Повышение ключевой ставки ФРС удорожает доллар и удешевляет нефть (на фото – глава ФРС США Джаннет Йеллен). Фото Reuters
К концу 2015 года цена барреля нефти опустилась ниже 40 долл. В последний раз так дешево нефть стоила в кризисном 2009 году. За неделю цены на нефть потеряли около 8%, а с октября упали почти на 30%. Прогнозы по ценам на нефть остаются довольно пессимистичными. Заместитель министра финансов России Максим Орешкин заявил, что Минфин ожидает, что цены в ближайшие семь лет составят около 40–60 долл. за баррель. Примерно те же цифры дает заместитель главы Минэкономразвития Алексей Ведев: консервативный прогноз ведомства на 2016–2018 годы исходит из цены на нефть в 40 долл. за баррель. Еще более подогревает панические настроения глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее мнению, все более актуальным становится рисковый сценарий ЦБ, при котором цены на нефть опускаются до 35 долл. за баррель. Понятно, что российской экономике, сидящей на нефтяной игле, подобные сценарии не сулят ничего хорошего. При ценах ниже 50–55 долл. за баррель, по мнению министра финансов Антона Силуанова, можно ждать серьезного роста дефицита бюджета. Даже при нынешних ценах на нефть (в пределах 50 долл. за баррель) бюджет может недополучить около 1,6 трлн руб. Относительно невозможности роста российской экономики в 2016 году сомнений уже нет. Речь идет только о размерах падения ВВП и уровне инфляции. Рост, например, по оценке Райнера Зеле, президента Германо-Российской внешнеторговой палаты, начнется в России лишь в 2017 году.
Русская служба Би-би-си изучила прогнозы по ценам на нефть различных банков. В целом они ожидают падения цен в начале года, так как на рынок выйдет нефть из Ирана, поставки которой были ограничены санкциями.
В этот период средние цены могут обвалиться вплоть до 35 долл. за баррель. Постепенно цены начнут расти и к концу года могут подняться даже до 60 долл. за баррель. Однако все банки поясняют, что у этих прогнозов множество рисков: на рынке нефти происходят структурные изменения, а реальные цены могут оказаться намного ниже.
Bank of America Merrill Lynch прогнозируют на 2016 год цены на нефть на уровне 50 долл. за баррель. В 2017 году стоимость Brent, по прогнозу банка, должна вырасти до 61 долл. за баррель.
Цены начнут постепенно увеличиваться во второй половине 2016 года. К марту следующего года нефть будет стоить около 40 долл. за баррель.
В банке исходят из довольного высокого спроса на нефть на уровне 1,2 млн барр. в сутки, а также сокращения добычи нефти в мире. Однако рисков у этого прогноза очень много, отмечают в Bank of America.
Похожий прогноз и у Citigroup. Средний уровень цен на нефть марки Brent в 2016 году составит 51 долл. за баррель. В самом начале года цены будут падать, так как на рынок выйдет иранская нефть.
В первую половину года цены вряд ли поднимутся выше 40 долл. за баррель, зато к концу года начнется рост и цены могут увеличиться до 60 долл. за баррель. Однако если спрос на нефть окажется ниже ожиданий экспертов, то и цены будут ниже.
Один из самых пессимистичных прогнозов – у банка Morgan Stanley. Согласно базовому сценарию, в 2016 году нефть будет стоить 49 долл. за баррель. В первом квартале цена составит 42 долл., а к четвертому вырастет до 59 долл.
Однако у банка есть и пессимистичный прогноз: 39 долл. за баррель по итогам следующего года и снижение до 35 долл. в первом квартале. С 2017 года цены вновь будут расти, уверены в банке.
Но самый оптимистичный прогноз – у Deutsche Bank. В 2016 году он ожидает, что средняя цена на нефть марки Brent составит 56,3 долл, за баррель, а к 2018 году вырастет до 70 долл. за баррель. В банке отмечают, что это одно из самых долгих и медленных восстановлений нефтяного рынка в истории.
Однако все эти прогнозы не учитывают отмены запрета на экспорт нефти из США. Как известно, президент США Барак Обама подписал в пятницу, 18 декабря, проект бюджета страны на 2016 год. Документ, в частности, отменяет запрет на экспорт сырой нефти из США, который действовал на протяжении 40 лет. Бюджет предусматривает расходы в объеме 1,1 трлн долл. и рассчитан на период с октября 2015 по сентябрь 2016 года. Напомним, что запрет на экспорт сырой нефти был введен в 1973 году в разгар «нефтяного эмбарго». Другими словами, запрет был введен в ответ на ограничения поставок нефти некоторыми арабскими странами в конце 1960-х – начале 1970-х.
Основанием для него стало стремление обеспечить запас энергоресурсов для уменьшения зависимости от импорта. В то же время американское законодательство позволяло экспортировать нефтепродукты: к примеру, бензин и дизельное топливо.
Как известно, в последние годы добыча нефти в США росла благодаря «сланцевой революции». Технология гидравлического разрыва помогла резко увеличить добычу нефти из сланцевых пород. В итоге в 2011–2012 годах американские хранилища нефти оказались переполнены, а нефть американской марки WTI резко упала в цене по сравнению с Brent. Эксперты, правда, прогнозируют спад добычи нефти в США, вызванный падением мировых цен. Но трудно сказать, когда это произойдет и какими темпами. Дело в том, что технология добычи сланцевой нефти непрерывно совершенствуется. К тому же ее месторождения существенно отличаются друг от друга. Это означает, что себестоимость добычи на разных скважинах разная. Поэтому стричь все под одну гребенку в данном случае нельзя.
Пока нет однозначных оценок поступления на рынок дополнительных объемов теперь уже американской сырой нефти. По некоторым оценкам, появившимся в российской печати (например, Дмитрия Александрова, начальника аналитического отдела компании «УНИВЕР Капитал»), считается, что «снятие запрета теоретически позволяет это экспортировать и в Европу, и, что более целесообразно для экспортеров, в Азиатско-Тихоокеанский регион, но там существенно сложнее будет логистика такого экспорта, но зато рынок в большей степени будет готов принять это сырье. Влияние на цены в данный момент будет ограниченным, очень временным, около 1–1,5 долл., в процентах это много, да и даже такого, наверное, не будет. В общем-то это в значительной степени уже все в рынке. Если рассматривать реальные продажи физической нефти как какое-то крупное влияние, конечно, этого не будет. В этом плане это страшилка такая же, как выход США с крупными объемами на рынок сжиженного природного газа, когда фактически Обама озвучивал потенциал экспорта, который превышал нынешний объем всего мирового рынка, причем он собирался этого достичь к 2020 году, то есть абсолютно нереализуемые с технологической точки зрения вещи».
На нефтяные котировки может повлиять и недавнее повышение ключевой ставки ФРС США, которая, как ожидают, будет расти в течение года. Этот фактор опять же связан с усилением доллара, которое делает поставки сырья более дорогими и в перспективе способствует снижению спроса на нефть (повышение ставки увеличивает затраты потребителей и производителей, люди меньше времени проводят за рулем, и спрос на нефть падает). Кроме того, из-за мягкой зимы спрос на нефть и нефтепродукты остается достаточно низким.
Повлиять на повышение цены на нефть сегодня может только сокращение ее производства. Но, как известно, крупнейшие производители нефти – Саудовская Аравия и Россия – пока не собираются ограничивать добычу черного золота. В США же добыча нефти методом фрекинга из-за падения цен начинает несколько сокращаться. Основная цель саудовцев, поддерживающих уровень добычи несмотря на бюджетные потери (бюджет этой страны сводится при цене барреля не менее 80–90 долл.), связан главным образом с борьбой за рынки сбыта. Именно поэтому они препятствуют другим странам ОПЕК (на него приходится сегодня около 30% добываемой в мире нефти) договориться о снижении уровня производства нефти. Сейчас картель производит 31–32 млн барр. нефти в сутки. Квоты остаются на уровне 2012 года. Кстати, даже договоренности, которые ранее достигались в рамках картеля, не всегда соблюдались его членами. Так, эксперты агентства Deutsche Welle (DW) приводят аналитические выкладки американских ученых, согласно которым за 30 лет из 100 случаев договоренностей о снижении уровня добычи странами ОПЕК эти договоренности выдерживались только в четырех случаях.
Практически все банки отмечают, что ОПЕК в этой войне выигрывает. Капитальные инвестиции в добычу нефти снизились с 2012 года на 180 млрд долл., подсчитали в Bank of America. Страны ОПЕК за этот период потеряли 700 млрд долларовых доходов. В Deutsche Bank ожидают в следующем году самого сильного в истории США сокращения добычи нефти (на 650 тыс. барр. в сутки), которое было полностью срежиссировано ОПЕК. В Citigroup прогнозируют консолидацию нефтяного сектора США и возобновление роста добычи нефти лишь в конце года.
ОПЕК экономически выгодно на этом остановиться, уверены в Bank of America. Дальнейшее снижение цен уже не принесет никакой выгоды. Эксперты банка рассмотрели два сценария – цены на нефть на уровне 50 долл. и 30 долл. за баррель в следующем году. Разница в потерях ОПЕК при этих двух сценариях составит 230 млрд долл. в следующем году, а разница в сокращении инвестиций – лишь в 15 млрд долл.
Другие банки отмечают, что на нынешнем уровне цен бюджет стран – экспортеров нефти имеет дефицит, им приходится тратить резервы, а все это в целом грозит обострением и так сложной геополитической и социальной ситуации на Ближнем Востоке.
Однако в экономическую логику могут вмешаться политические мотивы, опасается Bank of America. В этом случае цены могут в следующем году оказаться существенно ниже.
Проблема в Саудовской Аравии, являющейся крупнейшим производителем нефти в мире. В Bank of America опасаются, что стратегия страны на нефтяном рынке изменилась.
Она уже ведет ценовую войну не против США, а против традиционных производителей нефти. Есть вероятность, что страна, удерживая производство на высоком уровне, а цены на низком, пытается отобрать долю на рынке у других поставщиков, включая страны ОПЕК. Однако, по данным западных аналитиков, подобную гонку на выживание саудовские принцы смогут продолжать не более пяти лет. Потом они должны будут задуматься о мерах по повышению цены нефти. В противном случае их бюджет, как и золото-валютные резервы, будет исчерпан и они могут оказаться перед лицом цветной революции в собственной стране. Уже сегодня попытки ввести в Саудовской Аравии систему налогообложения наталкиваются на недовольство населения.