Седьмой король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Фото Reuters
Шестой король Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд скончался рано утром 23 января этого года на 91-м году жизни. Его место на троне занял наследный принц и брат короля – Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. В свою очередь, наследником престола теперь считается принц Мукрин, который занимает должность заместителя главы Совета министров королевства. Подобная династическая хронология важна, поскольку именно семья короля определяет сегодня цену барреля нефти.
С середины июня прошлого года мировые цены на нефть опустились со 100–115 долл. за баррель до 49 долл. Несмотря на это, пока что нефтяная политика государства ориентирована на сохранение своей доли на рынке в противовес возрастающей выработке стран, которые не являются членами ОПЕК. Экономисты и эксперты нефтегазовой отрасли во всем мире сейчас задаются вопросом: изменится ли эта стратегия в ближайшей перспективе? О том, что эта тенденция сохранится, косвенно свидетельствует и тот факт, что король Салман оставил на своем посту министра нефти и минеральных ресурсов Али аль-Наими. Буквально накануне кончины короля министр говорил, что Саудовская Аравия сохранит уровень добычи на уровне 9,7 млн баррелей в день, а если появятся новые клиенты, готова даже нарастить объемы. Фактически он дал понять, что ни российским, ни бразильским, ни американским, ни каким-либо еще добывающим компаниям страна не готова отдать свою часть мирового рынка нефти, но подчеркнул, что здесь Саудовская Аравия руководствуется исключительно экономическими, а не политическими соображениями. При этом в отличие от большинства американских сланцевых проектов, чья рентабельность примерно 80–90 долл. за баррель, традиционная нефтедобыча стран Персидского залива готова к низким ценам с учетом ее небольшой себестоимости.
Мнение экспертов
Независимое информационное агентство США Platts, которое является частью медиахолдинга McGraw-Hill Companies, провело исследование относительно изменений в энергетической политике Саудовской Аравии. Опрошенные агентством эксперты в целом подтвердили, что каких бы то ни было существенных перемен в этом вопросе ждать не стоит.
Аналитики американского инвестиционного банка FBR Capital Markets считают, что у Эр-Рияда есть серьезные экономические основания, чтобы сохранить текущую стратегию: «Самое главное, что сокращение производства не обязательно увеличит чистый доход Саудовской Аравии. Еще одной причиной не менять политику является эффективное субсидирование инновационных технологий для разработки сланцевых месторождений в США, а также финансирование конкурентов в Иране и России».
В банковском концерне Германии Commerzbank также не прогнозируют каких-либо изменений в подходе, однако предполагают, что король Салман, который раньше возглавлял государственный комитет по нефтегазовым вопросам, скорее всего будет активнее вмешиваться в нефтяную политику страны.
Между тем Али аль-Наими в скором времени может все-таки покинуть пост министра нефти и минеральных ресурсов, говорят эксперты, за комментариями к которым обратилось агентство Platts. Кто придет ему на смену и последуют ли за этим существенные изменения стратегии министерства, не так-то просто предугадать.
«Али аль-Наими неоднократно заявлял о своем желании в определенный момент уйти в отставку с поста министра нефти, переходный период, который за этим последует, хотя вряд ли это произойдет до июньского собрания ОПЕК, может только добавить неопределенности», – полагают аналитики FBR Capital Markets.
Глава промышленной консалтинговой компании Facts Global Energy Ферейдун Фешараки считает, что при короле Салмане нефтяная политика не изменится, однако смена верхушки Министерства нефти и минеральных ресурсов может состояться уже в июне параллельно с перестановками в кабинете министров. «Министр аль-Наими несколько раз изъявлял желание уйти в отставку, но король давал указание продолжать работу», – отмечает Фешараки. Он также предполагает, что хотя министром нефти всегда становились люди незнатного происхождения, преемником аль-Наими вполне может стать «весьма способный» принц Абдель-Азиз ибн Салман, сын нового короля, который в данный момент исполняет обязанности заместителя министра нефти и определяет политику государства ОПЕК. «Шансы 50 на 50, что король сломает традицию и назначит его министром нефти», – говорит Фешраки. В качестве альтернативной кандидатуры эксперт называет Халида аль-Фалиха, президента государственной нефтяной компании Saudi Aramco.
Специалисты одной из ведущих независимых исследовательских компаний Великобритании в области финансовых рынков Capital Economics считают, что в принципе неважно, кто номинально стоит во главе Саудовской Аравии, ведь нефтяная политика по большей части определяется технократами. К тому же, ориентируясь на показатели спроса и предложения, Capital Economics ожидает определенное восстановление цен – 60 долл. за баррель североморской марки Brent к концу 2015 года. «Резкое падение цен начинает ограничивать предложение: число активных буровых вышек в США стало сокращаться, множество новых проектов либо забрасывают, либо откладывают. Более того, последние глобальные исследования бизнеса свидетельствуют, что экономическая активность восстанавливается с начала 2015 года. Это должно снять страхи относительно спроса», – заявляют эксперты.
Глава отдела исследования сырьевых товаров компании Standard Chartered Пол Хорснелл, в свою очередь, полагает, что политика все же эволюционирует и рано или поздно им придется принять решение о смягчении стратегии удержания своей доли на рынке, чтобы позволить ценам подняться.
Экономика вопроса
В конце прошлого года Саудовская Аравия объявила дефицит бюджета на 2015 год в размере 38,5 млрд долл. с запланированными расходами почти 229 млрд долл. и прогнозируемыми доходами около 190 млрд долл.
Как сообщается в отчете Platts, саудовский банк Jadwa Investment рассчитывает, что бюджет формировался исходя из цены нефти Brent 60 долл. за баррель и что покрытие дефицита не станет для страны проблемой благодаря 736 млрд долл., которые скопились в суверенном фонде благосостояния Саудовской Аравии. При разумном расходовании этих средств может хватить на покрытие ущерба от низких цен на нефть в течение шести лет, утверждают некоторые эксперты. По данным Международного валютного фонда, страны Персидского залива потеряют около 300 млрд долл. на дешевеющей нефти в этом году, однако значительные резервы, накопленные в период дорогой нефти, позволят справляться с дефицитом бюджета на протяжении пяти лет. По оценкам МВФ, цена на нефть должна быть выше 57 долл. за баррель, чтобы доходы от продажи могли покрыть достаточно государственных расходов.
Время скидок
Пока что Саудовская Аравия может себе позволить бороться за рынок. В конце прошлого года Saudi Aramco объявила о скидках на январскую нефть: на 1,5–1,9 долл. за баррель для Азии и от 10 до 90 центов за баррель для США.
Однако в этом году стратегия госкомпании несколько изменилась. Она всерьез взялась за возвращение своих позиций на одном из крупнейших растущих рынков – азиатском. В конце прошлой недели Saudi Aramco предоставила азиатским покупателям новые скидки, на этот раз на мартовскую нефть. Саудовская Аравия сбросила цену на нефть марки Arab Light еще на 90 центов. По данным агентства Bloomberg, для Азии она теперь стоит на 2,3 долл. меньше других ближневосточных марок. Также подешевела нефть марок Extra Light и Arab Medium. Таких низких цен на эти сорта рынок не видел как минимум 14 лет.
Долгое время Саудовская Аравия ставила перед собой задачу удерживать свою долю на рынке США, но теперь госкомпания объявила о повышении цен для американских, а также европейских покупателей. По всей видимости, это было необходимо, чтобы позволить себе сосредоточить все усилия на перспективном рынке Китая – направлении, куда импорт саудовской нефти последние годы постепенно сокращался, хотя Саудовской Аравии и удавалось удерживать там лидирующие позиции.