Участники COP21 поставили перед собой новую задачу – ограничить изменение климата 1,5 градуса Цельсия. Фото Reuters
Площадка в Ле-Бурже на севере Парижа закрыла свои двери после интенсивной работы, к которой тщательно готовились на протяжении нескольких лет. Главы государств, делегаты и наблюдатели сейчас уже вернулись в свои страны с масштабным соглашением, значимым проявлением принципа многосторонности, соглашением, которое будет влиять на множество решений в предстоящие годы во всем мире.
Как следует из научных отчетов, текущие обязательства стран-подписантов не позволят достичь цели ограничить потепление планеты 2 градусами Цельсия по сравнению с доиндустриальным периодом. Плюс ко всему итоговый документ конференции призывает предпринять дополнительные усилия и стремиться к еще меньшему значению – 1,5 градуса Цельсия. Напомню, что в настоящий момент потепление уже превосходит 0,8 градуса Цельсия. Тем не менее процесс, утвержденный всеми странами в этом всемирном соглашении, впечатляющий. Он создает обязательство выработать национальные и международные меры, которые будут пересматриваться по мере исполнения после вступления в силу соглашения в 2020 году. Развитие в этом направлении может идти даже быстрее с учетом того, что конференции типа COP (Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, РКИК) проводятся каждый год, и каждый раз там принимаются новые решения.
Взвешенный подход
Мир чрезвычайно разнообразен, и страны, как мы знаем, далеко не равны перед лицом изменения климата, их возможности противостоять этой проблеме также отличаются. Все силы переговорщиков были направлены на то, чтобы создать взвешенный документ, который подтолкнет к необходимым переменам в различных условиях. Прежде всего речь идет о финансовой помощи развивающимся странам со стороны развитых, которая утверждена, хотя анализ текста показывает некоторую расплывчатость в отношении учета этих сумм. На практике их в самом деле сложно отделить от помощи в целях развития или различных денежных переводов, в том числе в форме займов. Соответствующие уточнения должны быть сделаны в последующие годы. Также в документе предусмотрена возможность прибегать к рыночным инструментам, с помощью которых любое государство может действовать с учетом сокращения выбросов парниковых газов за рубежом либо введения мер по их поглощению, таких как защита лесов. Еще в соответствии с соглашением возможна поддержка диверсификации экономик таким образом (хотя этот момент не раскрывается в тексте), чтобы уменьшить их зависимость от углеводородных энергоносителей.
Энергетический парадокс
Один из парадоксов соглашения заключается в том, что слово «энергия» там не фигурирует. И все же именно в энергетике лежит суть проблемы. Вопрос окружающей среды далеко не единственный из тех, что определяют будущее изменения климата. Что касается уменьшения воздействия на атмосферу, то прежде всего речь идет об энергетических предпочтениях в связи с экономическим развитием. Кстати, эта тема много раз поднималась в выступлениях глав государств и других политических деятелей. Значительное удешевление стоимости доступа к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) стало одним из ключевых изменений положения дел по сравнению с тем, когда проходили предыдущие конференции РКИК, в особенности встреча в Копенгагене в 2009 году, часто упоминаемая в качестве опыта, которого стоит избегать. Было представлено множество амбициозных программ в области ВИЭ, немало подобных проектов было реализовано по всему миру. Возобновляемые источники обеспечивают лишь небольшую долю потребляемой энергии на планете, но очевидно, что прогресс в этой области значительный. После Парижского соглашения стоит ожидать многих инноваций и ускорения развития сектора ВИЭ. Немалое количество официальных выступлений, включая речи президента России, США и даже председателя КНР, выводили на первый план технологические решения как основной вектор изменения экономики при сохранении ее роста.
Экономические аналитики категоричны: чтобы выйти на такой результат, так или иначе нужно заставить платить за выбросы углеводорода по принципу – возмещение ущерба виновником загрязнения. Между тем такая возможность упоминается только в Решении конференции РКИК, которое сопровождает соглашение, но не в самом соглашении. То же самое относится к субсидиям, которые на данный момент по всему миру в большинстве своем идут на ископаемое топливо. Помощь развивающимся странам, сумма которой должна превышать 100 млрд долл. ежегодно, также зафиксированная только в Решении, – лишь небольшая часть колоссальных инвестиций, которые должны быть вложены в инфраструктуру производства энергии. При этом гораздо важнее выработать механизмы, которые помогут перенаправить эти потоки в сторону таких форм энергии, что приводят к выделению меньших объемов парникового газа.
Всем миром
Удешевление возобновляемых истчников энергии – одно из ключевых изменений с момента проведения предыдущей конференции РКИК. Фото Reuters |
Помочь приблизить момент достижения целей могут не только государства. Парижская конференция и бесчисленные мероприятия, что ей предшествовали, показали усиление активности на самых разных уровнях. Прежде всего, это предприятия. Некоторые западные компании встали на новый путь из-за тенденции к сокращению инвестиций в сектор ископаемого топлива. Кроме того, в процессе участвуют города, у которых есть определенные рычаги воздействия для адаптации к изменению климата либо для претворения в жизнь стратегий по сокращению выбросов зданиями, транспортом или промышленностью. Не остается в стороне и гражданское общество. Многочисленные объединения оказывают давление на принимаемые решения и продвигают собственные инициативы, например в сфере сельского хозяйства или потребления. Подобные проявления в обществе крайне важны, так как не стоит недооценивать объемы перемен, необходимые для достижения установленных целей по защите климата. В действительности большая часть населения планеты, как и те частные и государственные деятели, что принимают решения, еще не осознала весь размах и последствия действий, которые предстоит предпринять. Хотя мы видим, что технические решения уже приобретают конкретные очертания, время изменения привычек и критериев принятия решений – критический фактор. Противостояния переменам тоже не удастся избежать.
Если говорить об объемах выбросов парниковых газов, Россия по-прежнему ниже уровня 1990 года, что позволяет иметь запас в рамках целей по их снижению. Тем не менее в будущем придется пойти на более значительные сокращения, как в ряде других стран. Парижское соглашение устанавливает, что после 2050 года выбросы парниковых газов должны соответствовать возможностям их поглощения экосистемами, до таких показателей нам еще далеко. Обширная территория России – значительное преимущество, ее стоит учитывать в данном контексте так же, как и ресурсы для развития возобновляемых источников энергии разного типа, не говоря уже о существенном резерве повышения энергоэффективности. Что касается последствий глобального потепления, некоторые из них, конечно, могут быть положительными, среди них – менее суровые зимы и повышение урожайности в ряде регионов. Однако специалисты отмечают, что для России в этом вопросе вырисовывается смешанная картина. Негативным примером такого воздействия могут стать более частые лесные пожары, отступление вечной мерзлоты, что может привести к эрозии и повреждению инфраструктуры, а южные территории рискуют столкнуться с проявлениями засухи. Помимо конкретных ситуаций в отдельных странах Парижское соглашение, а значит, и все подписавшие его, пытались найти возможность повлиять на развитие климата, которое долгое время могло считаться только неблагоприятным. Подход business as usual, то есть без изменений существующих практик, мог бы привести к разгону лавины разрушительных эффектов. Так, еще одним аспектом, который затронули участники конференции во время обсуждений, стал тот факт, что многочисленные негативные последствия уже сегодня ощущаются по всему миру. Конечно, именно это способствовало заключению данного соглашения, несовершенного, но, без сомнения, отражающего мир таким, какой он есть.