Отсутствие населения снижает издержки сооружения линий электропередачи на Дальнем Востоке. Фото с сайта www.eastern-ec.ru
В последние годы энергетика Дальнего Востока России перешла от инерционной логики развития к полномасштабной модернизации – по всему региону строятся новые крупные электростанции, обновляется сетевая инфраструктура. В этих условиях энергетики ДФО имеют все шансы выйти на рынки соседних стран в качестве сильного, перспективного игрока. ОАО «РАО Энергетические системы Востока» рассматривает сразу несколько беспрецедентных проектов международного сотрудничества, прежде всего с японскими коллегами.
Вопрос о сооружении энергомоста «Россия–Япония» впервые был затронут в рамках проработки проекта, получившего название «Азиатское суперкольцо», который рассматривался РАО «ЕЭС России» в 1998–2000 годы. Проект предполагал объединение энергосистем России, Китая, Монголии, Южной Кореи и Японии и позволял организовать широкомасштабный экспорт электроэнергии в страны-участницы проекта. Тогда российский монополист совместно с японскими компаниями «Марубени Корпорейшн» и «Сумитомо Корпорейшн» проводил предварительное обоснование и прорабатывал возможности строительства крупной экспортной генерации на Сахалине, но ввиду отсутствия коммерческого интереса у японских партнеров дальнейшая проработка проекта была приостановлена.
Таким образом, идея передавать электроэнергию в энергодефицитную Японию не нова. Но впервые за всю историю экономических отношений между двумя странами к ее претворению в жизнь есть ощутимый интерес сразу у обеих сторон.
Ситуация кардинально поменялась после аварии на АЭС «Фукусима»: японское правительство задумалось о полном выводе всех атомных электростанций из эксплуатации, что нашло отражение в новой энергостратегии. Учитывая, насколько сильно Токио зависит от мирного атома, страна может столкнуться с реальным энергодефицитом, тем более что энергосистема Японии представляет собой три энергорайона с достаточно слабыми связями. Поэтому сейчас именно Япония прежде всего заинтересована в потенциальных маршрутах импорта электроэнергии. Россия и прежде всего Сахалин, где в последнее время идет бурное развитие генерации, становятся в этих условиях ценными соседями.
Предварительные наработки РАО ЭС Востока предполагают три этапа сооружения энергомоста. На первом этапе подводный кабель «Сахалин–Хоккайдо» будет поставлять японским потребителям дополнительную мощность, возникающую при реализации существующих планов развития энергосистемы, к примеру, при возведении второй и третьей очередей Сахалинской ГРЭС-2 (сейчас ведется строительство первой очереди) экспорт может составить до 0,4 ГВт. Второй этап предполагает строительство на острове крупной генерации, ориентированной исключительно на экспорт. Третий – прокладка кабеля на материк и подключение его к Объединенной энергосистеме Востока. Полная реализация всех трех этапов может обеспечить выдачу до 2–4 ГВт в энергосистему Японии.
При этом отечественный потребитель остается в приоритете на каждом этапе проекта. Ведь дальневосточная энергетика это прежде всего социальная функция, здесь до 70% выработки приходится на обеспечение нужд населения и социальных объектов. На экспорт пойдут только мощности, в данный момент невостребованные.
Мы заканчиваем разработку предварительного ТЭО проекта, прорабатывая его детали. При этом очевидно, что окончательное решение необходимо будет принимать на уровне правительств обеих стран. Кроме того, в случае принятия решения о реализации проекта необходимо будет определить операторов проекта с каждой стороны и перечень его участников. Отдельной доработки требует и японское законодательство: учитывая, что это беспрецедентный проект для островного государства, импорт электроэнергии Японией не предусмотрен. Однако все эти трудности далеко не фатальны, ведь в проекте видится экономический интерес для всех сторон.
Но если энергомост – явление для нашей страны не самое рядовое, но более или менее распространенное в мировой практике, то другой проект РАО ЭС Востока и «Кавасаки Хэви Индастриз» – строительство завода по производству сжиженного водорода на Колыме – вообще не имеет аналогов. В связи с тем что в магаданской энергосистеме на данный момент сложился значительный профицит мощности, наши японские партнеры задумываются над тем, чтобы разместить здесь сначала экспериментальный, а затем и промышленный комплекс по выработке топлива будущего.
Для производства водорода не нужно никакого другого сырья, кроме воды. Нет у подобного рода промышленных объектов и вредных выбросов. Все, что требуется, это свободные энергетические мощности и большое количество воды. Ни тем, ни другим японцы не располагают, а вот в Магаданской области все нужное есть в избытке.
Японские компании, связывая будущее энергетики с водородом, признают, что на сегодняшний день рынок для такого топлива еще только предстоит создать. Впрочем, все больше и больше промышленников Японии начинают «водородный разворот» – появляются первые модели автомобилей на топливе нового типа, ведется разработка энергетического оборудования, в котором вместо газа или мазута будет использоваться водород. Но масштабное использование водорода в повседневной жизни все же дело будущего, поэтому на первом этапе в Магадане предполагается создать небольшой тестовый полигон, где будет производиться до 12 т в сутки. В дальнейшем же, но не раньше 2026 года, полномасштабная реализация проекта позволит получать 200 т водорода в сутки. Это уже очень серьезный объем, который потребует в том числе и создания нового типа танкеров для перевозки.
Впрочем, экспортный потенциал дальневосточной энергетики по достоинству оценили не только японцы. Продажа излишков электроэнергии в Китай ведется уже давно – профицит выработки дальневосточными электростанциями позволяет экспортному оператору Интер РАО ЕЭС передавать его в соседнюю страну по магистральным линиям. А в 2014 году РАО ЭС Востока и торгово-экономичесая зона «Расон» (КНДР) договорились о совместном рассмотрении возможности поставок электроэнергии, производимой электростанциями холдинга в Приморье, для покрытия растущих потребностей Северной Кореи. Более того, речь идет и о строительстве ветряных станций, аналогичных тем, которые дальневосточный энергохолдинг устанавливает на территории ДФО. Предварительное обоснование строительства ЛЭП в приграничный кластер «Расон» ведется уже сегодня. В перспективе это дает возможность продления ЛЭП на юг Корейского полуострова, что позволит обеспечить экспорт электроэнергии в Южную Корею, а Пхеньян и Сеул получат новый повод для сближения.