Фонтаны горячей воды из-под земли – это не прихоть природы, а творение тепловиков. Фото с сайта www.volga.news
Круглый стол Либеральной платформы «Единой России» на тему «Текущее состояние систем теплоснабжения в стране: инерционный путь к деградации» прошел в Москве в четверг, 17 марта. Мероприятие продолжило серию встреч представителей политической элиты, отечественного бизнеса, лидеров общественного мнения и представителей экспертных кругов, которые регулярно организует Либеральная платформа.
В рамках круглого стола участники обсудили текущее состояние систем теплоснабжения в России. Теплосети продолжают изнашиваться. Крупные города все чаще сталкиваются с авариями, в результате которых без тепла и горячей воды остаются целые микрорайоны. Если в предыдущие годы задел советской инфраструктуры позволял ситуации оставаться под контролем, то естественный износ теплосетей и оборудования в последние годы все громче заявляет о себе.
На контроль в Минстрое в этом году попали Ижевск, Смоленск и Санкт-Петербург. В этих городах минувшей зимой происходили тысячи крупных и мелких аварий. Ситуацию пришлось взять на контроль и полпредству по Приволжскому федеральному округу, как результат – на некоторых чиновников Ижевской администрации были заведены уголовные дела. Однако износ сетей настолько критичен, что вряд ли в ближайшее время стоит ожидать уменьшения аварийности на теплотрассах в том же Ижевске. ЖКХ города требует масштабного обновления, однако предпосылок для этого не создано.
Более того, следующей зимой 2016/17 года количество аварийных городов может существенно вырасти, так как естественный износ теплосетей в большинстве городов России продолжает увеличиваться. Например, для того чтобы сохранить износ с сетей на текущем уровне, необходимо обновлять каждый год по 4% труб из расчета службы стальной трубы 25 лет. Однако в последние годы теплосетевое хозяйство меняет лишь 2–3% труб в год. В итоге системы теплоснабжения продолжают ветшать, что приводит к резкому росту аварий, снижению надежности, увеличению потерь тепла и ремонтам в авральном режиме, а это до 10 раз дороже планового ремонта. В итоге и без того дефицитные деньги в отрасли тратятся не на обновление инфраструктуры и плановые ремонты, а на потери в сетях и авральные починки. Ситуация критична. Настолько критична, что в ближайшие 3–5 лет на контроле в Минстрое могут оказаться уже не единицы, а десятки городов, так как советский задел прочности улетучивается с каждым отопительным сезоном. Российские же компании пока не готовы к масштабным вложениям в инфраструктуру.
Координатор партийного проекта «Комфортная правовая среда» партии «Единая Россия», депутат Государственной думы и сокоординатор Либеральной платформы Рафаэль Марданшин считает, что «сфера теплоснабжения в нашей стране нуждается в существенном изменении. Это видно невооруженным глазом – энергоэффективность находится на низком уровне, теплопотери достигают огромных процентов, мы в прямом смысле обогреваем улицу. Эта сфера крайне затратна, однако существует множество предпринимателей, которые в формате государственно-частного партнерства были бы готовы включиться в процесс. В рамках партпроекта «Комфортная правовая среда» мы активно развиваем ГЧП и фактически являемся посредниками между региональной властью и бизнесом».
«В ходе круглого стола нам удалось обсудить наиболее проблемные вопросы сферы теплоснабжения: отсутствие долгосрочного стратегического планирования развития отрасли, снижение инвестиций, навязывание услуг теплоснабжения потребителю путем избыточной подачи тепла, ситуативность подходов к тарифному регулированию в отрасли. Дискуссия получилась интересной и продуктивной. Реализация решений, выработанных в ходе круглого стола, позволит вывести отрасль из кризиса, сменить «путь деградации» на «путь модернизации»,– считает первый заместитель председателя комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и представитель Либеральной платформы Елена Николаева.
По словам сокоординатора Либеральной платформы партии «Единая Россия» и главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева, для роста инвестиций необходимо, во-первых, изменить модели взаимоотношений между участниками рынка, во-вторых, гарантировать участникам прибыль от экономии, достигнутой за счет инвестиций по реконструкции или модернизации, в-третьих, обеспечить поддержку и загрузку когенерации на региональном уровне, как наиболее эффективного источника производства. Более того, в критичных регионах стоит рассмотреть вопрос о предоставлении льготных условий (в том числе налоговых льгот) для инвесторов в теплосетевое хозяйство, а также создать государственную систему поддержки инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения, таких как софинансирование и субсидирование процентных ставок.
Члены Комиссии РСПП по ЖКХ поддерживают позицию Минэнерго РФ о чиновничьем управлении как о причине неэффективности теплоэнергетики, высказанную заместителем министра энергетики Вячеславом Кравченко на этом круглом столе.
По словам заместителя министра, схемы теплоснабжения, которые утверждаются на уровне местных властей, допускают избыточность и неэффективность выработки тепла. «Появляется новый, не нужный никому источник тепловой генерации со стоимостью существенно выше, чем у ТЭЦ, и отбирает у нее объем полезного отпуска», – сказал Вячеслав Кравченко. Для демонстрации своих слов Кравченко представил схему теплоснабжения некоего реального города, в котором ТЭЦ загружена на 57% и вокруг нее строятся и функционируют котельные, которые, в свою очередь, создают избыток тепловой мощности на 43%. Тарифы этих котельных превышают в разы тарифы ТЭЦ, и эта ситуация «целиком и полностью в компетенции местных органов власти», считает Кравченко.
По мнению члена Комиссии РСПП по ЖКХ Парвиза Абдушукурова, проблема в регулировании теплоэнергетического комплекса существует. Был утвержден план действий («дорожная карта») по реформированию теплоэнергетики, однако готовящиеся федеральные законы отходят от идей, описанных в этом документе, который согласован с мнением отраслевого сообщества и одобрен президентом России. Абдушукуров считает, что ключевые решения по теплу спускаются на местный уровень, а муниципалитеты показывают удручающий рост тарифов для находящихся под их управлением котельных. Так, для Тюмени разница между тарифами составляет 2 тыс. руб.: 3 тыс. у муниципальных котельных, 1 тыс. у всех остальных. То есть муниципальное управление обходится дороже в три раза.
Кроме того, на круглом столе горячо обсуждалась тема выборов критериев для Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). По этому вопросу также позиции местных властей и экспертного сообщества существенно расходятся. По критериям, установленным законодательством, ЕТО – крупнейшая и финансово устойчивая организация. По версии региональных чиновников, ЕТО – небольшая распределительная теплосеть с миллиардным долгом перед поставщиками. То есть предложения муниципалитетов заключаются в том, что к сбору всех платежей за тепло должны быть допущены организации с формой собственности, которая не позволит контрагентам компании ни взыскать средства, ни обанкротить ее.