Схема предоставлена автором
10 июня 2015 года готовится к рассмотрению во втором чтении в ГД законопроект Минэнерго РФ, устанавливающий законную неустойку за неисполнение обязательств по оплате электрической энергии и услуг по ее передаче, а также увеличивающий административную ответственность за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и их безучетное потребление.
По состоянию на 14 мая 2015 года общая задолженность участников розничных рынков электрической энергии составила 208,8 млрд руб., увеличившись с начала года на 54,1 млрд руб. Задолженность за газ на май 2015 года составляет 163,3 млрд руб., за тепловую энергию – 178,9 млрд руб., за воду и услуги водоотведения перед организациями водопроводно-канализационного хозяйства – около 15 млрд руб.
Усилия энергетиков по взысканию долгов сопряжены с длительными судебными процедурами и сталкиваются с намеренными действиями должников по банкротству организаций и выводу ликвидных активов в другие компании. Особенно остро стоит вопрос с категорией неотключаемых потребителей. Фактическая невозможность ограничения поставок энергетических ресурсов таким потребителям, а также отсутствие каких-либо санкций за нарушение ими платежной дисциплины приводят к существенным злоупотреблениям своим особым положением.
Ярким и показательным примером возникновения задолженности потребителя, который имеет возможность оплачивать потребленную электрическую энергию, однако умышленно уклоняется от ее оплаты, является водоканал г. Тутаева Ярославской области.
По данным Ярославской энергосбытовой компании, начиная с 2012 года услуги холодного водоснабжения и водоотведения в городе выполняли три компании со схожим названием, одним и тем же учредителем и штатом сотрудников – МУП «Водоканал» Тутаевского муниципального округа, ООО «Водоканал» г. Тутаева и ООО «Тутаевский водоканал». Первые две компании постигла одна судьба – взяв в аренду сети водоснабжения и водоотведения, компании собирали деньги с потребителей, исправно переводили арендную плату собственнику сетей, копили долги перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), а дальше МУП «Водоканал» Тутаевского муниципального района было признано банкротом, его «правопреемник» ООО «Водоканал» г. Тутаева с нетерпением ожидает банкротства. Третья же компания является поставщиком услуг до сих пор, однако ситуация с платежной дисциплиной не меняется. По итогам первого квартала 2015 года долг ООО «Тутаевский водоканал» составил 12,4 млн руб. Суммарная же задолженность «тутаевского хамелеона» за электроэнергию на сегодняшний день равняется 43 млн руб.
Между тем прекратить такую пугающую тенденцию наращивания долга в рамках действующего законодательства невозможно. Гарантирующий поставщик (ГП) не вправе отказать новому арендатору объекта ЖКХ в заключении договора, также нельзя привлечь к ответственности арендодателя (собственника). При этом действия ГП по ограничению режима энергопотребления должника признаются территориальными органами прокуратуры и ФАС незаконными.
Для категории неотключаемых потребителей Минэнерго РФ предлагает ввести механизм финансовых гарантий исполнения обязательств по оплате потребляемых энергоресурсов. Правительство РФ должно быть наделено полномочиями по определению критериев и порядка предоставления. В случае непредставления гарантий и непогашения задолженности виновных лиц предлагается привлекать к административной ответственности. Механизм предоставления финансовых гарантий оплаты электроэнергии успешно зарекомендовал себя на практике в ходе его применения в качестве средства борьбы с неплатежами на оптовом рынке электрической энергии и мощности. В части работы с водоканалами планируется установить особый порядок заключения, исполнения и расторжения договоров аренды систем водоснабжения, водоотведения и котельных, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заключение таких договоров аренды сделать возможным только после предоставления победителем конкурса на право заключения договора аренды банковских гарантий, обеспечивающих оплату потребляемых объектами энергоресурсов. Также законопроект предусматривает ускоренную внесудебную процедуру прекращения договоров аренды при неисполнении арендаторами своих обязательств.
Доля задолженности населения за электроэнергию в общей структуре должников, по данным ОАО «ЦФР», составляет около 21%.
Как показывает практика энергосбытовых компаний, именно пенсионеры и бюджетники своевременно передают показания приборов учета, оплачивают электроэнергию в срок и в полном объеме. Не платят же за электроэнергию в основном вполне обеспеченные граждане. Размер задолженности при этом может достигать огромных значений.
Так, в августе 2014 года, по информации ОАО «Петербургская сбытовая компания», в третий раз был отключен от электроснабжения злостный неплательщик, проживающий в трехэтажной квартире в элитном таунхаусе в Санкт-Петербурге. На момент отключения долг за электроэнергию составлял примерно 700 тыс. руб. Должник не только не платил за потребленный ресурс после ограничения энергоснабжения, но и дважды самовольно подключался к сети. Взыскать долг удалось только после начала судебного разбирательства.
Круг неплательщиков за электроэнергию достаточно широк. Среди них встречаются известные артисты, депутаты городских и муниципальных собраний, владельцы крупных предприятий и объектов недвижимости.
В октябре 2014 года ОАО «Мосэнергосбыт» провело акцию «Черная метка» с привлечением СМИ в отношении одного известного актера и телеведущего, задолженность которого превысила 100 тыс. руб. В рамках акции в квартире должника было ограничено электроснабжение, а затем подана жалоба участковому в связи с самовольным подключением к сети. После данных мероприятий долг был оплачен.
В Республике Коми у депутата республиканского Госсовета с начала года накопилась задолженность за электроэнергию в размере 108 тыс. руб. Долг был погашен только после официального предупреждения о взыскании задолженности в судебном порядке.
Но неплательщики среди населения – это только верхушка айсберга. Уровень оплаты за электроэнергию физическими лицами в среднем редко опускается ниже 95%. Гораздо более серьезной проблемой является хроническая неоплата электроэнергии со стороны юридических лиц – управляющих компаний, бюджетных учреждений и объектов ЖКХ.
Сложившаяся ситуация с неплатежами приводит к увеличению тарифной нагрузки на добросовестных потребителей ввиду того, что расходы по обслуживанию кредитов участников рынка, покрывающих выпадающие расходы от неплательщиков, закладываются в регулируемый тариф.