Инициативы COP21 могут стать лучом надежды для успешного перехода мировой экономики на новые рельсы. Ирина Никифорова. Лучезарность. 2015
На этот год Франция стала, по сути, мировым центром по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата. Подготовка к 21-й Конференции сторон конвенции ООН об изменении климата (COP21/CMP11) идет полным ходом. Так, с 20 по 21 мая в Париже прошел саммит «Бизнес и климат – 2015». В общей сложности он собрал представителей более 6,5 млн компаний из 130 стран мира. Участники подтвердили свою приверженность к переходу на низкоуглеродную и устойчивую к изменению климата экономику. Однако этот переход, по их мнению, обязательно должен быть плавным и управляемым, чтобы можно было избежать непомерных затрат и хаоса на рынке. «Крупные предприниматели стали авангардом движения по сохранению климата», – цитирует генерального секретаря ООН Пан Ги Муна портал Международного института устойчивого развития. На саммите звучали призывы отказаться от практики субсидирования ископаемого топлива и ввести понятную и эффективную систему оплаты парниковых выбросов; просьбы создать условия для инвестирования в низкоуглеродные активы, особенно в развивающихся странах; обещания постепенно перейти на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и сотрудничать с правительствами в вопросах климата. Даже Саудовская Аравия, по словам министра нефти страны Али аль-Наими, собирается к 2040 году полностью отказаться от использования традиционных нефти и угля, а дальше возможна и переориентация с поставок углеводородов на экспорт электричества за счет собственной солнечной и ветряной генерации.
Окажутся ли эти громкие заявления лишь словами или за ними последуют реальные действия, покажет время. Тем не менее компании действительно готовы внести свою лепту. По данным международного проекта по раскрытию данных о выбросах парниковых газов CDP (Carbon Disclosure Project), из 500 крупнейших организаций 81% определил целевые значения по сокращению выбросов, хотя в долгосрочной перспективе не все эти программы достаточно эффективны, чтобы ограничить изменение климата двумя градусами по Цельсию в сравнении с показателями до индустриальной революции. Попытка не допустить превышения этого значения и является основной задачей нынешней стадии климатических переговоров.
Свои предложения к парижскому соглашению прислали уже 38 стран, в том числе Россия. 1 апреля 2015 года наша страна, опираясь на 1990 год как базовый, определила в качестве своей долгосрочной цели сократить антропогенные выбросы парниковых газов на 25–30% к 2030 году при условии максимального учета поглощающей способности лесов. Остальные страны берут на себя следующие обязательства:
27 февраля, Швейцария – 50% (1990–2030);
6 марта, 28 стран Евросоюза – 40% (1990–2030);
27 марта, Норвегия – 40% (1990–2030);
30 марта, Мексика – 22% (к 2030 году по сравнению со сценарием обычного развития);
31 марта, США – 26–28% (2005–2025);
1 апреля, Габон – 50% (2000–2030);
28 апреля, Лихтенштейн – 40% (1990–2030);
30 апреля, Андорра – 37% (к 2030 году по сравнению со сценарием обычного развития);
15 мая, Канада – 30% (2005–2030);
5 июня, Марокко – 32% (к 2030 году по сравнению со сценарием обычного развития).
Пруды экоквартала Клиши-Батиньоль. Фото автора |
По подсчетам экспертов, все эти предложения покрывают немногим более 30% всего объема выбросов парниковых газов (31,1% без учета заявки Марокко).
Страны должны сообщить параметры своего участия в сохранении климата до октября этого года. Вполне вероятно, что к моменту проведения конференции так и не удастся выйти на уровень, который позволит достичь поставленной цели. Большие надежды климатологи связывают с предложением Китая – основного эмитента СО2. Оно должно поступить уже в этом месяце. Напомню, что в прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин заявлял о прекращении наращивания выбросов до 2030 года и об удвоении доли ВИЭ в энергобалансе страны.
Неделю назад премьер-министр Японии Синдзо Абэ также сообщил о готовности в течение ближайших 15 лет сократить выбросы – на 26%. Для этого более 20% всего электричества к 2030 году должно вырабатываться за счет ВИЭ, то есть вдвое больше, чем сейчас. Соответствующий документ сейчас прорабатывается и должен быть направлен в ООН до конца июля.
В свою очередь, Франция на правах хозяйки предстоящей конференции своим собственным примером показывает, как нужно заботиться об окружающей среде, и пытается всеми силами убедить правительства других государств внести свой вклад в общее дело. Например, она стала первой страной, которая ввела у себя налог на углекислый газ. В государстве действуют различные налоговые инструменты, льготы и бонусы, стимулирующие переход на зеленые технологии, а сейчас готовится закон об экологическом переходе, который еще сильнее укрепит эти тенденции. Идейным вдохновителем и, я бы даже сказал, душой французской экологической стратегии стал специальный посланник президента Франции по вопросам спасения планеты Николя Юло. Этот всемирно известный защитник окружающей среды, как никто другой, болеет за успех парижской конференции. По его словам, эта встреча станет «моментом истины», который покажет, сможет ли такое количество разных стран действовать сообща, чтобы ответить на вызовы, которые стоят перед всеми нами. «У каждой страны могут быть свои собственные объективно уважительные причины для того, чтобы отложить на потом энергетический переход: либо ее экономика сейчас находится в тяжелом положении и сильно зависит от экспорта ископаемых энергоресурсов, либо из-за ситуации внутри страны преобладают совсем другие приоритеты. Некоторые готовы приложить усилия, но только если другие страны сделают столько же или еще больше. У каждой страны есть целый набор весомых аргументов, чтобы как можно сильнее ограничить свой вклад. Но подобные аргументы вкупе постепенно направляют нас всех по пути коллективного самоубийства», – говорит Николя Юло. Наиболее уязвимым странам он предлагает помочь адаптироваться к изменяющимся условиям, чтобы они с большей готовностью откликнулись на призыв сократить выбросы. Прежде чем состоится COP21, нужно пройти еще много этапов. Самый важный из них за две недели до конференции – саммит «большой двадцатки». Именно там будет дан импульс остальным странам в том или ином направлении. Но даже в случае успеха конференции это только начало большого пути. Другое дело, если США и Китай смогут пересмотреть в сторону увеличения принятые на себя обязательства, если за ними последует Европа, и в итоге 15 стран из «большой двадцатки», которые являются главными эмитентами парниковых газов, подтянутся в сторону повышения, тогда Парижская конференция стала бы просто формальностью, считает Юло.
Между тем город готов к проведению самого важного экологического события года. С 2007 года власти Парижа начали активно работать, чтобы значительно сократить выбросы на своей собственной территории. За первые пять лет энергопотребление в квартирах сократилось на 30%. Мэрия активно продвигает использование ВИЭ: для отопления все чаще применяется геотермальная энергия, повсеместно устанавливаются солнечные батареи (10 тыс. кв. м на обустроенных городских территориях и госучреждениях) и установки для экономии воды. С ноября 2011 года запущен план по обеспечению биоразнообразия: крыши города, преимущественно в новых районах, активно озеленяются, появляются новые парки и сады. Бизнесмены тоже готовы помогать – стало модно устанавливать на крышах офисов небольшие пасеки, а полученный мед раздавать сотрудникам. Чтобы снизить на 60% загрязнение воздуха автотранспортом активно развиваются пешеходные и велосипедные зоны, стимулируется покупка электромобилей (с каждым годом они становятся все популярнее благодаря развитой инфраструктуре и бонусам). В Париже заработала первая в мире масштабная сеть краткосрочной аренды машин – каршеринг Autolib – это 1740 электромобилей и 835 станций. На окраинах города один за другим появляются экокварталы. Пожалуй, самый известный из них – Клиши-Батиньоль. Его площадь – 54 га, из них 10 га – зеленая зона. Все здания максимально энергоэффективные, большая часть тепла для горячего водоснабжения и отопления вырабатывается благодаря геотермальной энергии. Система сбора отходов – пневматическая. Чтобы снизить количество сточных вод, лишнюю воду собирают в прудах, где ее очищают специальные растения, а затем она используется для орошения и других технических нужд.
Лично я в вопросе глобального потепления скорее скептик. Не знаю, насколько человек способен повлиять на глобальные климатические процессы. Однако это не мешает мне всецело поддерживать современные тенденции к внедрению зеленых технологий и сокращению вредных выбросов. Причина проста: будь то немецкий энергетический поворот, французский экологический переход или любая другая подобная программа, дышать на улице становится легче. И этого более чем достаточно.
Париж–Москва