российском рынке на данный момент? Насколько активно их покупают?
– На данный момент мы продаем две модели: i-MiEV и Outlander PHEV. Учитывая уровень развития инфраструктуры в России, информационную составляющую и влияние мировых рынков на популяризацию данного вида транспорта, я оцениваю достигнутый объем продаж положительно. Электромобили покупают и берут для тестовых использований не только физические лица, но и государственные и коммерческие структуры. Например, почта России, полиция, автомобили i-MiEV используются в качестве парконов (мобильных комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. – К.А.), в качестве транспортных средств в регионах, имеющих статус заповедных и специальных экологических зон, например, в Олимпийском парке в городе Сочи. На данный момент мы продали более 270 электромобилей i-MiEV и более 100 электровнедорожников Outlander PHEV.
– Если не секрет, над какими моделями сейчас работает Mitsubishi и в чем будут их преимущества?
– Бренд Mitsubishi активно работает в области развития электромобилей, так на автосалоне в Токио, который прошел в конце октября 2015 года, состоялась мировая премьера новой разработки от Mitsubishi – модели EXConcept. Это компактный автомобиль класса SUV с системой электропривода следующего поколения, который в сочетании со сниженной массой автомобиля обеспечивает запас хода до 400 км. В перечень его функциональных возможностей входит технология автопилотирования, сочетающая в себе функции обмена данными с информационными системами следующего поколения и передовыми средствами активной безопасности. Ветровое стекло EXConcept оборудовано технологией дополненной (расширенной) реальности, помимо этого автомобиль активно использует сервисы на базе искусственного интеллекта.
– Помимо новых моделей машин инвестирует ли ваша компания в какие-либо проекты, которые связаны с развитием всего сектора электромобилей? Например, заводы по производству батарей, строительство инфраструктуры, какие-то экспериментальные технологии… Если да, есть ли у вас такие проекты в России?
– На данный момент у нас нет завода по производству электромобилей или комплектующих для электромобилей на территории России, но мы рассматриваем все варианты нашего возможного участия в любых проектах, связанных с продвижением и развитием темы электротранспорта в России.
Сейчас мы активно принимаем участие в ключевых мероприятиях, посвященных или связанных с темой электротранспорта. Например, участвуем в пробеге электромобилей в Санкт-Петербурге, в Сочинском форуме, а также во всех профильных выставках.
Если говорить о международном уровне, то Mitsubishi активно участвует в различных проектах, направленных как на развитие электротехнологий в автомобилестроении, так и популяризацию электротранспорта. Например, гоночный электромобиль MiEV Evolution принимал участие в гонках в североамериканском проекте Pikes Peak, а новая модель Outlander PHEV – в ралли-рейде Baja Portalegre 500 на территории Европы.
– Стоит ли нам в ближайшее время ждать какого-то прорыва в развитии технологий электромобилей?
– Мы работаем в данном направлении, разработки и испытания идут непрерывно. Время покажет.