В конце декабря в Париже может произойти прорыв в решении проблемы мирового потепления. Фото Reuters
На днях были опубликованы результаты исследования, проведенного по поручению и от имени Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) группой авторов: Алиссой Гилберт, Маттью Барду, Йоахимом Шнурром, Антоном Галеновичем, Мартином Бурианом. Данное исследование было посвящено содействию развитию политико-правовой среды и основ деятельности России по смягчению изменений климата.
Исследование обеспечивает аналитическую информацию для обоснования Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) разработки и реализации плана действий по достижению сокращения объема выбросов парниковых газов в России. Цель по сокращению объема выбросов парниковых газов до уровня, не превышающего 75% объема в 1990 году, установлена указом президента России от 30 сентября 2013 года № 752. Особое внимание в научно-исследовательской работе сосредоточено на обобщении опыта внедрения и действия Европейской схемы торговли выбросами (ЕСТВ) и на формулировании на этой основе выводов к созданию в России национальной системы сокращения выбросов парниковых газов.
В работе рассмотрены шесть вариантов мер климатической политики и четыре возможных сценария их реализации в России с учетом возможности их сочетания с ранее утвержденными и осуществляемыми государственными программами. В работе также рассматриваются возможные пути согласования предложенных политики и мер в рамках разработки долгосрочной и целостной стратегии.
Предлагаемые к рассмотрению варианты политики и мер включают:
– регулирование мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в целях сбора данных о выбросах парниковых газов как фактического обоснования для разработки климатической политики;
– административное регулирование выбросов парниковых газов в форме установления показателей и стандартов, руководств, в рамках которых эмиттеры могут добровольно или в обязательном порядке принимать цели по сокращению выбросов, что может иметь дальнейшее развитие как в форме строгого регулирования объемов выбросов парниковых газов на уровне проектов, организаций и секторов экономики, так и в форме административного ограничения таких видов экономической деятельности, для которых характерны крайне низкие или отрицательные издержки сокращения выбросов парниковых газов;
– целевое бюджетное финансирование (субсидирование), обусловленное достижением результата (Performance-based financing, PBF), призвано оптимизировать издержки путем направления средств в наиболее эффективные проекты как с точки зрения потенциала сокращений, так и сопряженных выгод. Такое целевое финансирование организуется на основе опыта поддержки климатической проектной деятельности в виде механизма «совместного осуществления» или государственных программ поддержки проектов модернизации российской экономики;
– добровольное участие промышленности может служить эффективным подготовительным, переходным этапом к построению основ регулирования. Например, добровольная отчетность о выбросах на региональном уровне может содействовать процессу разработки целостного комплекса политики и мер, диалогу участников, сбору данных, а в конечном счете содействовать становлению добровольных рынков и достижению количественно измеримых сокращений выбросов;
– углеродный налог – как в качестве самостоятельной меры, так и в качестве меры, дополняющей иные политики и меры по установлению цены на углерод, – нацелен на широкий спектр выбросов парниковых газов на уровне секторов экономики, непосредственно устанавливая фиксированную цену на выбросы и таким образом создавая источник бюджетных доходов для финансирования низкоуглеродного развития;
– схемы торговли выбросами (СТВ) основаны на установлении цели по сокращению выбросов и на рыночных механизмах выбора средств достижения цели с минимальными издержками, например, путем переуступки квот или проектных сокращений (проектные сокращения также могут быть составным элементом и систем, основанных на углеродном налоге). СТВ также обеспечивают возможность формирования бюджетных доходов за счет продажи разрешений на выбросы.
Предлагаемые шесть вариантов мер климатической политики предполагают и различные масштабы покрытия, и механизмы осуществления, потому и временные параметры их возможной реализации различны. Они могут осуществляться и в различных сочетаниях и последовательности на пути к возможному развитию углеродного рынка. Нормативно-правовые решения, обусловленные принятыми политическими обязательствами и целями, могут быть приняты в краткосрочной перспективе. На уровне проектов и/или организаций мероприятия, обусловленные действующими инфраструктурными или институциональными требованиями, могут быть реализованы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Применение политики и мер широкого, в том числе секторного, охвата, как правило, обусловлено наличием надежных исходных данных и/или данных и результатов, полученных экспериментальным путем, поэтому могут быть реализованы лишь они в среднесрочной и долгосрочной перспективе.