Новый лидер немецкой Wintershall Марио Мерен твердо убежден в преимуществах экономического сотрудничества с Россией. Фото пресс-службы Wintershall
В Европе не утихают споры относительно запланированного строительства двух новых веток газопровода из России в Германию «Северный поток-2». Как отмечает немецкий журнал Spiegel, этот проект уже больше 10 лет вызывает споры в Европе. Заметим, что начались они задолго до украинского конфликта и связанного с этим обострения отношений между Россией и Европой. Основными противниками проекта выступали и выступают восточноевропейские государства, через территорию которых проходит транзитный газопровод из России в Западную Европу, построенный в конце 50-х – начале 60-х (с учетом предыстории вопроса) и 70-х годах. Он вошел в историю советско-западногерманских отношений как сделка века «газ в обмен на трубы» 1970 года между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германия о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири. Получило такое название из-за того, что явилось самым крупным за всю историю советско-германских/российско-германских и советско-европейских/российско-европейских соглашений, предполагающим сотрудничество в течение многих десятилетий. Тогда естественной казалась прокладка трубопровода через страны Восточной Европы для обеспечения союзников по социалистическому лагерю углеводородами, не говоря уже об Украине, являвшейся составной частью СССР. Сейчас России приходится искать обходные пути, чтобы наладить бесперебойное снабжение Европы. Это, как известно, связано не столько с позицией восточноевропейских стран, сколько с украинским стремлением получить наибольшие выгоды, и экономические, и политические из своего положения транзитера. Но как раз строительство дополнительных веток газопровода по дну Балтийского моря оказалось под огнем его противников.
Отрицательное отношение восточноевропейских стран и Украины связано в основном с финансовыми потерями от уменьшения транзита. Брюссель же озабочен наличием существующей, по мнению еврочиновников, зависимостью от газовых поставок из России, которые на сегодня составляют около 40%. Именно поэтому вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович потребовал на днях начала новых дебатов по поводу строительства газопровода «Северный поток-2». Он имел в виду в числе прочего поиск других вариантов газоснабжения континента, в том числе СПГ. Поскольку, по его мнению, введение в строй дополнительных веток газопровода из России в Германию будет означать, что 80% российского газа пойдет по одному-единственному маршруту, а это, мол, угрожает надежности газоснабжения Европы. Речь идет о 14 проектах, которые фаворизирует Еврокомиссия. В их числе создание терминала для приема СПГ в Хорватии и строительство соответствующего газопровода в Венгрию. Постройка нескольких газопроводов из Финляндии и балтийских государств, где уже имеются терминалы для приема СПГ в направлении остальной Европы. Затем предусматривается расширение сети газопроводов в Румынии, Болгарии и Греции. Все предусмотренные проекты должны быть построены на деньги ЕС, а все межгосударственные соглашения в области энергетики, как и отдельные договоры о поставках, заключенные частными фирмами, впредь должны будут проверяться экспертами Комиссии ЕС. Пока это пожелания Брюсселя. Но уже сейчас понятно, что Еврокомиссия намерена жестко контролировать поставки газа в Европу даже в ущерб чисто экономическим и финансовым параметрам. Ведь известно, что закупаемый Литвой сжиженный газ дороже, чем трубопроводный газ, который предлагается Россией.
Еврочиновникам попытался возразить один из крупных представителей деловых кругов Германии, председатель правления немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен. На проходившей в Хьюстоне (США) 35-й энергетической конференции IHS CERA Week, которая считается самой важной энергетической конференцией США, он выступил в защиту поставок российского газа и расширения трансбалтийского газопровода «Северный поток». Он сказал, что «Северный поток-2» обеспечит стабильное и надежное газоснабжение Европы в будущем. По нему Европа будет получать газ прямым путем по конкурентоспособным ценам.
В рамках панельной дискуссии по теме «Газ для Европы» Мерен отметил, что хотя американский СПГ (сжиженный природный газ) сможет способствовать диверсификации газоснабжения Европы, ЕС останется рынком трубопроводного газа. «Импорт газа в страны ЕС будет и дальше как минимум на две трети осуществляться по газопроводам», – сказал Мерен. ЕС находится в выгодном положении, так как большинство мировых запасов газа находятся на расстояниях, которые можно преодолеть с помощью газопроводов. Это касается, в частности, запасов в России. «Этим геологическим козырем надо воспользоваться, – подчеркнул Мерен. – ЕС нуждается в газе, а Россия имеет газ». По его оценке, «Северный поток-2» предназначен для дополнения существующей инфраструктуры и сохранения конкурентоспособности ЕС и его промышленности. «Добыча газа в странах ЕС падает, в то время как потребность растет, – сказал Мерен. – Следовательно, потребность в импорте растет!» ЕС нужна Россия в качестве надежного партнера в области энергетики, ЕС нужен российский газ. «Природный газ из России выдерживает любую конкуренцию!» Поэтому Мерен считает расширение трансбалтийского газопровода не только экономически целесообразным, но и экономически необходимым. «По «Северному потоку-2» Европа будет снабжаться прямым и самым эффективным путем», – пояснил Мерен. Заслуживает внимания, что его поддержал и новый посол Германии в Вашингтоне Петер Виттиг. Посол жаловался на то, что США «подпитывают страх других европейских стран». Опасениям попасть в чрезмерно большую зависимость от российского газа Марио Мерен противопоставил веские аргументы. «Опасения попасть в зависимость далеки от реальности!» – сказал он в Хьюстоне. Доля российского газа в импорте стран ЕС с 1990 года значительно уменьшилась: примерно с 55% в 1990 году до 30% в 2013 году. В то же время доля норвежского газа увеличилась с 13 до 23%. «Хорошая новость для Европы заключается в том, что источники газоснабжения ЕС уже сейчас хорошо диверсифицированы», – сказал глава Wintershall. Однако для обеспечения энергобезопасности в будущем необходимо, чтобы европейские страны и в дальнейшем инвестировали в эту сферу, считает Мерен. С этой точки зрения «Северный поток-2» – крайне важный проект, позволяющий дальше диверсифицировать маршруты поставок и обеспечивающий доступ к крупным запасам в России.
В конце февраля состоялась встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера с российским президентом Владимиром Путиным. По итогам встречи можно сказать, что объемы поставки на экспорт составили 159,4 млрд куб. м. В прошлом году Германия установила рекорд покупки российского газа – 43,5 млрд куб. м, это на 6 млрд больше, чем в 2014 году. Прирост поставок газа в Германию за то время, которое прошло с начала года, – 44%, в Италию – 42%, во Францию – 73%, в Австрию – 52%. Если за 2015 год абсолютный прирост экспорта составил 11,8 млрд куб. м газа, то только за первые два месяца этого года в абсолютных цифрах это уже плюс 7,5 млрд куб. м газа.
Поэтому, без сомнения, все то, что касается проектов строительства новых газотранспортных маршрутов в Европу, в Северо-Западную Европу, – это экономически обоснованные проекты, которые подтверждены тем растущим спросом, который в настоящее время есть.