Надежды снабдить Европу каспийскими углеводородами наталкиваются на острую нехватку инвестиций для масштабной разработки новых месторождений из-за падения цены на нефть. Фото Reutres |
Падение цен на нефть поставило под вопрос сроки освоения новых нефтяных месторождений в Каспийском регионе, а также перспективы реализации новых проектов экспорта углеводородного сырья на внешние рынки.
В Каспийском регионе основные запасы нефти находятся в Казахстане. Добыча ведется на месторождении «Тенгиз» в Казахстане и комплексе нефтяных месторождений «Азери–Чираг–Гюнешли», расположенных в Азербайджане. На казахстанском месторождении «Кашаган» добыча пока не ведется. Остальные прикаспийские государства располагают на Каспии значительно меньшими запасами.
Последние два десятилетия в Каспийском регионе прошли под флагом ускоренной добычи нефти и увеличения объемов ее экспорта. За 20 лет Казахстан и Азербайджан достигли значительных успехов в увеличении добычи и создании новых экспортных мощностей, что позволило им осуществлять поставки углеводородных ресурсов на внешние рынки.
Стратегия стран Каспийского региона была основана на масштабном привлечении иностранных инвестиций, укреплении стабильности в регионе, экономическом развитии стран за счет топливно-энергетического комплекса.
Стоит отметить, что еще несколько лет назад Казахстан и Азербайджан столкнулись с серьезной проблемой. Выяснилось, что, несмотря на все предпринимаемые усилия, страны не в состоянии нарастить добычу нефти, которая сначала замерла на одном уровне, а затем и вовсе стала снижаться.Так, если в 2013 году Казахстан добыл 81,8 млн т нефти, то в 2014 году – лишь 80,8 млн т. В Азербайджане добыча нефти в 2013 году составила 43,1 млн т, а в 2014-м – 41,9 млн т. Основной причиной подобной ситуации стало истощение старых нефтяных месторождений. Одновременно с этим прикаспийские страны столкнулись с неудачами при разработке новых, перспективных месторождений. Здесь следует отметить отсутствие современных технологий добычи, неразвитость инфраструктуры, недостаточный объем финансирования, а также сложные геологические условия. Наглядным примером является месторождение «Кашаган», с которым Казахстан связывал огромные надежды на экономическое развитие, достижение социально-политической стабильности и укрепление геополитических позиций в регионе. Несмотря на более чем 10-летние усилия и многомиллиардные затраты, промышленная добыча на этом месторождении так и не началась. Согласно последним расчетам, только замена подводного трубопровода и компрессоров на «Кашагане», из-за которых промышленная добыча была вновь остановлена в конце 2013 года, может составить, по разным оценкам, от 2 до 4 млрд долл.
Резкое снижение цены на нефть вынудило прикаспийские страны, добывающие нефть, пересматривать свои амбициозные планы добычи и экспорта нефти. Снижение цен на нефть поставило под вопрос инвестиции в геологоразведку. Корректировке будут подвергнуты все инвестиционные планы, а также макроэкономические показатели.
Вопросом будущего являются новые проекты трубопроводов, которые при низких ценах на нефть утратили свою коммерческую привлекательность. Впрочем, и в период высоких цен на углеводородное сырье добыча и реализация трубопроводных проектов продвигались более медленными темпами, чем те, которые были заложены в прогнозах, опубликованных исследовательскими центрами и нефтегазовыми компаниями. По этой причине многочисленные исследования последних лет в отношении будущих объемов добычи и сроков поставок углеводородных ресурсов на внешние рынки из Каспийского региона давали вероятностные сценарии.
Создание новых экспортных маршрутов в Каспийском регионе прошло несколько этапов. Каждый из них развивался под влиянием различных факторов: геополитической ситуации, меняющихся данных о запасах углеводородных ресурсов, уровня спроса на углеводородные ресурсы и цен на нефть на мировых рынках, а также наличия технологических возможностей, способных обеспечить разработку новых труднодоступных месторождений.
Трубопроводная гонка, в которой страны Каспийского региона приняли самое активное участие, обнажила комплекс проблем, которые стали серьезным препятствием для формирования новых энергетических потоков. Ключевыми факторами стало отсутствие необходимой трубопроводной инфраструктуры и технологий добычи, стремление использовать инвестиции нефтегазовых гигантов в качестве противовеса российской политике. Кроме того, сказалось отсутствие необходимых технологий, способных преодолеть сложные геологические условия, большие глубины залегания нефти, высокое пластовое давление, а также непростые климатические условия, которые существуют в северной части Каспийского моря.
Политическая задача диверсификации маршрутов экспорта нефти на внешний рынок на время перестает быть приоритетной. Сомнительная задача по поиску новых маршрутов уступила место проблеме сохранения сложившегося уровня добычи на Каспии. Тем более что прикаспийские страны оказались в сложной ситуации. Добыча нефти на перспективных месторождениях не началась, и, по всей видимости, о новых сроках можно будет говорить после роста цен на нефть. Добыча нефти на старых месторождениях постепенно снижается.
Пока Каспийский регион не оказывает влияния на мировой нефтяной рынок и не рассматривается в качестве альтернативы. Слишком велики затраты на освоение в сложных геологических условиях. Сказывается географическая удаленность региона, которую пока успешно преодолел Пекин, обеспечив выход каспийской нефти в китайском направлении. Темпы добычи значительно отстают от всех сделанных ранее прогнозов. Еще до падения цены на нефть расчеты показывали, что при сложившемся уровне добычи, наличии сложных природных условий и отсутствии технологий, способных обеспечить доступ к углеводородным ресурсам, рост объемов экспорта нефти можно было ожидать не ранее 2025 года. После падения нефтяных цен время выхода на внешний рынок дополнительных объемов каспийских углеводородов еще больше сдвинулось. И тем не менее каспийские месторождения по-прежнему рассматриваются в странах Каспийского региона в качестве источников углеводородных ресурсов, которые способны удовлетворить возрастающие потребности европейских стран и Китая в дополнительных объемах нефти и газа.
Как показывает история, добыча нефти на Каспии носит волнообразный характер, когда периоды взрывного интереса и значительных успехов в освоении месторождений сменяются периодами охлаждения внимания. Нынешняя ситуация с низкими ценами на нефть может не только перенести сроки освоения нефтяных месторождений, но и уменьшить внимание к энергетическим аспектам Каспийского региона, выдвинув на первый план решение политических и экономических вопросов.