Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович выступает за энергодиалог с Россией и обсуждение новых транзитных маршрутов, но не в обход Киева. Фото Reuters
В последнее время в Европе наблюдается стремительное снижение потребления газа – с 610 млрд куб. м в 2010 году до 486 млрд куб. м в 2014-м. Причины этого известны. Во-первых, теплая погода в зимние месяцы. Во-вторых, наращивание генерирующих мощностей в сфере возобновляемой энергетики (ветер и солнце). В-третьих, активное использование угольной генерации.
Вытеснение газа из электроэнергетики во многом было обусловлено политическими решениями. Европейский союз сделал ставку на развитие возобновляемой энергетики. С 2000 по 2014 год в Европе было введено 117 ГВт ветряной и 90 ГВт солнечной генерации. Однако газовая генерация по этому показателю также находится в лидерах – 101 ГВт новых мощностей. Правда, востребованность этих мощностей оказалось разной. Власти ЕС заставляют потребителей покупать в первую очередь электроэнергию, выработанную из ветра и солнца, хотя эта энергия в среднем является самой дорогой. Для того чтобы снизить цену электроэнергии, европейские страны активно загружают угольные станции. В результате с 2005 по 2014 год доля газовой генерации в общей структуре выработки электроэнергии снизилась с 21% до 16%. Угольная генерация потеряла существенно меньше – сокращение с 29% до 26%, в то время как новая возобновляемая энергетика на основе ветровой и солнечной энергии выросла с 2% до 10%. Газ в европейской электроэнергетике все чаще стремятся использовать исключительно для покрытия только пиковых нагрузок в отличие от ВИЭ, которые, несмотря на нестабильное производство, задействуются максимально.
Снижение цены газа в 2015 году привело к росту его потребления в Европе. Возникает вопрос: как долго продлится эта тенденция? Официальные планы ЕС подразумевают неуклонный рост выработки электроэнергии из возобновляемых источников. Однако вряд ли рост ВИЭ будет таким стремительным, как раньше. Этому есть несколько причин. Во-первых, из-за слабых показателей развития экономики многие европейские страны сокращают дотации возобновляемой энергетике. Во-вторых, нестабильность выработки ВИЭ не позволяет им занять доминирующее положение в энергосистеме. В-третьих, ветряки и солнечные панели можно установить не везде, а там, где достаточно часто дует ветер и светит солнце, а эти места уже почти все заняты. В-четвертых, поскольку рост возобновляемой энергетики начался практически с нулевой отметки, то каждый новый объект приводил к увеличению мощностей, но постепенно придется значительную часть новых мощностей тратить на замену старых. В-пятых, дорогая возобновляемая энергетика зачастую оправдывалась тем, что ветрогенераторы и солнечные панели производились в самой Европе. Следовательно, происходило создание новых рабочих мест и налогооблагаемой базы. Однако в последние годы лидером по производству объектов ВИЭ стал Китай. В настоящее время в Европе около 80% новых солнечных панелей завозятся в ЕС из Китая. Теперь руководителям европейских стран придется делать выбор: либо продолжать закупать новые объекты ВИЭ в Китае, либо создать условия для загрузки имеющейся газовой генерации. Тем более что загрузка объектов возобновляемой энергетики на практике не превышает 20% от установленной мощности, что обусловлено нестабильностью их работы. А газовые генераторы можно загрузить на любую необходимую в данный момент мощность.
В пользу газовой генерации говорит и тот факт, что с 2016 года начнется вывод из эксплуатации старых угольных электростанций, которые наиболее сильно вредят экологии. Одновременно в Германии, Бельгии, Швейцарии продолжится процесс закрытия атомных электростанций. В Италии уже давно АЭС строить вообще запрещено.
Неслучайно экономический лидер ЕС – ФРГ наращивает закупки российского газа. При этом Германия является лидером в ЕС по выработке электроэнергии из угля и ВИЭ. Но можно ожидать, что доля газовой генерации здесь тоже будет расти. Особенно это касается наиболее промышленно развитых южных регионов. В настоящее время основу энергобаланса Баварии составляют АЭС, которые к 2023 году нужно закрыть. Замещать их предлагается за счет ветрогенерации, которая расположится на севере страны (побережье и шельф Балтийского моря) и будет соединена с южными регионами мощными ЛЭП. Общая стоимость проекта оценивается в 200 млрд евро. Баварцы прекрасно понимают, что в случае реализации этого плана их промышленные предприятия станут неконкурентоспособными. Еще один обсуждаемый вариант – импорт электроэнергии из соседней Франции, где ее получают на АЭС, которые закрывать никто не собирается. Нонсенс. Очевидно, что в ближайшее время мы увидим либо изменение отношения к газовой генерации в ФРГ, либо перенос срока закрытия АЭС. В пользу первого предположения говорит тот факт, что Германия поддерживает строительство газопровода «Северный поток-2». В результате Германия станет не только крупнейшим потребителем, но и ведущим транзитером российского газа. А Украина лишится инструмента, с помощью которого она на протяжении 25 лет шантажировала Россию и Европу.