0
7330
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.02.2016 00:01:00

Украинские тарифы бьют по "Газпрому"

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов – директор «Института национальной энергетики».

Тэги: газ, украина, газпром, нафтогаз, гтс


Украинский министр энергетики Владимир Демчишин ставит перед «Газпромом» невыполнимые условия по транзиту газа в Европу.	Фото Reuters
Украинский министр энергетики Владимир Демчишин ставит перед «Газпромом» невыполнимые условия по транзиту газа в Европу. Фото Reuters

Украина продолжает оставаться головной болью для «Газпрома». В конце минувшего года украинские представители озвучили свои планы по повышению тарифов на транзит российского газа в Европу. Однако это противоречит российско-украинскому контракту, который действует до конца 2019 года. Скорее всего Украина будет добиваться повышения транспортного тарифа через обращение в Международный суд, что автоматически отложит решение в долгий ящик.

В начале 1990-х годов через Украину проходило около 90% экспортных поставок «Газпрома» в европейские страны. Для того чтобы снизить зависимость от транзитного монополиста, «Газпром» построил новые газопроводы: Ямал–Европа, «Голубой поток» и «Северный поток». В ближайшее время планируется построить еще два газопровода – «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Однако не стоит забывать, что «Газпром» неоднократно пытался договориться с властями Украины о совместном использовании украинской газотранспортной системы. Было очевидно, что объем инвестиций в модернизацию украинской ГТС недостаточен и рано или поздно она придет в негодность. 

В 2004 году «Нафтогаз Украины» и «Газпром» на паритетных началах создали «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». В конце августа 2004 года премьер-министры России и Украины Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали соглашение «О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли». В документе говорилось о том, что Международный консорциум построит новый газопровод Богородчаны–Ужгород длиной около 300 км. Он позволит расширить узкое место украинской газотранспортной системы и увеличить экспорт российского газа в Европу. И собственником нового участка станет уже не НАК «Нафтогаз Украины», а российско-украинский консорциум. 

Соглашение оговаривало, что «Газпром» для транспортировки по этому трубопроводу гарантирует выделение дополнительных объемов природного газа, то есть сверх параметров, установленных прежними межправительственными соглашениями. В 2005 году – 5 млрд куб. м газа, а в 2010-м – 19 млрд куб. м. Предполагалось, что если «Нафтогаз Украины» не сможет поддерживать в хорошем состоянии порядком изношенную систему газопроводов своей страны, то рано или поздно ее также придется передать в распоряжение консорциума к которому должна была присоединиться какая-то крупная европейская газовая компания.

Осенью 2004 года состоялись выборы президента Украины, на которых победил Виктор Янукович. Однако сторонники его оппонента Виктора Ющенко объявили результаты выборов фальсифицированными и устроили массовые протесты. США и ЕС активно поддерживали Виктора Ющенко. В результате оранжевой революции были проведены новые выборы на которых победил Виктор Ющенко. Он начал проводить демонстративно антироссийскую политику и разорвал соглашение о создании «Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Украинская ГТС продолжала приходить в упадок. «Газпром» стал увеличивать объем прокачки газа по маршрутам, идущим в обход Украины. Одновременно «Газпром» повысил цену на газ для Украины до среднеевропейских показателей. 

Руководство «Газпрома» объявило всем странам, ранее входившим в состав СССР, что если они хотят получать газ по низким ценам, то должны продать российской корпорации свои активы по транспортировке и сбыту газа. Этим предложением воспользовалась Белоруссия, которая продала «Газпрому» 100% акций «Белтрансгаза» за 5 млрд долл. и стала покупать российский газ по самым низким в СНГ ценам. В 2010 году Виктор Янукович был избран президентом Украины. Однако он так и не решился продать «Газпрому» украинскую ГТС. Украина продолжала покупать российский газ по среднеевропейским ценам. В конце 2013 года на Украине начались очередные массовые протесты против власти Виктора Януковича, который решил притормозить процесс евроинтеграции. В декабре 2013 года, после встречи с Виктором Януковичем, Владимир Путин объявил, что «Газпром» снижает цену газа для Украины с 400 до 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Кроме того, Россия обязалась приобрести украинские облигации на 15 млрд долл. (Россия успела дать Украине только 3 млрд долл. из 15). При этом не было объявлено о каких-то шагах со стороны Украины в обмен на такие преференции. Появились слухи о том, что Украина готова продать «Газпрому» свою газотранспортную систему или вступить в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Но ничего подобного не произошло вследствие падения правительства Януковича. Новые власти Украины стали проводить агрессивно антироссийскую политику. Украина стала снижать закупки газа у «Газпрома», предпочитая покупать российский газ по более высокой цене у европейских компаний. Страны Запада поддерживают Украину с помощью кредитов. Из-за резкого снижения промышленного производства и уровня жизни людей потребление газа в Украине неуклонно сокращается. Инвестиции в украинскую газотранспортную систему также снизились. 

В 2013 году на ремонт и обслуживание украинской ГТС было затрачено 794 млн грн, а в 2014-м – 667 млн грн (около 50 млн долл.). Ранее специалисты MottMacDonald (международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Великобритании) насчитали, что Украине необходимо вложить в «трубу» 4,8 млрд долл. за семь лет (примерно 686 млн долл. в год). Только в этом случае можно рассчитывать на надежную работу системы в течение продолжительного времени. «Нафтогаз Украины» является хронически убыточной компанией, поэтому денег на модернизацию ГТС у нее традиционно не хватает. Выход украинские власти видят в том, чтобы повысить транзитный тариф. Ведь ни европейские, ни американские компании не спешат инвестировать в модернизацию украинской ГТС. При этом европейские компании вкладываются в «Северный поток» и «Северный поток-2». В результате мы приходим к тому, что «Газпром» все больше и больше зависит от Германии в плане транзита газа. Как известно, «Ямал–Европа» также идет в ФРГ. В США не скрывают, что их пугает союз Германии и России, поэтому они будут стараться помешать реализации проекта «Северный поток-2». Скорее всего у Германии хватит политического веса, чтобы осуществить этот проект. Вопрос только в сроках. В этих условиях нужно продолжать добиваться реализации «Турецкого потока», чтобы обезопасить поставки российского газа в Турцию. Может быть, имеет смысл возродить в каком-то виде и проект «Южный поток». Тем более что у некоторых балканских стран интерес к нему остается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1103
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
679
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1321
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1316

Другие новости