Автомобили с электромотором марки Tesla стали синонимом прогресса. Фото Reuters
Сегодня на улицах немецких городов курсируют 24 тыс. электромобилей. Это немного, если учесть, что запланировано было на этот год ровно 100 тыс. (к 2020 году их должно быть уже 1 млн). Однако если учесть, что к 1 января 2014 года было зарегистрировано только 12 тыс. таких авто, то можно говорить об удвоении в годовом разрезе. Немецкая деловая газета Handelsblatt анализирует, почему все-таки электромобилизация идет не такими быстрыми темпами, как это планировалось. Прежде всего следует констатировать, что немцы серьезно подошли к решению намеченной цели. Были разработаны и предложены клиентам различные модели – от небольших электросмартов до компактных i3 от BMW и спортивных Tesla. Не были забыты и налоговые льготы и даже премии, которые правда должны быть в полной мере введены только в 2015 году. Эксперты усматривают главную причину слабой популярности электромобилей в том, что их реклама проходит мимо целевой группы потребителей. А это в первую очередь молодежь.
В чем же проблема? А она кроется в зарядных устройствах. Их явно недостаточно, и к тому же они пока не обеспечивают возможность многокилометровой езды на одной электрозаправке – максимум 100–200 км. Если число бензоколонок в Германии исчисляется десятками тысяч, то электроколонок для подзарядки электромобилей на всю страну насчитывается на сегодня только 4700. Конечно, «заправляться» электричеством можно и дома в собственном гараже с электророзеткой. Но не всем это доступно, и менее всего молодежи, которая в Германии живет на съемных квартирах. Поэтому использование электромобилей пока ограничивается только поездками до ближайшей станции метро или автобуса или до магазинов.
В этом плане в России проблема с зарядкой электротранспорта выглядит совсем неплохо. 11 декабря 2014 года, например, состоялось торжественное открытие зарядных станций для электромобилей в Санкт-Петербурге. Одна из заправок установлена на третьем этаже крытого паркинга P1 в новом терминале «Пулково», вторая станция размещена на территории паркинга ТРЦ «Галерея».
Мощность каждого устройства – 22 кВт. Среднее время полной зарядки аккумуляторной батареи электромобиля – 3 часа. Создание сети электрозаправок в Петербурге – часть Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, которую реализует ОАО «Россети». В рамках этого проекта планируется до 2020 года сформировать сеть зарядных станций как для общественного транспорта, так и для частного сначала в ключевых регионах, а затем и в масштабах всей страны. Можно выделить два приоритетных направления данной программы: создание электрического общественного транспорта и формирование зарядной инфраструктуры для корпоративных автопарков.
В 2015 году в Петербурге ОАО «Ленэнерго» планирует установить еще несколько десятков зарядных станций для электрокаров. Составлением «дорожной карты» сети зарядных станций для электротранспорта займутся ОАО «Ленэнерго» и профильные комитеты администрации Санкт-Петербурга. Предполагается, что местами их размещения станут паркинги торгово-развлекательных комплексов в различных районах города, объекты коммерческой недвижимости, а также парковки на улицах и площадях в центре Петербурга. В рамках реализации Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта ОАО «Россети» создают условия для широкомасштабного внедрения всех видов автономного электротранспорта не только в Санкт-Петербурге. В 2015 году ОАО «Россети» планирует разместить несколько сотен зарядных станций в Москве, Красноярске, Ярославле, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах.
Дочерние предприятия ОАО «Россети» готовят план перевода корпоративного транспорта с двигателем внутреннего сгорания на электротранспорт до 2020 года с учетом загрузки планируемой зарядной инфраструктуры.