С 1970 года Земля находися в состоянии радиационного дисбаланса, что ведет к изменению погодных условий. Фото Reuters
Вот уже несколько лет Минэнерго России и соответствующие научно-исследовательские организации ведут разработку обновленной редакции Энергетической стратегии России с пролонгацией ее действия до 2035 года (далее – ЭС-2035). Первый вариант проекта этого документа, подготовленный Институтом энергетической стратегии совместно с Институтом энергетических исследований РАН, Аналитическим центром при правительстве РФ и экспертами академических и отраслевых институтов, был представлен в Минэнерго в ноябре 2013 года и принят министерством за основу. Дальнейшая его судьба в целом традиционна: в 2013–2014 годах проект ЭС-2035 рассматривался и изучался сначала в Минэнерго России на уровне департаментов, а после их согласования был вынесен на широкое обсуждение, в котором принимали активное участие все заинтересованные стороны: федеральные органы исполнительной власти, компании энергетического сектора, экспертные сообщества, отдельные эксперты. С учетом того, что Энергетическая стратегия должна быть согласована с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, срок внесения в правительство России ее проекта первоначально был назначен на октябрь 2014 года, а утверждение документа правительством страны ожидалось до конца 2014 года.
Однако стремительно меняющаяся экономическая и политическая ситуация в мире (резкое падение нефтяных цен, антироссийские санкции и др.) внесла свои коррективы в эти планы. В условиях глобальной неопределенности, когда рынки лихорадит, а национальная валюта сильно зависит от сырьевых рынков, Министерство экономического развития вначале один за другим готовило, уточняло и пересматривало прогнозы социально-экономического развития на ближайшие три года, а затем сосредоточилось на разработке только годовых прогнозов. Однако без надежного и качественного прогноза социально-экономического развития страны на 10–15 лет крайне сложно говорить об основных параметрах ЭС-2035. Тем не менее работа над проектом ЭС-2035 продолжилась, и в сентябре 2015 года его доработанная с учетом сделанных в ходе обсуждений замечаний версия была размещена на сайте Минэнерго РФ в целях ознакомления с ним специалистов и широкой энергетической общественности. Продолжилось и обсуждение проекта ЭС-2035 государственными и общественными структурами: 15 октября 2015 года на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей, 27 октября 2015 года комиссией при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, 17 февраля 2016 года на правительственной комиссии по ТЭКу.
В настоящее время в проекте ЭС-2035 рассматривается уже три сценария возможного развития российской энергетики на предстоящие десятилетия: целевой, консервативный и так называемый стресс-сценарий, предложение дополнительно разработать который было сделано еще 24 сентября 2015 года в ходе заседания Общественного совета при Минэнерго России. К февралю 2016 года работа над этим сценарием завершилась.
Этот сценарий исходит из того, что темпы роста экономики Китая и других стран Азии продолжат замедляться, будут расти поставки на мировой рынок нефти дешевых ближневосточных проектов, сланцевой нефти и газа из США. Одновременно продолжат снижаться издержки добычи за счет девальвации валют нефтедобывающих стран и др. Что касается России, то ее компании столкнутся с невозможностью привлечь новые кредиты для обслуживания взятых ранее. Стресс-сценарий исходит из того, что цены на нефть будут находиться на уровне 31–33 долл. за баррель в 2016–2017 годах и только к 2020 году вырастут до 42 долл. за баррель. Цены на газ также вырастут к 2020 году до 175 долл. за 1 тыс. куб. м. После 2020 года станет очевиден острый кризис недофинансирования развития мировой нефтяной и газовой отраслей, в результате чего начнется рост сначала цен на нефть, а после 2025 года – и на природный газ. В этих условиях добыча нефти и газа в России может существенно снизиться. Однако реальные объемы добычи в значительной мере будут зависеть и от уровня налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль. Над этими вопросами работа продолжается.
Однако, на наш взгляд, необходимо продолжить доработку проекта ЭС-2035 и по другим направлениям, в том числе по экологическому. В частности, не только экологическая общественность России, но и ряд специалистов, профессионально занимающихся вопросами развития ТЭК страны, считают, что в новой редакции Энергетической стратегии должны быть более полно отражены меры государственного регулирования снижения выбросов парниковых газов.
Проблемы глобального изменения климата, в частности глобального потепления и парникового эффекта, все больше и больше беспокоят не только соответствующих специалистов, но и широкие слои общества во всем мире. Согласно данным спутниковых измерений, как минимум с начала 1970-х годов Земля находится в состоянии радиационного дисбаланса, когда за пределы внешней границы земной атмосферы уходит меньше энергии, чем входит в нее. Вот это как раз и вызывает определенную озабоченность человечества, поскольку связанные с этим явлением процессы таяния вечных ледников Арктики и Антарктиды и повышения уровня моря, изменения количества и характера осадков, расширения пустынь, угрожающего глобальной нехваткой продовольствия; увеличения частоты экстремальных погодных явлений и погодных катаклизмов; окисления океана; вымирания биологических видов из-за изменения температурного режима и др. затрагивают не просто интересы, а саму возможность выживания сотен и сотен миллионов человек.
Специалистам еще предстоит детально разобраться в этом явлении, его причинах и тенденциях развития. До сих пор ученые со 100-процентной уверенностью не могут назвать причины происходящих в наше время климатических изменений. Планета Земля – настолько сложная система, что существует множество факторов, которые прямо или косвенно влияют на климат планеты, ускоряя или замедляя глобальное потепление.
Тем не менее научное понимание причин глобального потепления со временем становится все более определенным, и сейчас специалисты считают, что существует 90-процентная вероятность того, что по большей части изменения температуры вызваны повышением концентрации парниковых газов вследствие человеческой деятельности (то есть обусловлены антропогенным фактором).
Основными источниками эмиссии парниковых газов антропогенного происхождения является тепловая энергетика, промышленность, транспорт, сельское и лесное хозяйство. На рис. 2 показана динамика связанных с энергетикой глобальных выбросов CO2 – основного парникового газа, подлежащего ограничению согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). На нем же хорошо виден быстрый рост этих выбросов в последние десятилетия.
Климатическое соглашение, достигнутое в Париже 12 декабря прошлого года в ходе СОР 21 (21-й конференции, проводимой в рамках РКИК), придало дополнительный импульс дискуссии о месте нефти и газа в мировом энергобалансе будущего. А поскольку основные выбросы парниковых газов связаны с углеродной энергетикой, то реализация Парижского соглашения напрямую скажется на роли нефти и газа в перспективном энергетическом балансе мира.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии России разрабатывается План по реализации Парижского соглашения и решений COP 21. Как сообщила замдиректора департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии этого министерства Лариса Корепанова, выступая 11 февраля этого года на семинаре «Климат и энергетика» форума «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН, проект этого плана предусматривает:
– разработку стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
– разработку национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата;
– совершенствование российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
– разработку модели государственного регулирования сокращения выбросов парниковых газов в России;
– подготовку проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов»;
– разработку проекта плана по сокращению выбросов парниковых газов в результате обезлесения и деградации лесов и повышению роли сохранения лесов, устойчивого управления лесами и увеличению накоплений углерода в лесах.
Выбросы парниковых газов, связанные с мировой энергетикой.
Источник: Международное энергетическое агентство |
И очень важно, чтобы цели и задачи этого плана и меры, которые он предусматривает, полностью корреспондировались с целями и задачами обновленной Энергетической стратегии России.
Кроме того, в рамках доработки ЭС-2035 необходимо не просто учесть меры, которые предусматриваются разрабатываемым Планом по реализации Парижского соглашения, но и провести комплексную оценку тех экономических и социальных рисков, которые связаны с глобальным потеплением как таковым, выбрать оптимальные пути адаптации и борьбы с этим явлением. И трудно не согласиться с доктором экономических наук, профессором Юрием Синяком из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, который считает, что проблемы климата пока не получили должного понимания в России, что в стране до конца не осознана неизбежность и необходимость перехода к малоуглеродной энергетике.
В доработанной Стратегии необходим также не просто учет, а глубокое, в какой-то мере даже философское осмысление и таких факторов, как:
– глобализация и смена технологических укладов, масштабное применение возобновляемых источников энергии и нетрадиционных источников нефти и газа;
– возможное завершение эпохи углеводородов и развитие инновационной безуглеродной энергетики;
– появление в мировой экономике новых полюсов экономического роста и экономических гигантов;
– реиндустриализация России и освоение ее восточных районов и др.
Исследования, проводимые специалистами РАН, в частности, свидетельствуют, что процесс ревизии прогнозов потребления нефти и газа в мире уже начался, что опережающее развитие в мире возобновляемых источников энергии (ВИЭ) это не просто замена существующих технологий электрогенерации, а переход на совершенно иной принцип организации энергоснабжения. Сегодня это централизованное энергоснабжение, а при ВИЭ в основном децентрализованное, рассредоточенное. Поэтому основной задачей на ближайшие десятилетия станет поиск оптимального сочетания централизованных и децентрализованных систем энергоснабжения. Но успешное функционирование распределенной энергетики возможно лишь в распределенной экономике, созданием которой в настоящее время занимаются в развитых странах. Как справедливо отмечает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев, мир стоит на пороге новой экономики, в которой будут заданы совсем другие технологические и социальные стандарты, основанные во многом на горизонтальной модели взаимоотношений в обществе. В свою очередь, успешное функционирование в реалиях распределенной экономики требует высоких навыков самоорганизации, саморегулирования, нахождения компромисса – всех тех умений, которые у нас оказываются невостребованными в силу ряда причин, поэтому для такой экономики совершенно необходимо ускорение развития всего общества.
К сожалению, в проектах ЭС-2035 практически не затронута и такая комплексная эколого-энергетическая проблема, как переработка промышленных, сельскохозяйственных, лесных и твердых бытовых отходов с целью выработки энергии, несмотря на то, что ситуация в этой области напряжена до предела. В то время как во всех развитых странах, по данным Российского энергетического агентства, существуют программы, согласно которым к 2020–2030 годам захоронения твердых бытовых отходов будут сведены к нулю, в России ничего подобного нет, в том числе и по причине отсутствия стимулов переработки бытовых отходов. О необходимости решения этой проблемы мы писали еще в 2013 году, однако разработчики проекта ЭС-2035 по каким-то причинам не смогли (или не захотели) обратить на нее внимание.
И это при том, что именно в нашей стране были разработаны и освоены принципиально новые, не имеющие в мире аналогов двухстадийные плазмохимические технологии по переработке и уничтожению отходов, в том числе и особо токсичных. В частности, на основании проведенных фундаментальных исследований в области плотной низкотемпературной плазмы ученым РАН удалось создать плазмохимические методы газификации и пиролиза органосодержащих веществ и отходов. Были разработаны технологии и создано оборудование (генераторы плотной низкотемпературной плазмы – плазматроны) для переработки различных видов отходов, содержащих органические вещества, в целях производства синтез-газа (смесь окиси углерода и водорода), который может быть использован для получения электрической и тепловой энергии, водорода, спиртов и синтетических жидких топлив. Фактически речь идет об усовершенствованном варианте процесса Фишера–Троппа с достижением соотношения 50:50 в синтез-газе окиси углерода и водорода, позволяющего получать экологически чистую энергию и жидкие топлива из угля и других самых различных органосодержащих веществ. Причем сами эти технологии также являются экологически чистыми, с минимальным количеством вредных выбросов, а экономическая эффективность их использования достигается даже при низких ценах на нефть.
Академик РАН Филипп Рутберг, ставший в 2011 году лауреатом премии «Глобальная энергия» за исследования, разработку и создание энергетических плазменных технологий, уверен, что российский плазмотрон как газоразрядное устройство для получения низкотемпературной плазмы может быть востребован в целях решения и глобальных энергетических потребностей человечества, проблем с отходами (мусором) в мегаполисах. В качестве сырья для плазмотронов можно использовать не только отходы нефтепереработки (тяжелые битуминозные остатки), пластик, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности, бытовой мусор и др., но и природные битумы, и так называемые горючие сланцы. Не менее важен и экологический компонент двухстадийных плазмохимических технологий по переработке и уничтожению отходов.
Трудно, наверное, найти лучший пример ресурсно ориентированной инновационной технологии, решающей одновременно целый комплекс проблем, связанных с устойчивым развитием экономики.
Надо заметить, что, как подчеркивал сам Рутберг, «реки, озера, другие водоемы надо чистить. А для нас водоросли, канализационная слизь и стоки, пластик и другой мусор, которым загрязнены водоемы, – ценнейшее сырье. Надо чистить и Мировой океан. Там миллионы тонн пластика – целые горы и острова. И все это со временем уходит в воду, постепенно частично разлагается и усваивается водорослями и различными микроорганизмами. Их едят рыбы и другие морские обитатели, а морепродуктами питаются люди. Мировой океан кормит 3 млрд человек. И еда эта должна быть чистой. Кстати, мне очень понравилась идея, которую выдвинул академик Велихов: оснастить нашими установками морские суда и чистить океан, производя энергоресурсы. Ближе к берегу – передавая энергию на побережье, в открытом океане – производя спирты и другое жидкое топливо. Тем более что создать компактные установки, работающие по нашим технологиям, не проблема».
Отметим, что подобные климат-ориентированные сценарии в последние годы все чаще разрабатываются при составлении долгосрочных прогнозов развития мировой энергетики. Так, Международное энергетическое агентство с 2010 года свои прогнозы разрабатывает по трем сценариям: базовому, инерционному и зеленому (соответственно сценарий новой политики, сценарий текущей политики и сценарий-450). Своеобразными аналогами зеленого сценария МЭА являются сценарий «Симфония» в прогнозе Мирового энергетического совета, выполненного в 2013 году, и сценарий передовых технологий в прогнозах японского Института экономики энергетики.
Поэтому при окончательной доработке проекта ЭС-2035 необходимо, на наш взгляд, дополнительно разработать еще один сценарий развития энергетики России, ориентированный на устойчивое развитие, сохранение окружающей среды, опережающее развитие возобновляемых источников энергии и рост энергоэффективности, учитывающий как соответствующие тенденции мирового развития, так и новые технологические возможности. Сценарий (условно назовем его сценарием устойчивого развития и стабилизации изменения климата), показывающий, какой должна быть российская энергетика – энергетика высокоразвитой демократической страны, в которой комфортно живется всем слоям ее общества.