Схема из презентации Михаила Юлкина на круглом столе РСПП
Сегодня практически неоспоримо, что изменение климата рассматривается многими государствами как один из важнейших глобальных вызовов нашего века. Речь идет о сокращении выбросов парниковых газов (ПГ), чтобы ограничить размер климатических изменений (об их предотвращении речи уже больше не идет). В частности, необходимо адаптироваться к происходящим изменениям климата. Для России, как и для других стран, изменение климата несет с собой существенные издержки. Так, в России, согласно исследованию берлинского фонда «Наука и политика», проведенного под руководством Роланда Гётца, ожидается подъем температуры в 2020–2029 годах в среднем на 1,5 градуса по сравнению с периодом 1980–1999 годов. При этом для севера Западной Сибири – на 2 градуса. Со ссылкой на Росгидромет в исследовании приводятся данные о том, что зимой температуры будут подниматься на 1 градус Цельсия, а летом только на 0,4 градуса. При этом будут наблюдаться существенные региональные различия. Другие источники, говорится в исследовании, утверждают, что для северной части Западной Сибири и для Дальнего Востока уровень подъема температуры составит даже (до 2030 года) 3–4 градуса. Относительно последствий подобных изменений климата, говорится в анализе немецких исследователей, имеются различные точки зрения. Согласно Росгидромету, дожди могут усилиться на 4–6%. В качестве комбинированных последствий подъема температуры зимой и учащения осадков ожидается, что поверхностный сток зимой возрастет на 60–90%, а летом на 20–50%. А это будет иметь следствием наводнения во многих регионах России, а также повышение влажности атмосферы и туманы. Изменчивость климата будет возрастать (как и во всем мире), что приведет к штормам, циклонам и ураганам.
Воздействие на экономику
Подобные климатические сдвиги будут иметь, по мнению авторов исследования, далеко идущие последствия как в социальном, так и в экономическом плане. Наряду с появлением новых транспортных маршрутов на севере России (и, добавим, облегчением условий ведения геологоразведки и освоением шельфов морей) воздействию климатических изменений подвергнутся сельское хозяйство, инфраструктура и энергетический сектор.
Прежде всего наводнение усиливает давление на подземные нефте- и газопроводы, длина которых, по оценке авторов исследования, насчитывает около 200 тыс. км. Это потребует либо усиления корпусов трубопроводов, либо даже изменения маршрутов их прокладки. В противном случае могут произойти разрывы с катастрофическими последствиями для окружающей среды.
В некоторых областях российского северо-запада ожидающийся вследствие процессов потепления климата подъем почвенных вод приведет к повреждению строений, в том числе исторических памятников. Напротив, на юге (регионы Ставрополя и Калмыкии) ожидается обострение проблемы водоснабжения.
Повышение температуры приведет к смещению сельскохозяйственной зоны на север. Зона тундры будет смещаться на север и замещаться тайгой и лесостепью. Размер подобного смещения будет зависеть от уровня температурного подъема и составлять от 200 до 1000 км. Немецкие аналитики цитируют в этой связи российских авторов Николая Дронина и Андрея Кириленко, которые в своей работе «Climate change and food stress in Russia» (2008) утверждают, что благодаря потеплению климата в России земли, пригодные для возделывания сельскохозяйственных структур, увеличатся с нынешних 55% территории России до 88%. Это, конечно, увеличивает возможности для сельскохозяйственного производства на севере, но зато ухудшает их на юге из-за засухи и ветровой эрозии почвы. В результате возникнет необходимость перемещения аграрной инфраструктуры на север, что связано со значительными инвестициями.
С другой стороны, позитивные изменения в сельском хозяйстве, связанные с мягкой зимой, можно было наблюдать уже в 90-е годы. Так, в регионе Ставрополя урожаи возросли на 30%. Однако имелся и противоположный эффект. Например, в южной части Восточной Сибири мягкая зима приводила к падению урожаев.
Но подъем зимних температур и смещение аграрной зоны на север России еще не означают исключительно положительного эффекта. Это связано с низкой плодородностью почв на севере, низкой плотностью населения и отсутствием такой же развитой сельскохозяйственной инфраструктуры, как на юге. В итоге немецкие аналитики предсказывают для России учащение экстремальных колебаний погоды и – как следствие – неурожаи. Ожидается, что периоды засухи как раз в наиболее плодородных с точки зрения земледелия регионах России будут учащаться. Немецкие аналитики утверждают, что они даже удвоятся. Однако отмечается, что суммарный эффект подобных климатических колебаний весьма трудно прогнозировать. Но немецкие аналитики приводят данные Росгидромета, где утверждается, что суммирование негативных и позитивных сторон потепления для российского сельского хозяйства приведет уравновешиванию потерь и выигрышей. В исследовании цитируются утверждения вышеназванных российских ученых Николая Дронина и Андрея Кириленко, которые в своих работах утверждают, что если в результате потепления продуктивные площади на юге России будут сокращаться, то это может привести к неурожаям зерна и – как следствие – к возникновению проблемам со снабжением населения. В этой связи стоит напомнить, что зона черноземья, где производится основная товарная масса зерна (более 50%), составляет только 5,5% российской территории.
Правда, в исследовании приводятся и более долгосрочные прогнозы. Так, там цитируется международное исследование, проведенное Уильямом Клейном, «Global Warning and Agriculture» (2008), где утверждается, что к 2080 году без учета естественного связывания двуокиси углерода в России можно ожидать падения урожаев в сравнении с 2003 годом на 15%. А в противном случае – их роста на 5–15%.
Значительную опасность с точки зрения последствий изменения климата представляют изменения для зоны вечной мерзлоты, которой охвачено примерно 60% (а по некоторым данным, даже 65%) территории России. По данным российских исследований, ежегодно из-за эрозии берегов вследствие потепления и наступления моря Россия теряет на севере до 20 км территории страны. Отступление вследствие потепления вечной мерзлоты в глубь земли имеет двоякое последствие. С одной стороны, возникает необходимость заглубления основы (свай), на которой размещаются города и поселки севера, электростанции, включая АЭС и другие промышленные и военные сооружения, увеличения инвестиций для поддержания или создания новой транспортной инфраструктуры (автодороги, железнодорожные линии, трубопроводы и линии электропередачи). С другой стороны, таяние вечной мерзлоты высвобождает двуокись углерода и метан, которые были связаны холодом, и их поступление в атмосферу будет усиливать парниковый эффект.
Предстоящая в декабре Парижская конференция по климату должна подготовить новый, всеохватывающий договор по климату на период до 2020 года. Однако вряд ли новый договор будет носить обязывающий и всеобщий характер. Тем более важно, чтобы в Париже были заложены основы для последующего периода после 2020 года, которые бы включали в соглашение все страны и содержали обязательные к исполнению нормы по ограничению выбросов парниковых газов.
В связи с вышеизложенным представляет интерес подход российского бизнеса к данной теме, поскольку изменение климата непосредственно затрагивает их деловые интересы.
Выбросы вредных веществ со стационарных источников по федеральным округам за 2011 год (тыс. тонн).
Источник: Росстат |
Мнение бизнеса
Не так давно в интервью британской газете Financial Times один из видных представителей российского бизнеса Олег Дерипаска, президент и член совета директоров объединенной компании РУСАЛ, призвал правительство не подписывать Парижское климатическое соглашение, пока Китай, Индия и некоторые другие страны не станут активнее бороться с глобальным потеплением. Он счел, что обязательства, предложенные сейчас, означают, что соглашение окажется слишком слабым и не предотвратит рост температуры до потенциально опасного уровня, поясняют авторы интервью, журналисты Генри Сандерсон и Пилита Кларк.
«Мы полагаем, что это провал», – сказал Дерипаска в интервью газете. Он добавил: «Судя по тому, как составляется соглашение, есть также риск, что некоторые страны станут предпринимать больше, чем другие, и это создаст для бизнеса проблемы с конкурентоспособностью», – говорится в статье.
«Нужен глобальный механизм соблюдения (соглашения)», – заявил Дерипаска. По его словам, если в какой-то стране меры, связанные с климатом, будут приниматься с отставанием, «нужно, чтобы с ее экспортом что-то происходило».
«На вопрос о том, должны ли страны воздержаться от подписания Парижского соглашения, если Китай и Индия не продемонстрируют готовность принимать больше мер, Дерипаска ответил: «Да, но не только они. Индонезия играет важную роль, а также другие страны вроде США. Промышленность готова поддержать глобальный план борьбы с климатическими изменениями, если этот план будет справедливым», – говорится в статье.
Дерипаска полагает, что Китаю следует активнее реформировать свою тяжелую промышленность.
РУСАЛ принимает меры по уменьшению своих выбросов парниковых газов: теперь он питает электричеством свои плавильные печи не от угольных электростанций, а от ГЭС. В 2010 году компания получала с ГЭС 86% электроэнергии, а теперь – 91%. Компания также установила внутреннюю цену – 30 долл. за тонну двуокиси углерода, выброшенной в атмосферу. Этот индикатор используется как ориентир для будущих инвестиций, говорится в статье.
Хотя, судя по состоявшемуся в конце октября в Москве круглому столу «Взгляд европейского бизнеса на проблему защиты окружающей среды», который был посвящен в основном деятельности российских и европейских компаний в сфере изменения климата, обсуждению инициатив бизнеса к предстоящей 21-й конференции сторон РКИК в Париже, климатическим лидером России является ОАО «Архангельский ЦКБ» (АЦКБ). Если взять ориентиром производство продукции (целлюлоза) и выбросы парниковых газов в 1990 году за 100%, то цели АЦКБ до 2020 года предусматривают увеличение производства на 8% и снижение выбросов на 30%. В пятерке ведущих компаний по климатическому рейтингу РСПП, кроме АЦБК, такие компании, как «Газпром», Красноярская ГЭС, ЕВРАЗ и НОВАТЭК.
Данная конференция привлекла внимание ряда видных представителей делового мира и политических деятелей как в России, так и за рубежом. На мероприятии выступили министр экологии, устойчивого развития и энергетики Франции Сеголен Руаяль, заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, председатель правления Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье и другие официальные лица и представители бизнес-сообщества. Позицию российского бизнеса представил руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата и управления выбросами парниковых газов комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по экологии и природопользованию Михаил Юлкин. В опубликованных им тезисах имеются следующие рекомендации бизнеса для России в плане снижения выбросов парниковых газов (ПГ).
Рекомендации бизнес-сообщества
Сокращение выбросов ПГ к 2030 году должно выйти на уровень 70–75% от выбросов 1990 года (без учета поглощений в процессе земле- и лесопользования); после 2030 года обеспечить прекращение роста выбросов ПГ и принять все необходимые меры для сокращения выбросов к 2050 году до уровня не более 50% от выбросов 1990 года (без учета поглощений в процессе земле- и лесопользования); определить целевые показатели сокращения выбросов ПГ (декарбонизации производства) в основных секторах; предусмотреть цели и план действий по энергосбережению, повышению энергоэффективности, использованию биотоплива, других неископаемых видов топлива и источников энергии.
В числе дальнейших рекомендаций бизнеса для России участники круглого стола предлагают следующее.
В отношении поглощения (абсорбции) ПГ рекомендуется принять долгосрочные цели и план действий по сохранению естественных поглотителей углерода, а также по увеличению абсорбции ПГ в процессе земле- и лесопользования; предусмотреть возможность (ограниченного) использования дополнительных поглощений ПГ, достигнутых в процессе земле- и лесопользования, для компенсации выбросов ПГ на национальном и корпоративном уровнях; разработать методические рекомендации и руководство по количественной оценке поглощений ПГ в процессе земле- и лесопользования, а также порядок их учета и использования для целей компенсации выбросов ПГ. Далее в рекомендациях предусматривается финансирование мер по сокращению выбросов ПГ и адаптации к изменению климата, включая эффективные механизмы (со)финансирования и поддержки проектов, направленных на сокращение выбросов ПГ, в том числе за счет средств федерального бюджета; участие в финансировании мер по сокращению выбросов ПГ и по адаптации к изменению климата в развивающихся странах; обеспечение возможности и благоприятных условий для участия российских банков, иных финансовых институтов в зеленом финансировании как в России, так и за рубежом.
Что касается рекомендаций РСПП для остального мира, в резолюционной части говорится о национальных вкладах в смягчение климатических изменений. В их числе – добиваться максимально возможного сокращения выбросов ПГ для удержания роста температуры в пределах 2 градусов по Цельсию; предусмотреть предоставление всеми странами сведений о предпринимаемых мерах, а также о прогрессе в достижении заявленных целей по сокращению выбросов ПГ; предусмотреть ответственность стран за несоблюдение своих обязательств по сокращению выбросов ПГ, в том числе через механизмы международной торговли; пересматривать заявленные вклады стран в сокращение выбросов ПГ (смягчение климатических изменений) в сторону их ужесточения хотя бы каждые пять лет (в идеале – ежегодно). Далее для мирового бизнеса рекомендуется регулирование выбросов ПГ. Формирование углеродной цены, осуществление регулирования выбросов ПГ на национальном уровне, в том числе с помощью экономических механизмов, в основе которых лежит цена за выбросы ПГ (углеродная цена); все экономические механизмы регулирования выбросов ПГ признаются равноправными. Выбор конкретных механизмов производится по усмотрению стран с учетом их экономических и иных особенностей; недопущение использования механизмов регулирования выбросов ПГ для создания необоснованных конкурентных преимуществ производителям в одних странах за счет других; обеспечение предсказуемого и планомерного повышения цены за выбросы ПГ во всех странах с течением времени; поддержка зеленых товаров в международной торговле; для определения зеленых товаров использование оценки их полного углеродного следа; считать, что безусловными преференциями в международной торговле должны пользоваться товары и услуги, при производстве которых выбросы ПГ не превышают определенный процент (Хgreen<100) от сокращения выбросов ПГ при их использовании потребителями; этот установленный процент (Хgreen) должен пересматриваться в сторону ужесточения (снижения) хотя бы каждые пять лет (в идеале – ежегодно); к зеленым товарам должны относиться все товары и услуги, используемые для производства товара, признанного зеленым (принцип зеленой цепочки поставок).
Далее рекомендуется применение углеродной маркировки товаров и услуг, в том числе внедрить в практику международной торговли углеродную маркировку товаров и услуг на основе бенчмаркинга (benchmarking, или процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компаний с целью улучшения собственной работы, который в равной степени включает в себя два процесса – оценивание и сопоставление) с учетом цепочки поставок; внедрение различных товарных кодов для одноименных товаров и услуг с разной углеродной маркировкой; установление дифференцированных таможенных режимов для товаров и услуг с различной углеродной маркировкой. Несомненно, что эти рекомендации во многом согласовываются с идеями, высказанными Олегом Дерипаской в вышеназванном интервью. В этом плане для российского бизнеса необходим более широкий взгляд на проблему климатических изменений, который выходил бы за узкие рамки конкурентоспособности бизнеса на мировой арене и учитывал бы издержки, связанные с последствиями изменения климата внутри страны.