0
21954
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

17.05.2016 00:01:10

Интенсификация добычи углеводородов в свете налогообложения

Павел Завальный

Об авторе: Павел Николаевич Завальный – председатель комитета Государственной думы по энергетике, президент Российского газового общества.

Тэги: налоги, ндпи, углеводороды, нефть


налоги, ндпи, углеводороды, нефть Нефтедобыча за Полярным кругом уже невыгодна для госкомпаний. Фото с сайта www.gazprom.ru

Комитет Государственной думы по энергетике 5 апреля провел в г. Ханты-Мансийске выездной круглый стол, посвященный законодательному обеспечению развития нефтегазового комплекса.

Выбор места проведения мероприятия не случаен: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – основной нефтегазоносный регион России, который обеспечивает 6% мировой и 47,6% общероссийской добычи нефти. Из его недр извлечено более 11 млрд т черного золота (это событие округ торжественно отметил в конце марта). Нефтяной потенциал автономного округа оценивается специалистами Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана в 35–40 млрд т. ХМАО–Югра занимает первое место среди регионов России по объему добычи нефти и, согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли, останется базовым регионом нефтедобычи как минимум до 2030 года. 

В условиях кризиса цен на углеводороды отечественная нефтянка, как это ни парадоксально, показала лучшие производственные результаты по добыче нефти и конденсата за весь постсоветский период и даже вышла на первое место в мире. Эти успехи – результат инвестиций, вложенных компаниями в новые проекты в период высоких цен на нефть. При этом сегодня перед отраслью в целом стоит серьезный вызов – снижение добычи уже в среднесрочной перспективе. В той же Югре это происходит уже сейчас.  

Главная проблема – это ухудшение структуры запасов, качества ресурсной базы. Крупнейшие российские углеводородные месторождения, открытые в советские времена, находятся в стадии падающей добычи. Растет доля малых месторождений, трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) в сложных, низкопроницаемых коллекторах (так, доля ТРИЗ в структуре запасов в ХМАО уже достигает 26%). Значительная часть новых открытий находится в труднодоступных районах со сложными климатическими и геологическими условиями и на шельфе. Экономика проектов существенно ухудшается. Об этом в один голос говорят представители всех нефтегазовых компаний. 

Для того чтобы нефтегазовый комплекс и впредь мог исполнять роль не просто опоры российской экономики, но и локомотива ее развития, уже сегодня нужно принимать меры, направленные на интенсификацию и повышение экономической рентабельности нефтегазодобычи. Эти меры лежат и в плоскости экономики, в том числе налогообложения, и в сфере развития отечественных технологий.

 Прежде всего необходима адекватная оценка экономической рентабельности проектов нефтегазодобычи. С января этого года вступила в действие новая классификация запасов углеводородов. Государственной думе в связи с этим предстоит внести поправки в Закон о недрах, законодательно закрепляющие новый порядок оценки и учета прогнозных ресурсов. Полное внедрение новой классификации даст государству возможность и инструменты оценки и влияния на рациональную разработку углеводородов для вовлечения в разработку нерентабельных запасов, приведет в соответствие научную и фискальную классификацию запасов, в первую очередь по ТРИЗ, будет способствовать привлечению в отрасль инвестиций. 

Следующий важный инструмент для интенсификации добычи нефти и преодоления рисков, связанных с ухудшением структуры запасов углеводородов, совершенствование действующей налоговой системы, основанной на НДПИ. Так, по мнению Министерства природных ресурсов и экологии, высказанному в ходе дискуссии в Ханты-Мансийске, необходимо введение механизма вычетов затрат на геологоразведку из  НДПИ. Пересчет запасов по новой классификации приведет к значительному сокращению запасов промышленных категорий. Преодолеть этот вызов, учитывая, что на фоне кризиса первое, что страдает, это инвестиции в геологоразведку, в разведочное бурение, без дополнительного стимулирования невозможно.

Активно обсуждается дальнейшая дифференциация НДПИ в разрезе не просто отдельных месторождений, но даже скважин. 

С предложением о введении налоговых вычетов по НДПИ при низких дебитах, с дифференциацией по скважинам с дебитом до 3 и до 5 т в сутки выступило на круглом столе руководство ХМАО–Югры. Это даст положительный эффект с точки зрения экономического стимулирования введения в экономический оборот низкодебитных скважин для пользователей лицензий рассматриваемых участков недр; но вот с точки зрения доходов государства эффект не столь однозначный. 

Кроме того, на сегодня нет достаточно совершенного и эффективного механизма учета добычи по каждой скважине. Но, безусловно, предложение требует обсуждения и будет внесено в рекомендации комитета в адрес правительства РФ.

Важнейшее решение, без которого компаниям трудно будет обеспечить уровень инвестиций, достаточный для поддержания добычи нефти в среднесрочной перспективе, – введение системы налогообложения по финансовому результату (НФР), позволяющей разделить риски при разработке законопроектов между инвестором и государством. Законопроект о переходе к НФР, внесенный ХМАО–Югрой, находится на рассмотрении в Государственной думе, ответственным комитетом по нему выступает комитет по бюджету и налогам, а комитет по энергетике является соисполнителем. 

Мы считаем важным ускорить подготовку законопроекта о налоге на финансовый результат в нефтяной отрасли, чтобы выйти на его рассмотрение Государственной думой в первом чтении до конца весенней сессии. Но для этого необходимо объединение усилий и проведение согласований с профильными министерствами, прежде всего Минэнерго и Минфином, имеющим серьезные замечания к законопроекту и предлагающим несколько отличный подход к проблеме. Рассматриваемый Минфином в качестве более предпочтительного налог на добавленный доход (НДД) больше подходит для новых месторождений, в то время как НФР скорее направлен на стимулирование добычи на истощенных. По итогам согласования необходимо прийти к некой конвергенции подходов, предлагаемых Югрой и Министерством финансов России, поскольку это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие модели. По большому счету не так уж важно, как именно эта новая модель будет называться. Главная задача – создание системы, улучшающей экономику проектов таким образом, чтобы при снижении удельного налогообложения одной тонны добытой нефти увеличивался общий объем добычи нефти, объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Еще одним чрезвычайно важным шагом для преодоления вызовов, связанных с ухудшением структуры запасов и необходимостью интенсификации добычи, должно стать снижение административных барьеров в недропользовании, также негативно влияющих на экономику проектов. На чрезмерность и затянутость бюрократических процедур на всех этапах работы жалуются все нефтегазовые компании. Эксперты полагают, что административные барьеры тормозят развитие экономики едва ли не на 20%. Для решения проблемы необходима слаженная работа всех ветвей и уровней власти. 

При комитете по энергетике совместно с Российским газовым обществом действует рабочая группа по снижению административных барьеров в области недропользования, в состав которой входят представители ведущих нефтегазодобывающих компаний. Подготовлены консолидированные предложения по внесению изменений в действующее законодательство об отходах производства, об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, о континентальном шельфе, в Градостроительный, Земельный, Лесной и Водный кодексы. Часть их уже нашла отражение в нормативном обеспечении недропользования, по другим ведется согласование с органами исполнительной власти. Уверен, эта работа положительно скажется на экономике многих нефтегазовых проектов. 

И еще одно направление, без которого преодоление стоящих перед отраслью вызовов невозможно, – преодоление технологической отсталости, развитие современных отечественных техники и технологий нефтедобычи. Сегодня этому препятствуют всевозможные барьеры: уже упоминавшиеся административные, экономические (слишком дорого), временные (слишком долго) и собственно технологические (слишком сложно). Для преодоления этих барьеров прежде всего нужно срочное создание соответствующих полигонов для апробации и отработки современных технологий. Такие полигоны могут быть как государственными, так и частными, специализироваться на технологиях разведки или добычи, включать в себя отдельные скважины, месторождения, участки недр. Необходимо как можно быстрее определяться с параметрами и разрабатывать соответствующее нормативное обеспечение, что также требует совместных усилий законодательной, исполнительной власти, компаний и экспертного сообщества.

Работа по импортозамещению значительно активизировалась в последние два года с введением западных санкций, запущены отраслевые и корпоративные программы, и оперативные задачи замены одних технологий и оборудования другими решаются весьма успешно. Но отраслевые эксперты в один голос говорят о необходимости стратегического подхода к проблеме технологической независимости. А это тесно связано с определением долгосрочных целей и направлений развития нефтегазового комплекса, с энергетической стратегией. Кстати, на мой взгляд, несмотря на присутствие в проекте стратегии-2035 отдельного небольшого параграфа, посвященного импортозамещению и взаимодействию с промышленностью, долгосрочной стратегии по преодолению технологической отсталости в этой сфере там нет. А без этого мы просто не справимся с эксплуатацией истощенных и освоением сложных месторождений, в том числе на континентальном шельфе. Поэтому необходимо раз за разом возвращаться к этой теме, как в плане стратегического целеполагания, так и по отдельным, прорывным технологиям в разведке и добыче.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
783
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
501
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
332
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
472

Другие новости