Президенты Тихоокенаского альянса (слева направо: Хуан Мануэль Сантон – Колумбия, Мишель Бачелет – Чили, Ольянта Умала – Перу, Энрике Пенья Ньето – Мексика) на климатическом форуме ООН. Фото Reuters
Климатическая конференция ООН в Лиме закончилась в декабре достижением минимально возможных результатов или консенсуса, считает ведущая германская экономическая и финансовая газета Handelsblatt. Как это можно понимать?
С одной стороны, итоги конференции по климату, отмечает немецкое агентство Deutsche Welle (DW), разочаровали, поскольку она не принесла тех существенных результатов, на которые многие надеялись. Но это все равно важный шаг на пути к новому глобальному соглашению, подчеркивает обозреватель DW Ирене Квайле. Давайте разберемся по существу в таких разных оценках.
Переговорам предшествовало заключенное в ноябре соглашение между США и Китаем по объемам выбросов в атмосферу. Однако надежды на то, что оно станет катализатором глобального соглашения, развеялись в самом начале саммита в Перу.
Активисты борьбы за спасение климата уже подвергли критике этот договор, назвав слабым и неэффективным компромиссом, который подрывает уже действующие международные законы по защите климата. Трудности переговоров были вызваны серьезными разногласиями между развитыми и бедными странами по поводу того, как распределить обязательства по сокращению выбросов в атмосферу двуокиси углерода.
По словам председателя саммита, текст заключительного документа нельзя назвать идеальным, зато он включает мнения всех сторон. По словам корреспондента Би-би-си Мэтта Макграта в Лиме, ни одна из 194 стран, принимавших участие в саммите, не осталась полностью удовлетворенной итоговым соглашением, однако каждая отчасти добилась своего.
Прежде всего участники конференции все-таки смогли договориться, что в конце 2015 года на конференции в Париже должен быть подписан договор, цель которого не допускать уровня потепления на планете выше двух градусов по Цельсию. Участникам даже удалось согласовать проект этого договора. Конечно, он представляет собой только лист пожеланий, которые необязательны для исполнения и которые к тому же можно по-разному трактовать. Но, как сообщает Ирене Квайле, у стран есть еще время до марта 2015 года, чтобы предоставить конкретные цифры и задачи для нового глобального соглашения по климату, которое планируется принять в Париже в конце 2015 года. Было бы наивным предполагать, что они поддадутся давлению и сделают это уже сейчас в Лиме.
То, что госсекретарь США Джон Керри выступил на конференции лично, можно назвать особым событием. Однако то, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой без особого воодушевления отреагировали на его предупреждение о необходимости сократить выбросы СО2, вряд ли кого-то удивит. Возможно, Керри, по сути, и прав, однако очень непросто выслушивать подобные требования от представителя страны, которая в наибольшей степени способствовала глобальному потеплению.
После доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в этом году стало ясно, что именно должно быть сделано. Объем выбросов парниковых газов может увеличиваться максимум до 2020 года, если мы хотим удержать изменение климата в приемлемых рамках. К 2050 году большая часть мировой потребности в электроэнергии должна покрываться за счет возобновляемых источников энергии, а к 2100 году необходимо будет полностью отказаться от использования ископаемых энергоносителей.
Понятно, что для достижения этих целей свой вклад должны внести все государства. Можно, конечно, понять, когда развивающиеся страны и страны с переходной экономикой настаивают на особом к себе отношении, указывая на тот факт, что до сих пор главными виновниками изменения климата были «старые» индустриальные страны. Однако представляется странным, что такая страна, как Китай, которая стала крупнейшим источником выбросов СО2, настаивает, чтобы ее по-прежнему рассматривали как развивающуюся. Нельзя также упускать из виду и настоящий бум в угольной промышленности Индии, который становится огромной проблемой для глобального климата. Впрочем, крупнейшие страны-загрязнители – Китай и США – по крайней мере признали настоятельную необходимость принятия мер по защите климата. Конечно, слова должны подтверждаться делом – пока имеются только документальные обязательства на этот счет. Но учащающиеся погодные катаклизмы в обеих странах и огромная проблема загрязнения воздуха в Китае являются лучшей гарантией того, что обе эти страны будут действительно проявлять активность в последующие годы.
Конференции по климату, бесспорно, важны, отмечает Ирене Квайле, так как мир нуждается в обязательном для всех международном соглашении по климату. Однако спасти мир от глобального потепления конференции не в состоянии. Работа по защите климата не должна приостанавливаться в промежутках от одного декабря к другому. Переосмысление должно произойти на уровне повседневной политики. Переход к использованию возобновляемых источников энергии и к «зеленой» экономике – вот ключ к успеху. При всем разочаровании результатами конференции в Перу Лима должна стать важным шагом на пути к заключению нового глобального соглашения в Париже в будущем году. Шаг этот стал, однако, не столь большим, как многие ожидали.
Если рассматривать ежегодные климатические конференции в качестве критерия, то можно сказать, что давление растет, а вместе с тем и риск, что они потерпят неудачу. Принятие многих неприятных решений было перенесено на будущий год. Париж должен будет все расставить по своим местам. Если ожидания от подобного двухнедельного мероприятия слишком высоки, то они обречены на провал. Правительствам многих стран нужно вынести урок и осознать, что для того, чтобы саммит в Париже прошел успешно, наметить пути развития необходимо заранее – причем не только в отношении переговоров в ООН.