Схема предоставлена автором
Увеличение численности населения Земли, рост мировой экономики, появление новых технологий требуют все большего количества ресурсов. Одним из главных видов ресурсов является энергия. Человек преобразует природные ресурсы в необходимую ему энергию – тепловую, атомную и электрическую. При этом производство энергии чаще всего происходит в несколько стадий:
1) получение и концентрация энергетических ресурсов, примером может послужить добыча, переработка и обогащение ядерного топлива;
2) передача ресурсов к энергетическим установкам, например, доставка газа, угля, мазута на тепловую электростанцию;
3) преобразование с помощью электростанций первичной энергии во вторичную, например, химической энергии угля в электрическую и тепловую энергию;
4) передача вторичной энергии потребителям, например, по линиям электропередачи.
Основной объем энергии в настоящее время производится на тепловых электростанциях (ТЭС), гидроэлектростанциях (ГЭС), атомных электростанциях (АЭС). Также существуют перспективные направления энергетики, получившие название «альтернативная энергетика»: малые гидроэлектростанции, ветровая, геотермальная и солнечная энергетика и другие виды.
Развитие энергетического сектора сопряжено с огромными инвестиционными вложениями, необходимыми для добычи и получения энергетических ресурсов, таких как газ, уголь, нефть и пр., для развития транспортной инфраструктуры по доставке этих ресурсов к энергетическим установкам, для строительства электрических и тепловых станций, а также для передачи энергии потребителям.
Крупные инфраструктурные объекты в развитых странах проектируются, сооружаются и обслуживаются с участием не только государственного, но и частного капитала. Такое сотрудничество государства и бизнеса получило название «государственно-частное партнерство» (ГЧП).
Термин «государственно-частное партнерство» – это перевод используемого во всем мире понятия public-private partnership. Как видим, и в англоязычных странах, и в России на первом месте стоит государство. Но встречается также и термин ЧГП – частно-государственное партнерство, если необходимо подчеркнуть приоритетную роль частного бизнеса в реализации проекта.
Среди различных форм государственно-частного партнерства: государственные (муниципальные) контракты, арендные или имущественные отношения, соглашение о разделе продукции, государственно-частные предприятия, концессии, контракты жизненного цикла, контракт оперативного управления (некоторые специалисты к ГЧП относят и контракты государственных закупок и приватизацию государственной собственности), главенствующей в энергетической сфере выступает концессионная форма ГЧП.
Концесии (от латинского concession – разрешение, уступка) как форма хозяйственной деятельности используется в мире уже несколько столетий. В XIX веке в России, Европе, США и Японии концессии способствовали реализации крупных и дорогостоящих проектов по строительству железных и автомобильных дорог, электро-энергетических объектов, по освоению полезных ископаемых.
Концессия в общем виде представляет собой уступку государством имущественных средств на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным юридическим или физическим лицам на определенный срок и на согласованных условиях. Уступка прав фиксируется в форме концессионного соглашения.
Механизм привлечения негосударственных средств путем ГЧП стал одним из главных инструментов государственной инвестиционной политики во всем мире. При ограниченных возможностях средств федерального и местных бюджетов целесообразность и эффективность привлечения частных инвесторов к сооружению и реконструкции сооружений и устройств энергетической сферы очевидна.
На основах ГЧП выполняются не только сложные, масштабные строительные проекты, проекты развития инфраструктуры, но и менее масштабные: детские сады, школы, коммунальные хозяйства, театры, а в некоторых странах даже тюрьмы.
Целью государственно-частного партнерства в энергетической сфере выступает объединение ресурсов и опыта каждой из сторон при строительстве или реконструкции станций, линий электропередач и прочих сооружений и устройств с сокращением сроков выполнения строительно-монтажных работ при соблюдении договорных цен, экономичной эксплуатацией объектов силами частного партнера, оптимизацией затрат потребителей энергии, а также снижении рисков при реализации энергетических проектов.
Использование механизмов государственно-частного партнерства в энергетическом секторе в России было законодательно закреплено к середине 90-х. 30 декабря 1995 года был принят Федеральный закон № 225 «О соглашениях о разделе продукции». Это позволило привлекать иностранный капитал в разработку и добычу полезных ископаемых. Было создано свыше 250 проектов в рамках данного закона, но они все сошли на нет к середине 2005 года.
Парадокс состоит в том, что в настоящее время нет проектов, заключенных в рамках Федерального закона № 225 «О соглашениях о разделе продукции», что говорит о несовершенстве данного закона.
В настоящее время в России действуют три проекта в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), заключенных на правительственно-областном уровне еще до вступления в силу ФЗ № 225: «Сахалин-2» (оператор – Sakhalin Energy); « Сахалин-1» (оператор – Exxon Mobil); «Харьягинское нефтяное месторождение» (оператор – Total).
Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» было подписано в 1994 году компанией Sakhalin Energy с правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области. Это соглашение стало первым СРП в России.
СРП с международным консорциумом по проекту «Сахалин-1» было подписано 30 июня 1995 года правительством РФ и администрацией Сахалинской области, вступило в силу в июне 1996 года.
Соглашение о разделе продукции по проекту «Харьягинское нефтяное месторождение» было подписано 20 декабря 1995 года и вступило в силу 1 января 1999 года. Срок действия соглашения – 33 года.
В Российской Федерации по состоянию на сентябрь 2015 года в энергетической сфере на различных этапах реализации находятся 319 проектов общей суммой в 71 млрд руб. Что составляет 5% от общего объема ГЧП проектов в России по стоимости.
Наиболее крупным энергетическим проектом, реализуемым в России на принципах государственно-частного партнерства, является комплексное развитие Нижнего Приангарья в Красноярском крае. Основным объектом этого проекта выступает строительство Богучанской ГЭС мощностью 3 тыс. МВт. Стоимость строительства Богучанской ГЭС оценивается в 42,8 млрд руб. В рамках этого комплексного проекта предусмотрено освоение месторождения в Юрубчено-Тохомском и Собинско-Тэтэринском районах. В Юрубчено-Тохомском районе предполагается добыча в год до 27 млн т нефти, 17 млрд м3 газа. Это потребует 341,6 млрд руб. инвестиций. В Собинско-Тэтэринском районе будет осваиваться в год нефти до 2 млн т, газа – до 7 млрд м3 при инвестиционных затратах 54,6 млрд руб.
В заключение следует отметить, что успешная модернизация энергетики в России невозможна без привлечения средств частных инвесторов. После принятия Федерального закона о ГЧП, закрепляющего полноценные правовые гарантии частным инвесторам со стороны государства, дело должно пойти гораздо энергичнее.