Излишняя уличная иллюминация ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Фото с сайта www.mos.ru
Энергосервисный контракт – это особая форма договора, и в основном его целью является внедрение энергосберегающих мероприятий, но при этом затраты все на их внедрение несет не сам потребитель энергетических ресурсов – не важно, будь то тепло, электроэнергия, вода, – а инвестор. То есть приходит какой-то банк или компания, имеющая свои средства или привлеченные у банка, внедряет энергосберегающие мероприятия, меняет лампочки на более энергосберегающие, а возврат денег им получается в счет полученной экономии. Потреблял человек, платил 100 руб. за электроэнергию, стал платить 50 руб., вот эти 50 он может в течение какого-то срока возвращать энергосервисной компании или инвестору. И что у нас получается – мы фактически не вкладываем ни копейки, мы не платим дополнительных средств, получаем экономию с первого дня, потому что обычно условием энергосервисного контракта идет еще распределение экономии, она не всегда вся инвестору возвращается, а, например, может быть 80 на 20, 90 на 10, то есть мы сразу с вами начинаем экономить деньги. И после того, как энергосервисная компания уходит, будь то год, два, три или пять, обычно больше пяти не бывает, вся экономия остается у нас. И мы с вами, не вложив ни копейки, получаем экономию затрат на оплату энергосервисных ресурсов.
Зоны внедрения
Энергосервисные контракты мы разделяем на такие крупные зоны внедрения: жилые дома, где осуществляется регулирование тепла и освещения мест общего пользования; объекты бюджетной сферы, где может быть проведен более широкий комплекс мероприятий, потому что там есть такие системы, как комбинированная система отопления, воздушная и с вентиляцией. У нас во многих школах применяются очень большие витражные стекла, через которые может уходить тепло или значительное освещение городов. Напомним, что в Москве это более 400 тыс. светильников, плюс объекты архитектурно-художественной подсветки, плюс праздничная подсветка. Именно такое расточительство представляет собой потенциал по энергосервису.
Энергосервисной компанией может стать любая компания, которая занимается строительно-монтажными или пусконаладочными работами, самое главное, чтобы она имела возможность привлечения финансовых средств и понимала суть вопроса, а также обладала достаточной компетенцией в этом направлении. На сегодняшний день мы работаем, например, с такими крупными инвесторами, как Газпромбанк, Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ24. Их преимущество в том, что это очень крупные компании. А это означает прежде всего доверие и наличие финансовых ресурсов. У каждой из компаний в принципе есть свои дочерние компании, либо они готовы привлечь компании, которым они готовы доверить соответствующие финансовые средства для проведения необходимых мероприятий.
Кроме этого, у нас в проекте участвуют такие крупные компании, как, например, ТБН, которая устанавливала приборы учета по Москве и реализовывала тепловизорную программу. Мы стараемся сейчас популяризовывать данное направление как можно шире, потому что руководство города решило экономить бюджетные средства на энергосберегающие мероприятия. Те же средства, которые выделяются на энергосбережение, должны быть направлены как раз на популяризацию этого направления. Поэтому практически все финансовые ресурсы приходится привлекать в основном за счет внебюждетных инвестиционных компаний.
Я могу смело сказать, что в жилом секторе в многоквартирных домах работает сейчас около 12 энергосервисных компаний, и еще на подходе где-то пять–шесть компаний, причем довольно крупных, которые готовы брать по 100, по 200, 300 домов сразу в работу. А в план в этом году мы поставили около 500 домов и около 150 объектов бюджетной сферы.
Чеховский вариант
Спортивная база «Чехов» характерна многими позициями. Прежде всего, на этой базе был реализован ряд пилотных проектов за счет привлечения бюджетных средств. Это, во-первых, автономное освещение на базе солнечной генерации, и второе – была установлена система отопления-кондиционирования-вентиляции на базе тепловых насосов, то есть когда фактически мы с вами берем тепло, которое идет от земли, и используем его для нужд отопления помещений. Это не так грубо, не так, что мы прям берем от земли. Представляете себе холодильник? Вот у него внутри холод, а сзади тепло. Вот мы берем просто этот холод, пускаем в землю, там он нагревается, приходит обратно. Там не фреон, другие материалы. Фреон вредный, он у нас нигде не используется. А вот то тепло, которое с обратной стороны, мы используем для нагрева помещений. Это фактически такой же холодильник с тепловым компрессором – это такой вот тепловой насос. Но нам показалось этого мало, и в этом году на чеховской спортивной базе реализованы уже мероприятия, связанные с освещением, но уже в рамках энергосервисного контракта. Там в трех спортивных залах были заменены светильники. Где стояли раньше старые ртутные светильники, так называемые ДРЛ типа, которые потребляли большое количество энергии, были внедрены индукционные светильники. Этот тип светильников может быть не везде применим, то есть в них есть определенные ограничения по мощности. Другими словами, когда требуются небольшие мощности, эти индукционные системы нерентабельны. Они обладают очень низким потреблением и достаточно высокой эффективностью освещения поверхности. То есть освещенность поверхности мы обеспечиваем за счет меньшего потребления электроэнергии. К примеру, возьмем три зала, суммарно в одном зале у нас было 24 светильника ДРЛ – это зал тяжелой атлетики, в баскетбольном зале тоже 24, и в легкоатлетическом манеже было 40 светильников. То есть суммарная мощность, потребляемая всем этим комплексом, была больше 80 кВт. В год получалось 243 млн кВт в год, а это означало плату за электричество больше миллиона рублей.
По энергосервисному контракту были только заменены светильники. На весь срок энергосервисного контракта обслуживание их на себя взяла энергосервисная компания, а это четыре года. Специалисты фирмы подсчитали, что за четыре года они окупят все вложенные средства, которые составляли около 2 млн руб. Мы исходили из того, что 2 млн руб. пошло на приобретение светильников и их установку. Понятно, что подобные расходы необходимо кредитовать, а это означает, что приходится не только возвращать заемные средства, но и оплачивать процентную ставку по этому кредиту, мы должны нести затраты, связанные с эксплуатацией, с мониторингом и, естественно, должны нести некие затраты, если устройства выходят из строя, хотя надежность очень высокая, но энергосервисная компания все эти светильники должна поменять за свой счет, если они выйдут из строя в период действия энергосервисного контракта. И мы всегда настаиваем, чтобы после истечения контракта имелся некий гарантийный срок. Это может быть один или два года после окончания срока действия контракта, и энергосервисные компании в этот период несли бы полное гарантийное обязательство на все установленное оборудование.
У нас на сегодняшний день недостаточно мер государственной поддержки. Поэтому мы прорабатывали разные предложения по облегчению финансового бремени энергосервисных компаний, например, субсидирование процентной ставки, либо это может быть льготное кредитование, какая-то льготная процентная ставка. То есть необходимо внесение в определенные федеральные документы, чтобы мы признали энергосервис как вид услуги, внести в жилищный кодекс как коммунальную услугу. Но это уже не региональный, а федеральный уровень. Видимо, поэтому пока никаких решений не принято, хотя эти документы уже подписаны, согласованы премьером и находятся на этапе последнего согласования.
Что мы предлагаем? Чтобы между объектом бюджетной сферы или жилым домом и энергосервисной компанией не возникало всяких трений по подтверждению факта достигнутой экономии, по эффективности этих мероприятий, по тому, что возврат средств происходит регулярно и энергосервисная компания своевременно и в полном объеме получает средства. Мы предлагаем во все энергосервисные контракты включать ГКУ «Энергетика» – в качестве организации, осуществляющей контроль. При этом это для всех объектов бюджетной сферы и для жителей является бесплатной услугой. Мы на то и существуем, чтобы сопровождать программу энергосбережения, то есть мы готовы быть той третьей стороной, которая придет и скажет: «Да, мероприятие эффективно введено, оно сделано в полном объеме, экономия достигнута». Необходимы расчеты в сравнимых условиях. Особенно это сказывается на тепле, когда у нас одна зима может быть холодная, а другая – более теплая. И, например, потребитель может сказать: «Вы мне не сэкономили столько, сколько обещали», – а мы говорим: «На самом деле нет, потому что если бы мы не сэкономили, вы потребили бы еще больше». То есть есть специальные формулы расчета, они утверждены, они являются приложением к энергосервисному договору, и мы – та сторона, которая подтвердит, что энергосервисная компания посчитала правильно экономию, бюджет или жители не переплатят, а инвестор получит возврат средств.
В Чехове применили очень интересную технологию расчета. Для того, чтобы расчет был точным и вызывал как можно меньше сомнений, поставили такой регистратор. То есть у нас сейчас не просто стоит счетчик на осветительные приборы и считает, сколько потреблено киловатт. Этот счетчик еще и считает, сколько времени работало освещение. И мы за отчетный период понимаем число часов работы осветительных приборов и можем сравнить с прошлым годом. Вот это и будет той сопоставимостью, которая позволяет действительно оценить эффективность. А дальше формула простая – соотношение одного к другому покажет, насколько эффективно работало оборудование.
Один из «парадных» объектов применения энергосервиса-комплекса в городе Чехове. Фото с сайта www.wikipedia.org |
На сколько времени компания делает расчеты?
В принципе достаточно сделать расчеты на месяц. Когда мы заключаем контракт на жилой дом, мы рекомендуем, чтобы это был год, чтобы можно было охватить все месяцы отопительного сезона. По освещению мы тоже рекомендуем подобный подход.
У нас имелся опыт работы в регионах с наличием достаточно крупных объектов. В рамках реализации энергосервисных контрактов мы располагаем опытом, касающимся уличного освещения в ряде городов, правда, они не такие большие, как Москва. В России имеются городские хозяйства, где уличное освещение целиком реализовано в рамках энергосервисного контракта, полностью переведено на современную технологию: либо это днат-лампы натриевые, либо еще более современные светодиодные лампы, которые позволяют значительно сэкономить электроэнергию – примерно в 2,5 раза.
Что касается чеховской спортивной базы, мы заменили почти киловаттные лампы на 200-ваттные, но с тем же уровнем освещения. В некоторых местах оно даже улучшилось, потому что есть определенные проблемы: во-первых, старые лампы ДРЛ имеют очень большую степень деградации, то есть все тусклее и тусклее горят. Другими словами, если лампа, к примеру, потребляет 1000 Вт, то это не значит, что она и светит на 1000 Вт. Индукционные лампы таких недостатков лишены, светодиодные тоже имеют значительно меньшую степень деградации и достаточно долговечны. Мы получаем не просто экономию, а еще и модернизацию или более современное оборудование, которое имеет ряд других преимуществ кроме меньшего потребления. Пока единственным недостатком является высокая стоимоcть оборудования. Однако можно предположить, что технический прогресс позволит через пять лет сравнять светодиодные лампы по стоимости с лампами накаливания, и мы с вами не думая будем дома менять лампочки на более эффективные.
Проблема надежности и цены
Задача энергосервисной компании – найти производителя новых ламп. В данном случае она выступает в качестве инвестора. Как перед каждым инвестором, перед ней стоят две задачи. Конечно, с одной стороны, ему интересно дешевле купить, но, с другой стороны, он понимает, что на протяжении действия энергосервисного контракта он отвечает за бесперебойное функционирование оборудования. Если он купит у ненадежного производителя и оборудование выйдет из строя, то замену придется делать за свой счет, а это дополнительные расходы.
Поэтому на чаше весов с одной стороны лежит надежность, а с другой – стоимость. Исходя из этого энергосервисной компании выгодно подобрать себе такого партнера, который на долгие годы обеспечит ее надежным оборудованием по сходной цене.
На чеховской спортивной базе было привлечено для целей энергосервисного контракта около 2 млн руб. Срок окупаемости рассчитан с учетом интереса инвестора и составляет около четырех лет.
Проект начал уже реализовываться, и потраченные финансовые ресурсы уже начали возвращаться. Руководство Москомспорта считает, что если этот опыт будет удачным, то будет предоставлен еще ряд следующих проектов. При выборе компании производителя, как показывает наш опыт, надо исходить из марки производителя, предоставляющего гарантию на свою продукцию.
Особенность создания светодиода состоит в том, что речь идет о выращивании самого кристалла и формировании матрицы, которая дает свет. У нас в России очень многие кристаллы закупают за рубежом, а на месте уже собирают светильник. Выращивание кристалла требует несколько более сложной технологии, и мы заинтересованы в том, чтобы такое производство создавалось в России.
Но мы прекрасно понимаем, что для этого должен быть рынок сбыта, потому что организация энгергосервисного обслуживания связана с наличием технологии, которую зачастую приходится получать из-за рубежа. И хочется надеяться, что наши энергосервисные компании будут рынком сбыта, который позволит и у нас открыть такое производство.
Но для создания рынка в наших условиях необходима для начала грамотно поставленная реклама. Что было уже сделано в этом году? Была разработана типовая наглядная информация. Человек может поэтапно посмотреть, что такое энергосервис. К сожалению, когда мы провели окружные штабы в каждом округе города Москвы, мы поняли, что органы власти и потребители не понимают, что такое энергосервис. Поэтому нам пришлось организовывать вместе с аналитическим центром Российской федерации обучение в 2014 году, куда мы приглашали не только чиновников, но и представителей управляющих компаний, а также активистов от населения. На сегодня проведено около 400 собраний собственников жилья.
И все-таки продвижение есть. Если еще два года назад в ходе бесед задавался один и тот же вопрос, касающийся стоимости энергосервисного контракта, который для потребителя ничего не стоит, то сегодня наши собеседники уже лучше понимают детали организации такого обслуживания жилого сектора. Ведь если энергосервисная компания не обеспечит экономию, она не получит прибыль, не получит назад свои инвестиции.
Мы считаем, что агитацию за энергосервис надо активизировать и привлекать для этого прежде всего телевидение.
Могу привести несколько примеров работы энергосервисной системы. Возьмем отопление: мы делаем графу начислений за отопление: клиент потреблял столько-то и платил, скажем, 1000 руб. Дальше были льготы, пересчет – то есть пустые графы. И мы говорим: давайте в графе «Пересчет» мы поставим вам достигнутую экономию. То есть была 1000 руб., 20% экономия, мы ставим минут 200, итого к оплате 800. Но самой энергосервисной компании мы из этих 200 оплачиваем 160 или 180. Итого из этой тысячи 40 руб. останется у клиента. По свету немного сложнее, потому что освещение мест общественного пользования оплачивается из плана нормативной ставки содержания жилого фонда. Поэтому житель не увидит уменьшения платежа, но он не увидит и увеличения. Мы предлагаем в платежном документе внизу добавить информацию, что в этом месяце у вас сэкономлено столько-то киловатт часов, а дальше мы говорим, что срок действия энергосервисного контракта такой-то. Если эти деньги идут на погашение затрат энергосервисной компании, то в течение двух лет эти деньги компенсируются. То есть в течение этого времени клиент платит не больше, но с первого дня видит, что освещение у него лучше.