Париж готовится принять главное экологическое событие года. Фото Кирилла Астахова
В декабре этого года во Франции пройдет 21-я Конференция сторон по вопросам изменения климата, по случаю которой ожидается, что в Париж съедутся 40 тыс. участников: главы государств и правительств, министры, представители ассоциаций и предприятий из всех стран мира.
Климат – это планетарный вызов, большой вызов для Франции, но также для России и для всех, кто хочет действовать, чтобы наш мир стал более ответственным. Французское председательство хочет достичь амбициозного Парижского соглашения: всеобъемлющего (подписанного 196 странами!), юридически обязывающего, ограничивающего повышение температуры 2 градусами по Цельсию. Такого еще не было.
До сегодняшнего дня мы жили с идеей о том, что природа – неисчерпаемый источник ресурсов и что роль человека – «покорить» ее, чтобы извлечь из нее как можно больше.
Однако выбросы, вызванные человеческой деятельностью, повышают концентрацию парниковых газов в атмосфере, усиливая глобальное потепление земной поверхности. Так, с 1975 года средняя мировая температура повысилась на полградуса. Меня поразило сравнение, предложенное крупным российским академиком Робертом Нигматулиным: «Полградуса – это, вообще-то говоря, немало. Сопоставим: температура вашего тела 36,6 градуса, и вы в порядке, но если она на полградуса выше – вы больной. Это одна из драм потепления...»
Недавно об этом напомнил российский министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской: по России увеличение температуры относительно средней глобальной величины составило 1,3 градуса, то есть больше, чем в два раза. Что за 20 лет в четыре раза увеличило количество опасных природных явлений.
И действительно, в самой России растет число таких экстремальных явлений, как таяние вечной мерзлоты, лесные и торфяные пожары, что угрожает экологическому равновесию страны. В Сибири таинственное возникновение огромных кратеров наглядно свидетельствует о том, что Россия непосредственно подвержена климатическим изменениям.
В других уголках планеты из-за таяния паковых льдов и повышения уровня Мирового океана с карты мира могут исчезнуть города и даже целые страны. По мнению научного сообщества, если повышение температуры на Земле продолжится, то могут практически исчезнуть Голландия и Дания, а Бангладеш – страна с населением 160 млн человек – будет стерта с лица земли.
Проблема всемирная, и решать ее следует в ходе всеобъемлющих переговоров с участием всех стран на планете. Именно поэтому обсуждения проводятся в рамках ООН. Россия, конечно же, в них участвует. В группе БРИКС, где она в этом году председательствует, Россия играет ведущую роль в деле принятия амбициозных обязательств ее партнерами – крупными странами с переходной экономикой, позиция которых имеет важнейшее значение для успеха Парижской конференции.
Кроме того, отмечу, что в результате тесного и многолетнего сотрудничества французских и российских ученых в Антарктике родилось много важных идей, касающихся понимания вопросов изменения климата. С Россией плодотворно сотрудничает признанный авторитет в климатологии Жан Жузель, который руководил в Екатеринбурге авторитетной специализированной лабораторией, созданной при поддержке Мегагранта.
До Парижской конференции остается 174 дня. Может показаться, что это много, однако на самом деле это очень мало. Мы должны убедить все страны мира в необходимости безотлагательных действий. Проблема стала осознаваться гораздо глубже, а крупнейшие эмитенты парниковых газов в мире – Китай и США, которые прежде занимали уклончивую позицию, отныне объявили о своих целях по сокращению выбросов CO2. Франция и ее партнеры по Европейскому союзу приняли твердые коллективные обязательства, поставив перед собой амбициозные цели: сократить к 2030 году не менее чем на 40% выбросы парниковых газов по отношению к уровню 1990 года.
Однако этот вопрос относится не только к компетенции правительств. Он зависит от каждого из нас. И здесь важнейшую роль должны сыграть предприятия: именно они будут реализовывать технологические, технические, финансовые решения, благодаря которым мы перейдем к низкоуглеродной экономике.
Кое-кто утверждает, что нынешний экономический кризис якобы не позволяет инвестировать в модернизацию наших производственных и потребительских систем. Я, напротив, считаю, что именно потому, что мы переживаем кризис, мы можем действовать. Уже сегодня конкурентоспособны неископаемые виды энергии, которые не выделяют парниковых газов: это гидравлическая и геотермальная энергия, а также энергия биомассы. Согласно последним оценкам Международной организации труда, из-за увеличения выбросов убытки мирового экономического производства могут составить 7%, тогда как более низкоуглеродная экономика способна генерировать до 60 млн дополнительных рабочих мест.
Если будут приняты правильные решения, то работа Парижской конференции чрезвычайно позитивно отразится на экономических операторах, технологиях будущего, занятости и росте. Именно поэтому Франция хочет сделать из Парижской конференции больше, чем громогласное воззвание. Надо чтобы итогом конференции стала программа, сумма обязательств.
Для достижения успеха на COP21 следует работать по четырем ключевым направлениям:
– во-первых, всеобъемлющее, но дифференцированное соглашение, имеющее юридическое значение, которое позволит нам оставаться ниже предела в 2 градуса;
– во-вторых, вклад каждого государства, особенно в сокращение выбросов парниковых газов. Российская Федерация уже объявила свои национальные предложения;
– в-третьих, финансовая часть для обеспечения эффективности и справедливого характера соглашения;
– в-четвертых, дополнительные обязательства неправительственных участников – городов, регионов, предприятий, ассоциаций.
Чтобы добиться успеха, нам следует проявлять оптимизм и осознанную волю. Однако цель – ограничить уровень потепления 2 градусами по Цельсию – вполне достижима. Об этом говорил специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, принимая в Москве в марте этого года посланника президента по защите планеты Николя Юло и представителя Франции по изменению климата Лоранс Тубиану.
Выступая недавно в Фор-де-Франсе, президент Французской Республики господин Франсуа Олланд сказал: «Никто не сможет спастись в одиночку. Климатические катастрофы неминуемо затронут всю биосферу и ее способность к самовосстановлению». 11 декабря мы все либо победим, либо проиграем, поэтому давайте все вместе объединимся ради спасения климата!