0
29043
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.04.2016 00:01:00

Укрепление платежной дисциплины

Тэги: жкх, энергоснабжение, тепло, электричество, платежи


жкх, энергоснабжение, тепло, электричество, платежи Неоплаченные квитанции загоняют потребителя в долговую кабалу. Фото Александра Щербака/ТАСС

В этом году вступили в силу изменения в ряд законодательных актов. Все они направлены на укрепление платежной дисциплины среди потребителей энергетических ресурсов. Поправки не только ужесточили ответственность нарушителей порядка энергоснабжения, но также изменили подход к работе с должниками. 

Изменения

Итак, Федеральный закон № 307-ФЗ, подписанный президентом России еще 3 ноября 2015 года, ввел новую систему начисления пени при просрочке платежей. Для населения и жилищных организаций (товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы) не начисляются пени за неоплату коммунальных услуг в течение первых 30 дней. Далее, вплоть до 90 дня просрочки они составят 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. А с 91 дня – 1/130 ставки.

Для управляющих компаний ситуация несколько иная: с 1-го по 60-й день – 1/300 ставки, с 61-го по 90-й день – 1/170, с 91-го дня – 1/130. Тот же метод применяется в отношении тепло- и водоснабжающих предприятий при неоплате энергоресурсов. Остальным категориям потребителей пени устанавливаются в размере 1/130 ставки рефинансирования с первого же дня просрочки.

Кстати, сейчас ставка рефинансирования ЦБ приравнена к ключевой, а значит, пока держится на уровне в 11%.

Одна из главных причин головной боли энергетиков – «неотключаемые» потребители электроэнергии. Здесь сторонам удалось найти определенный компромисс. Теперь такие абоненты при наличии задолженности обязаны предоставить поставщикам обеспечение исполнения обязательств по оплате. Им могут стать банковские, государственные или муниципальные гарантии, а также другие виды обеспечения, если они согласованы сторонами. Более того, подобный механизм планируется ввести во всех отраслях ресурсоснабжения. Закон закрепил обязанность правительства РФ установить критерии, по которым у потребителей возникает обязанность оформить обеспечение своих обязательств.

Кодекс об административных правонарушениях уже был дополнен статьей, которая установила штраф за непредставление обеспечения, когда это необходимо. Для должностных лиц это может вылиться в штраф от 40 до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на два-три года. Для юридических лиц сумма больше – от 100 до 300 тыс. руб.

Также были увеличены штрафы за самовольное присоединение к электрическим и тепловым сетям, газо- и нефтепроводам: физическим лицам 10–15 тыс. руб. (ранее было 3–4 тыс. руб.), должностным – 30–80 тыс. руб. (6–8 тыс. руб. ранее), юридическим – 100–200 тыс. руб. (60–80 тыс. руб. ранее).

За нарушение режима ограничения, который был введен в отношении потребителя, тоже придется платить больше: юридическим лицам – 100–200 тыс. руб., должностным лицам – 10–100 тыс. руб. или дисквалификация на два-три года.

Реакция

Участники энергетического рынка страны уже подводят первые итоги действия новых норм. В Минэнерго рассчитывают, что корректировка законодательства позволит улучшить ситуацию с долгами в сфере ЖКХ. По словам начальника отдела развития нормативной базы отрасли департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрея Максимова, она «вызывает большую озабоченность и министерства, и правительства России». Согласно его данным, к началу этого года долги за коммунальные ресурсы в целом составили около 800 млрд руб. 

Энергоснабжающие компании отмечают, что принятые поправки не решают главной проблемы – злоупотребления со стороны управляющих компаний и нецелевого использования средств населения. «В тех случаях, когда нам удается работать с гражданами напрямую, как, к примеру, в г. Северодвинске, мы добиваемся практически 100-процентной собираемости платежей за тепло», – заявил директор по энергосбытовой деятельности ТГК-2 Валерий Маковский на одной из пресс-конференций. В свою очередь, Андрей Максимов подчеркнул, что Минэнерго поддерживает идею упрощения процедуры оплаты, в том числе возможность введения прямых договоров «поставщик – конечный потребитель». «Там, где ресурсоснабжающая компания видит, что деньги собираются, но не доходят до нее, будет инициирован переход на прямые договоры. Здесь у нас общее понимание с Минстроем России», – сказал Максимов.

Сейчас в министерстве работают над порядком предоставления гарантий поставок ресурсов и разрабатывают уточнение процедуры ограничения потребителей-должников.

Предложения

Энергетики надеются на дальнейшее совершенствование законодательства в целях укрепления платежной дисциплины и разрабатывают собственные варианты возможных изменений. Так, теплоэнергетическая компания «ТГК-2» предлагает следующие поправки.

– Ужесточение мер воздействия на недобросовестных управляющих компаний. Необходимо устранить лазейки, которые позволяют им уходить от долгов, меняя организационно-правовые формы собственности или названия. Для этого стоит четко прописать в законе признаки, по которым можно было бы определить правопреемственность фирм, которые приходят на смену должникам. В первую очередь речь идет об источниках формирования акционерного капитала. Если они совпадают, запретить «наследникам» трудоустраивать кого-либо из руководящего персонала обанкротившейся компании без исключения.

– Повышение ответственности неотключаемых потребителей. Для этого следует распространить на них требование предоставлять гарантии оплаты тепловой энергии. Управляющие жилищные компании и оптовые перепродавцы могут получать такие гарантии от банков, а госучреждения – от органов власти, которые включили их в список неотключаемых. Это позволит усилить их мотивацию наладить своевременную оплату энергоресурсов. Кроме того, необходимо уточнить критерии, по которым у потребителя возникает обязанность предоставить такое обеспечение исполнения обязательств. На данный момент закон лишь говорит, что они будут установлены.

– Предоставление ресурсоснабжающим компаниям возможности вести расчеты с населением напрямую. Цель – со временем убрать из цепочки оплаты тепла управляющие жилищные компании и выставлять гражданам квитанции напрямую от производителей, как в случае с электроэнергией. Это позволит увеличить скорость и объемы взысканий. Сейчас прямых расчетов за тепло фактически нет, их приходится организовывать через агентские договоры между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией.

– Повышение эффективности работы судов, судебных приставов и правоохранительных органов. Для начала можно упростить процедуру взыскания, а также исполнение судебных актов. Один из вариантов – бесспорный порядок на основании исполнительной надписи нотариуса, соответствующий проект уже обсуждается на уровне министерств. Кроме того, желательно установить предельные сроки рассмотрения исков и последующих взысканий.

– Синхронизация условий оплаты газа и тепла, а также критериев для ограничения и прекращения отпуска этих ресурсов. На данный момент генерирующие компании платят за газ гораздо раньше, чем получают от потребителей средства за тепло. Да и перекрыть поставки газа производителям тепла могут в большем количестве случаев, чем те получают зеленый свет на отключение собственных должников – конечных потребителей энергии.

По оценке некоторых ресурсоснабжающих компаний, все это даст дополнительный импульс, который необходим для развития всего топливно-энергетического комплекса России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
546
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
370
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
218
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
312

Другие новости