0
12654
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.04.2015 00:01:00

Расщепление платежа

Ольга Нагайцева

Об авторе: Ольга Владимировна Нагайцева – независимый эксперт.

Тэги: тарифы, электроэнергия, задолженность, расщепление платежа, жкх


тарифы, электроэнергия, задолженность, расщепление платежа, жкх Фото Reuters

В условиях растущей задолженности на розничном рынке электроэнергии регуляторы вернулись к обсуждению модели расщепления платежа между всеми участниками цепочки стоимости электроэнергии. Речь идет об автоматическом распределении денежных средств между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями через единый расчетный центр. Однако пока это предложение вызывает у экспертного сообщества больше вопросов, чем ответов. Не все участники рынка уверены, что эта мера поможет в решении основного вопроса – укрепления платежной дисциплины, а в итоге может привести к снижению уровня оплаты конечными потребителям.

Предлагаемая модель расщепления платежа позволяет решить лишь вопрос пропорционального распределения поступающих от потребителей средств между субъектами рынка, не устраняя при этом первичные причины неплатежей и не создавая стимулов для 100% выполнения обязательств всеми участниками рынка, считают в НП ГП и ЭСК.

На сегодняшний день сам механизм «расщепления» непрозрачен, текущая модель регулирования сложносоставляющая и включает в себя перекрестное субсидирование, тарифные небалансы. Расщепление платежа в условиях встречных обязательств между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями по оплате потерь, величина которых определяется в конце месяца, следующего за расчетным, а также наличия множества сетевых организаций в каждом регионе фактически невозможно без нарушения интересов всех сторон.

При этом придется менять принципы расчетов на оптовом рынке, отказываться от системы финансовых гарантий, так как при невозможности обеспечить собираемость 100% каждый месяц и по году в целом, на оптовый рынок и сетевым организациям будет передаваться тот уровень оплаты, который будет достигнут в соответствующем периоде. Все кредиты, привлеченные на покрытие кассовых разрывов, потребуют досрочного закрытия, так как в предлагаемой модели не будет отдельного источника для этого.

В этой ситуации все кассовые разрывы розничного рынка будут напрямую транслироваться поставщикам услуг и сетевым организациям. В условиях сезонного спада сборов, например, в первом квартале 2015 года, уровень оплаты со стороны гарантирующих поставщиков (ГП) по схеме расщепления не превысил бы 85% – фактического уровня платежей розничных потребителей. В существующей же схеме уровень оплаты на ОРЭМ более 99,6%, уровень оплаты за услуги сетевых компаний по передаче – выше 90%.

Не совсем понятна и роль сбытовых компаний в предлагаемой модели. В текущей ситуации 2% неоплаты конечных потребителей сопоставимы с 30% собственной выручки гарантирующих поставщиков, и у него очень высоки стимулы минимизировать величину неоплаты. В схеме расщепления аналогичные 2% для ГП, как и для любого другого субъекта, будут означать дефицит всего лишь 2% собственной выручки, притом что меры борьбы с неплательщиками требуют определенных затрат. Таким образом, энергосбытовым компаниям предлагается выполнять лишь биллинговые функции по выставлению счетов, и ГП не будут заинтересованы принимать меры по сбору всей величины долга с потребителей.

По данным ЦФР (Центра финансовых расчетов) и НП ГП и ЭСК, на конец февраля текущего года сумма задолженности потребителей на розничном рынке электроэнергии с учетом потерь в сетях достигла отметки в 258 млрд руб., эта сумма выше на 48,7 млрд руб., чем за аналогичный период прошлого года – 209,6 млрд руб. Основными неплательщиками перед сбытовыми компаниями по-прежнему остаются предприятия ЖКХ, управляющие и сетевые организации. Кассовые разрывы между поставленной и оплаченной электроэнергией покрываются энергосбытовыми компаниями кредитами в размере около 120 млрд руб., стоимость обслуживания которых в последние месяцы выросла в разы. Иная ситуация складывается на оптовом рынке – уровень оплаты на конец февраля, по данным ЦФР, составил 99,7% – проблему неплатежей здесь удалось решить в том числе за счет введения жестких штрафных санкций (в размере 3/225 от ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму задолженности за каждый банковский день просрочки платежа), то есть выше, чем рознице, в четыре раза.

Для укрепления платежной дисциплины на рынке НП ГП и ЭСК считает важным применить ряд мер, и прежде всего равные штрафные санкции для всей цепочки участников – от конечных потребителей до оптового рынка. Сейчас на рознице за просрочку платежа можно взимать пени в размере ставки рефинансирования ЦБ (8,25%).

Кроме того, необходимо ввести требования о предоставлении гарантий исполнения обязательств по оплате электроэнергии для неотключаемых потребителей, а также установить административную ответственность за нарушение этих требований. Даже при накоплении задолженности прекращение поставки электроэнергии этой категории потребителей невозможно, поскольку они используют электрическую энергию для оказания коммунальных услуг (водоканалы, теплоснабжающие организации) либо относятся к опасным производствам.

Другой инициативой НП ГП и ЭСК по укреплению платежной дисциплины является введение института поручительства «котлодержателя» (обычно им является межрегиональная распределительная сетевая компания) по обязательствам всех нижестоящих сетевых организаций перед ГП по договорам купли-продажи электроэнергии для компенсации сетевых потерь. Данная мера поможет решить проблемы несвоевременной оплаты территориальными сетевыми организациями потерь в электрических сетях. Для обеспечения полноты поступления денежных средств за поставленные энергоресурсы от бытовых потребителей предлагается внести поправки в Жилищный кодекс РФ, которые позволят ресурсоснабжающим организациям заключать прямые договоры с потребителями.

Помимо этого, нужно изменить механизм оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды (ОДН), а именно: распределить обязательства по оплате сверхнормативных объемов ОДН в равных долях между управляющей компанией и конечными потребителями. Этот механизм позволит снизить риск неполучения гарантирующими поставщиками денег за ОДН и мотивирует управляющие компании и жильцов проводить мероприятия по снижению потребления на общедомовые нужды.

150414_table.jpg


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1415
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
895
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
636
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
880

Другие новости