Украинский министр энергетики Владимир Демчишин ставит перед «Газпромом» невыполнимые условия по транзиту газа в Европу. Фото Reuters |
Украина продолжает оставаться головной болью для «Газпрома». В конце минувшего года украинские представители озвучили свои планы по повышению тарифов на транзит российского газа в Европу. Однако это противоречит российско-украинскому контракту, который действует до конца 2019 года. Скорее всего Украина будет добиваться повышения транспортного тарифа через обращение в Международный суд, что автоматически отложит решение в долгий ящик.
В начале 1990-х годов через Украину проходило около 90% экспортных поставок «Газпрома» в европейские страны. Для того чтобы снизить зависимость от транзитного монополиста, «Газпром» построил новые газопроводы: Ямал–Европа, «Голубой поток» и «Северный поток». В ближайшее время планируется построить еще два газопровода – «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Однако не стоит забывать, что «Газпром» неоднократно пытался договориться с властями Украины о совместном использовании украинской газотранспортной системы. Было очевидно, что объем инвестиций в модернизацию украинской ГТС недостаточен и рано или поздно она придет в негодность.
В 2004 году «Нафтогаз Украины» и «Газпром» на паритетных началах создали «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». В конце августа 2004 года премьер-министры России и Украины Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали соглашение «О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли». В документе говорилось о том, что Международный консорциум построит новый газопровод Богородчаны–Ужгород длиной около 300 км. Он позволит расширить узкое место украинской газотранспортной системы и увеличить экспорт российского газа в Европу. И собственником нового участка станет уже не НАК «Нафтогаз Украины», а российско-украинский консорциум.
Соглашение оговаривало, что «Газпром» для транспортировки по этому трубопроводу гарантирует выделение дополнительных объемов природного газа, то есть сверх параметров, установленных прежними межправительственными соглашениями. В 2005 году – 5 млрд куб. м газа, а в 2010-м – 19 млрд куб. м. Предполагалось, что если «Нафтогаз Украины» не сможет поддерживать в хорошем состоянии порядком изношенную систему газопроводов своей страны, то рано или поздно ее также придется передать в распоряжение консорциума к которому должна была присоединиться какая-то крупная европейская газовая компания.
Осенью 2004 года состоялись выборы президента Украины, на которых победил Виктор Янукович. Однако сторонники его оппонента Виктора Ющенко объявили результаты выборов фальсифицированными и устроили массовые протесты. США и ЕС активно поддерживали Виктора Ющенко. В результате оранжевой революции были проведены новые выборы на которых победил Виктор Ющенко. Он начал проводить демонстративно антироссийскую политику и разорвал соглашение о создании «Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Украинская ГТС продолжала приходить в упадок. «Газпром» стал увеличивать объем прокачки газа по маршрутам, идущим в обход Украины. Одновременно «Газпром» повысил цену на газ для Украины до среднеевропейских показателей.
Руководство «Газпрома» объявило всем странам, ранее входившим в состав СССР, что если они хотят получать газ по низким ценам, то должны продать российской корпорации свои активы по транспортировке и сбыту газа. Этим предложением воспользовалась Белоруссия, которая продала «Газпрому» 100% акций «Белтрансгаза» за 5 млрд долл. и стала покупать российский газ по самым низким в СНГ ценам. В 2010 году Виктор Янукович был избран президентом Украины. Однако он так и не решился продать «Газпрому» украинскую ГТС. Украина продолжала покупать российский газ по среднеевропейским ценам. В конце 2013 года на Украине начались очередные массовые протесты против власти Виктора Януковича, который решил притормозить процесс евроинтеграции. В декабре 2013 года, после встречи с Виктором Януковичем, Владимир Путин объявил, что «Газпром» снижает цену газа для Украины с 400 до 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Кроме того, Россия обязалась приобрести украинские облигации на 15 млрд долл. (Россия успела дать Украине только 3 млрд долл. из 15). При этом не было объявлено о каких-то шагах со стороны Украины в обмен на такие преференции. Появились слухи о том, что Украина готова продать «Газпрому» свою газотранспортную систему или вступить в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Но ничего подобного не произошло вследствие падения правительства Януковича. Новые власти Украины стали проводить агрессивно антироссийскую политику. Украина стала снижать закупки газа у «Газпрома», предпочитая покупать российский газ по более высокой цене у европейских компаний. Страны Запада поддерживают Украину с помощью кредитов. Из-за резкого снижения промышленного производства и уровня жизни людей потребление газа в Украине неуклонно сокращается. Инвестиции в украинскую газотранспортную систему также снизились.
В 2013 году на ремонт и обслуживание украинской ГТС было затрачено 794 млн грн, а в 2014-м – 667 млн грн (около 50 млн долл.). Ранее специалисты MottMacDonald (международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Великобритании) насчитали, что Украине необходимо вложить в «трубу» 4,8 млрд долл. за семь лет (примерно 686 млн долл. в год). Только в этом случае можно рассчитывать на надежную работу системы в течение продолжительного времени. «Нафтогаз Украины» является хронически убыточной компанией, поэтому денег на модернизацию ГТС у нее традиционно не хватает. Выход украинские власти видят в том, чтобы повысить транзитный тариф. Ведь ни европейские, ни американские компании не спешат инвестировать в модернизацию украинской ГТС. При этом европейские компании вкладываются в «Северный поток» и «Северный поток-2». В результате мы приходим к тому, что «Газпром» все больше и больше зависит от Германии в плане транзита газа. Как известно, «Ямал–Европа» также идет в ФРГ. В США не скрывают, что их пугает союз Германии и России, поэтому они будут стараться помешать реализации проекта «Северный поток-2». Скорее всего у Германии хватит политического веса, чтобы осуществить этот проект. Вопрос только в сроках. В этих условиях нужно продолжать добиваться реализации «Турецкого потока», чтобы обезопасить поставки российского газа в Турцию. Может быть, имеет смысл возродить в каком-то виде и проект «Южный поток». Тем более что у некоторых балканских стран интерес к нему остается.